Найти в Дзене
Виктор Каменев

История Белгородской области

«История нашего края. Белгородская область». Учебники для наших школьников 5-7 классов под таким заголовкам готовятся сейчас к изданию, под эгидой истфака БелГУ. Рукописи региональных учебников выставлены в интернет, для ознакомления и высказывания замечаний и пожеланий, их надо предоставить до 15 декабря. Прочитать несколько учебников за оставшееся время, по ссылке, и предоставить детальные замечания, затруднительно, но я просмотрел, бегло, эти учебники, останавливаясь на выбранных местах, и вот что можно сказать. В сопроводительном письме из Министерства образования говорится, очень правильно, что эти учебники по истории должны способствовать «формированию устойчивых представлений об истории Белгородской земли как вечного форпоста юго-западных рубежей нашей страны во все времена, чувства сопричастности к судьбе родного края, воспитанию чувства гордости за его героическое прошлое и настоящее». Для этого детям, школьникам, нужно готовить самые лучшие материалы, не считаясь с затратам

«История нашего края. Белгородская область». Учебники для наших школьников 5-7 классов под таким заголовкам готовятся сейчас к изданию, под эгидой истфака БелГУ. Рукописи региональных учебников выставлены в интернет, для ознакомления и высказывания замечаний и пожеланий, их надо предоставить до 15 декабря.

Прочитать несколько учебников за оставшееся время, по ссылке, и предоставить детальные замечания, затруднительно, но я просмотрел, бегло, эти учебники, останавливаясь на выбранных местах, и вот что можно сказать.

В сопроводительном письме из Министерства образования говорится, очень правильно, что эти учебники по истории должны способствовать «формированию устойчивых представлений об истории Белгородской земли как вечного форпоста юго-западных рубежей нашей страны во все времена, чувства сопричастности к судьбе родного края, воспитанию чувства гордости за его героическое прошлое и настоящее».

Для этого детям, школьникам, нужно готовить самые лучшие материалы, не считаясь с затратами, тщательно их проверять, не только на экспертных советах, и общественных обсуждениях, но и распечатать хотя бы 100 экземпляров и дать почитать самим детям, в школы, и посмотреть на их реакцию.

Если дать краткую оценку этих пока рукописей, то они провалят поставленную Министерством образования задачу, никакой любви к истории, к родному краю они не вызовут, их будут «проходить», как проходили мы в своё время «историю СССР». Слог и подача материала, кстати, аналогичные.

Не вдаваясь в содержание, сама стилистика рукописей — это образец канцелярской, бюрократической речи, наукообразной от огромного количества терминов, до целых обобщающих пафосных заключений. Это сокращённый «курс» для студентов вузов, а предназначен детям! Постарались впихнуть в неё всю историю, от веков до нашей эры до наших дней. Дети потеряют интерес к этой истории с первых страниц.

Детям нужно рассказать об истории нашей интересно, а не научно: возникнет интерес к истории, они сами найдут дополнительные материалы, отобьёте этот интерес — забудут и то, что «проходили».

Почему не начать историю нашу с освещения важнейших её событий, с наших гербов и знамён, главных символов и имён, славных её страниц, с истории Великой Отечественной войны, вместо того чтобы изучать печенегов и половцев? Не вся история наша «равноценна» с точки зрения сегодняшнего дня, для воспитания любви к Отечеству. Давать её «научно» для детей сплошным потоком «от и до» - это значит не понимать их психологию. Если «история» не интересна, и просто не читабельна — она не вызовет ни чувства гордости, ни любви.

Историки наши кичатся своей «профессиональностью», так вот, с точки зрения профессиональной журналистики, они не умеют «писать», от слова «совсем». Их тексты, за редкими исключениями, нечитабельны: они наукообразны, громоздки, тяжеловесны, неудобоваримы. В «профессиональном сообществе» - это их проблемы, но когда они выходят с такими текстами к детям — это беда.

Отсюда, для создания учебников для детей нужно привлекать наших писателей, журналистов, чтобы они поработали над их стилистикой. Взять хотя бы название учебников, из-за стремления к "научности", в них уже тавтология. Лучше сказать просто и кратко: «История Белгородской области».

Вообще, внесение в школьную программу истории региона, области, - это важная, замечательная инициатива, которую можно только приветствовать. И подходить к ней нужно очень серьёзно и строго, чтобы школьник сказал вслед за А.С.Пушкиным: «Я чрезвычайно дорожу именем моих предков..."

Ё моё
17.12.2025