Почему игра? Разве учёба — это не серьёзно?
Для ребёнка 7-10 лет игра — это самая что ни на есть серьёзная и естественная форма познания мира. Через неё мы решаем сразу несколько важнейших задач:
1. Снимаем страх. Строгий «диктант» пугает, а «Операция “Безударная гласная”», где нужно спасти пропавшую букву, — это вызов и приключение.
2. Превращаем абстракцию в конкретику. «Имя существительное» — скучное определение. А вот если это «пойманные» в тексте слова-предметы, которые мы складываем в свою «ловушку»-коробку, — совсем другое дело.
3. Развиваем «неучебные» навыки: умение работать в команде, договариваться, проигрывать, логически мыслить и действовать по правилам.
Идеи из учительской копилки
Вот несколько рабочих идей, которые «выстреливают» на моих уроках:
На уроках русского языка:
1. «Морфологическое лото» (2-4 класс). Вместо скучного разбора по членам предложения. Карточки у детей — с вопросами («Кто? Что?», «Какой?» и т.д.). Я ведущий — достаю из мешочка карточку со словом. Кто быстрее поймёт, к какой части речи оно относится и правильно закроет свою карточку? Азарт, скорость, повторение — всё в одном.
2. «Шифровальщики» (1-2 класс). Идеально для фонетики. Пишу на доске «шифровку»: [й’ама]. Дети в парах расшифровывают и записывают слово («яма»). Или наоборот: даю слово, а они должны создать его звуковую схему с цветными фишками (красный — гласный, синий — твёрдый согласный и т.д.).
3. «Редакция газеты “Грамотей”» (3-4 класс). Работа над ошибками превращается в творчество. Раздаю «тексты» с преднамеренными ошибками. Дети в мини-редакциях (по 3-4 человека) ищут и исправляют их, аргументируя свои решения. А потом «верстают» чистовик на красивом листе. Чувство важности миссии — зашкаливает.
На уроках литературного чтения:
1. «Театр на столе» (1-4 класс). После чтения сказки или рассказа дети получают набор фигурок (можно распечатанных или слепленных из пластилина) и декораций. Их задача — разыграть ключевую сцену, придумать реплики героям. Это глубочайшая работа над пониманием характеров и сюжета.
2. «Сундук характеристик» (2-4 класс). Для анализа героя. Кладём в центр нарисованный сундук. Задаю вопрос: «Какими сокровищами-качествами обладает Иван-царевич?» Дети пишут на «золотых» монетах: «смелость», «доброта», «упорство». А для отрицательного героя можно завести «сундук с пустыми камнями»: «жадность», «лживость».
3. «Литературный квест» (3-4 класс). По пройденной теме. Станции по классу: «Угадай героя по предмету» (коробочка с «пером Жар-птицы», «красной шапочкой»), «Собери пословицу из произведения», «Найди рифму к стихотворению». Командная работа, движение, праздник мысли.
Важное правило: игра — не вместо, а ради
Ключевой принцип, который я для себя вывела: игра не должна быть просто развлекательной паузой. Она — дидактический инструмент с чёткими целями.
Перед игрой я всегда вслух (чтобы и дети понимали) формулирую учебную цель: «Сегодня мы потренируемся определять падежи» или «Мы учимся видеть авторское отношение к герою». После игры — обязательная рефлексия: «Что мы сейчас тренировали? У кого было самое сложное задание? Что нового вы поняли?»
Коллеги, рискните! Да, сначала шумно. Да, нужно готовить материалы. Но когда видишь, как у «молчуна» загораются глаза в командной игре, а «неусидчивый» собирает все пазлы с частями слова, понимаешь: это оно. Это та самая мотивация, тот самый интерес, который и делает наших детей не исполнителями, а думающими, любознательными и уверенными в своих силах людьми.