Итак, мне случайно попалось упоминание псаломщика Александра Павловича Сахарова в метрических книгах Архидьяконской церкви погоста Махрово Галичского уезда Костромской губернии. Об этом я писала, когда исследовала фамилию Золотовы.
Я регулярно встречаю мнение, что повезло тем исследователям, у кого в роду были представители духовенства. Что по священникам, дьяконам, дьячкам и пономарям сохранилось больше письменных упоминаний и, поэтому, таких предков проще искать. Даже на предков, бывших церковными старостами, распространяется это документное изобилие. На примере исследования родословной пономаря Александра Павловича Сахарова посмотрим, так ли это.
Как я уже рассказывала, фамилия Сахаров – это фамилия моего деда, потомка костромских священно и церковнослужителей. Поэтому меня интересуют все представители Костромского духовенства по фамилии Сахаровы.
Я сразу предполагаю, что маловероятно наше родство с Александром Павловичем Сахаровым, но точно это станет известно, когда мы узнаем о нем побольше.
Объясню, почему я изучаю всех представителей фамилии Сахаровых, относящихся к Костромскому духовенству, а не только своих предков и их родственников. Иногда найти доказательство, что условный священник и дьячок Сахаров просто однофамилец, так же важно, как и найти «своего». Так отсекаются ложные пути поиска, и остаются пусть не протоптанные, но верные дорожки.
Кроме того, каждый раз узнавая новое имя, я надеюсь, что и его потомки ждут с нетерпением узнавание предка. Учитывая то, что зачастую «священнические» фамилии назначались в Духовных училищах, а не наследовались, то найти предка превращается в «задачу со звездочкой» И вдруг я помогу кому-то отыскать неизвестного пращура.
Что мы можем сделать, чтоб отследить родословную?
Нужно учитывать, что духовенство в отличие от крестьян не были привязаны к земле. В XIX священник или дьячок отправлялся туда, куда укажет церковное начальство – даже в другую губернию.
Бракосочетание священников и дьяконов всегда осуществлялись до принятия сана. Оно могло проводиться в церкви и другого уезда, например, где служил отец невесты, если девица была тоже духовного звания. Дьячок или пономарь могли заключить брак уже во время службы.
Это усложняет генеалогические поиски. Крещение детей обычно осуществлялось там, где на тот момент служил отец. Но иногда, в церкви тестя или другого значимого родственника.
Таким образом мы – потомки приступаем исследование с тем, что мы зачастую не знаем, где родился, женился и даже умер известный нам предок. Иногда известно только одно из мест его службы.
Впервые запись рукой псаломщика Александра Сахарова на странице метрических книг появляется в 1878 (ГАКО, Ф.56 Оп. 21 Д. 159 л.285об-286). В 1905 году Александр Павлович Сахаров умер (1905 Ф.56 Оп. 21 Д. 162 л.143об-144). Значит, нас интересуют клировые ведомости Архидьяконской церкви погоста Махрово с 1878 по 1905 год.
Клировая ведомость — это специальный документ, в котором ежегодно записывалась информация о священноцерковнослужителях и храмах. В клировую ведомость вносились данные о штатных и заштатных причетниках, такие как образование, возраст, семейное положение и другие сведения. Помимо этого, клировые ведомости включали детальные описания церквей, даты постройки, их состояния. Документ составлялся в двух экземплярах: один оставлялся в самом храме, а другой отправлялся начальству в Консисторию.
В Государственном Архиве Костромской области хранятся по большей части консисторские экземпляры, поэтому, чтоб найти нужный документ необходимо знать к какому Благочиническому округу относилась Архидьяконская церковь погоста Махрово Галичского уезда.
Что не отнимешь, так это то, что духовенство чаще всего хорошо исследовано. В случае с Костромской Епархией сразу на ум приходят Алфавитные списки священников и диаконов Костромской губернии составленные Галиной Вольдемаровной Брезгиной за 1879, 1890, 1910 и 1917г. Их можно найти на сайте Духовенство русской православной церкви в XX веке.
Заглядываем в списки за 1890 год и узнаем, что под пунктом 2081 есть Сахаров Александр, который служит псаломщиком в погосте Махрово Архидиаконской церкви, относящейся к III Буйскому Благочиническому округу.
Переходим к Электронному читальному залу Государственного Архива Костромской Области (ЭЧЗ ГАКО). Клировые ведомости содержатся в фонде ф.130 и неплохо оцифрованы.
За интересующие нас годы можно выделить Клировые ведомости церквей III Буйского благочиннического округа:
Ф.130 Оп. 9 Д. 1288 – 1881 г. (л.52 Архидьяконская церковь), Ф.130 Оп. 9 Д. Д. 1305 – 1887 г. (л.56), Ф.130 Оп. 9 Д. 1308 – 1887 г., Ф.130 Оп. 9 Д.1315 – 1889 г., Ф.130 Оп. 9 Д.1318 – 1890 г., Ф.130 Оп. 9 Д. 1324 – 1891 г., Ф.130 Оп. 9 Д. 1326 – 1891 г., Ф.130 Оп. 9 Д. 1350 – 1894 г., Ф.130 Оп. 9 Д. 1368 – 1897 г., Ф.130 Оп. 9 Д. 1372 – 1898 г., Ф.130 Оп. 9 Д. 1374 – 1898 г., Ф.130 Оп. 9 Д. 1381 – 1899 г., Ф.130 Оп. 9 Д. 1399 – 1902 г. [Архидьяконской церкви нет], Ф.130 Оп. 9 Д. 539 – 1902 г. [Архидьяконской церкви нет], Ф.130 Оп. 9 Д. 1405 – 1903 г., 22об-23 Св.Ап. Великомученника архидьякона Стефана, что в Махрове [листы указанием состава причта утрачены].
Посмотрим первую и последнюю сохранившуюся запись клировых ведомостей за 1881 и за 1901. Обычно, когда я провожу исследование по прямой линии, то я изучаю все имеющиеся клировые ведомости, да и другие документы тоже. Любая дополнительная запись, иная формулировка, да и пометка на полях может помочь сделать важно открытие. Но для нашего краткого исследования я упущу этот момент.
Привожу расшифровку текста, так как копирование документов с экрана ЭЧЗ ГАКО запрещено правилами архива. А заказать и получить копию документа официальным путем быстро не получится. Поэтому, желающие посмотреть на формат клировой ведомости, напишите мне об этом комментариях. Я покажу на примере моих предков копии тех документов, которые у меня уже есть. Но вернемся к исследованию.
Из клировых ведомостей мы узнаём, что Александр Павлович Сахаров выпустился из Галичского училища в 1865 году и поступил в монастырь послушником. Дальше он был назначен в село Горки-Пенье дьячком в 1867 году, где прослужил 9 лет и где, вероятно и были крещены его старшие дети. Затем переведен в село Куниково, где служил 2 года, и наконец назначен к Архидьяконской церкви села Махрово в 1878 году.
К слову, представьте, Александр Павлович прослужил в погосте Махрово более 30 лет. За это время они видел крещения, венчания и отпевания всех жителей соседних деревень. Если ваши предки ходили в этот храм, то вероятно он был с ними знаком или хотя бы встречался.
Метрические книги села Горки-Пенье Николаевской церкви сохранены с 1881 года, а Села Куникова – с 1856 года, что большая удача для Костромского архива, в котором был пожар в 1980е. Из метрической книге за 1877 год узнаем о рождении Михаила Александровича Сахарова (ГАКО Ф.56 Оп.1 Д.59 л. 249об-250). И большего, к сожалению найти не удается. Клировые ведомости этих церквей за интересующие нас годы тоже утрачены.
Еще мы узнали, что отец Александра Павловича Сахарова служит при Георгиевской церкви, что на р. Костроме Буйского уезда. И больше никакой информации нет – «судим и штрафован не был», «ни с кем ни в родстве».
Ищем факты об отце Александра Павловича Сахарова.
Вернемся еще назад, и посмотрим клировые ведомости Георгиевской церкви, что на Костроме. Они сохранились за 1836 и 1838 год. К сожалению, это задолго до предположительного рождения Александра Павловича. Там есть пономарь Павел Павлович Сахаров, но он еще холост.
Далее ведомости этой церкви продолжаются в 1884 году уже после кончины Павла Павловича. В них указана его вдова Наталья Гавриловна. Но нет никаких упоминаний ее детей. Поэтому мы не можем сказать, мать ли это Александра Павловича (ГАКО Ф.130 Оп. 9 Д.1294).
К счастью есть еще серия документов – Учащиеся из духовенства Костромской губернии (ЦГАМ-Москва ф.229 оп.5 д.66, ЦГАМ-Москва ф.229 оп.5 д.251 и др.), которые охватывают период . Его индексацию провела волонтер Наталья Доронина. Она проделала титанический труд. В ее индексации более 10 000 строк. Ознакомиться с результатами ее труда можно на сайте Великие описи.
В списках мы находим Александра Павловича Сахарова из села Георгиевского и его отец действительно пономарь Павел Павлович.
Однако родство с Натальей Гавриловной так напрямую не следует. Дьячки и пономари могли заключать повторный брак. Поэтому, не найдя прямых указаний в каком году было венчание между Павлом Павловичем и Натальей Гавриловной, выводы делать рано.
Какие еще документы доступны по духовенству? Это фонды Духовных и уездных училищ. Среди них могут быть ведомости по успеваемости, где указаны отцы учащихся (или не указаны). Или же прошения, которые дьячки, пономари, дьяконы и священники, будучи грамотными писали лично своей рукой.
К сожалению, такие документы бывают редко оцифрованы. Иногда, даже чтобы изучить описи и выявить нужный документ, требуется личный визит в архив. Поэтому для нашего беглого исследования неизвестного нам пономаря, эти документы не подойдут.
И под конец обратимся к доступным и уже известным нам метрическим книгам погоста Махрово. И смотрим на получившееся древо семьи псаломщика Александра Павловича Сахарова.
Было ли проще искать человека из духовного сословия?
Мы с вами провели достаточно объемное исследование, чтобы сделать вывод. Просмотрев множество разнообразных документов, мы не узнали ни о матери Александра Павловича, ни о его братьях и сестрах. Нам неизвестна даже девичья фамилия его жены, также, как и место её рождения или их брака.
И это общая проблема изучения духовенства Российской империи. Священно-или церковнослужитель направлялся в приход на усмотрение архиерейского начальства, поэтому он мог родиться в одном месте, венчаться в другом, крестить своих детей в третьем, четвертом и даже пятом, а упокоиться и вовсе за штатом, проживая с кем-то из родственников.
Лично я делаю вывод, что генеалогическая удача зависит скорее от сохранности документов, чем от сословия. Самая моя непроработанная часть древа – как раз представители Костромского Духовенства, самый старший известный мне предок родился около 1760 года. Тогда как некоторые ветки государственных крестьян Вятской губернии изучены мной до начала XVII века.
Если не погружаться в тему, кажется, что у соседа трава зеленее. Или документов больше. В реальности, поиск крестьян, в регионе с хорошей сохранностью метрик и ревизий может оказаться проще, чем духовенства, документов по которым не сохранилось.
Благодарю всех, кто совершил со мной это исследование. Есть ли у вас опыт поиска духовенства? Поделитесь в комментариях, какие выводы сделали вы. Подписывайтесь на мой канал Дневник путешественника во времени. Нас ждут новые путешествия в прошлое.