Минувшее воскресенье стало финальной точкой проекта «Одна страна – одна война» руководителя Пензенского отделения Союза кинематографистов России, киноведа, историка кино, Президента кинофестиваля «Мужская роль» имени Ивана Мозжухина Светланы Старостиной. Рассказ о кинематографе бывших союзных республик Советского Союза, отражавших тему Великой Отечественной войны, завершился в новом здании Пензенского краеведческого музея ярким вечером-аншлагом. В этот раз в центре внимания был поистине великий кинематограф России периода СССР. Завершал программу фильм, который является одним из самых ярких и сильных в нашей кинематографии – «Двадцать дней без войны».
– Мне очень хотелось, чтобы эту картину кто-то представил, – заметила Светлана Александровна. – Так сложилось, что уже немного осталось людей, которые принимали участие в её создании. Мы давно общаемся с народной артисткой РСФСР Людмилой Васильевной Зайцевой, которую я также давно горю желанием пригласить на наш кинофестиваль «Мужская роль». Была даже идея сделать её почётным президентом фестиваля. Наконец-то, нам удалось организовать этот визит в Пензу!
Перед началом творческой встречи с почётной гостьей из столицы были представлены фрагменты фильмов с участием Людмилы Зайцевой.
А затем под громкие аплодисменты перед кинопубликой появилась и главная героиня вечера. Людмила Васильевна поделилась своими впечатлениями о советском и современном российском кинематографе, ролях, сыгранных в разные годы, об участии в картине «20 дней без войны», а также ответила на вопросы зрителей.
– Да, давно получала приглашения на ваш фестиваль, но в силу разных причин приехать не получалось. Сегодня удалось немного промчаться по городу и познакомиться с ним. Очень рада этому приезду.
О российском кино: вчера и сегодня
– Вы знаете, в каком состоянии находится нынешний кинематограф, да и всё наше искусство. Кому-то это нравится, но мне – нет. Хорошее, доброе, замечательное и идейное советское кино, – оно было разным, и вполне устраивало зрителей всех возрастов. Мне рассказывали, что люди с различным уровнем образованием, рабочие и академики, например, искренне воспринимали и любили фильм «Здравствуй и прощай». Он нравился как жителям деревень, так и горожанам. Это жизненное кино. Могу назвать именно его своей «визитной карточкой». Причем, всегда могла выбирать из того, что мне предлагали.
Сейчас же наступили иные времена. Выбирать уже не из чего. Слава Богу, мне ничего и не предлагают, – этому даже рада. Меня спрашивают: снимаюсь ли я в кино?
– А вы часто ли сегодня в кино ходите? – задаю встречный вопрос.
– Нет, мы по телевизору смотрим. Но вообще, конечно, это ужас…
– И вы хотите, чтобы я в этом ужасе принимала участие?!
Сейчас у нас киномолодежь часто хвастается своими ролями, много снимается. Делятся мнением о своих жёнах, историями об изменах, страстях, романах. Столько всего пишут! Я, правда, не очень люблю об этом читать. А та моя кинематографическая жизнь, которая осталась за плечами, уже практически замерла. Но я нисколько не жалею об этом и совсем не страдаю. Ведь всё, что смогла, сыграла. Из последних работ могу выделить роль матери Григория Мелихова – Василисы Ильиничны в фильме режиссёра Сергея Урсуляка «Тихий Дон», снятом в 2015 году. Мы с удовольствием ездили на съемки картины на Дон, в село Вёшенское, продолжались они полтора года. Это была редкая возможность прикоснуться к прекрасному материалу.
Особенно запомнился музей Михаила Шолохова, окружённый ароматной сиренью. Оказывается, могилы писателя и его супруги находятся именно на его территории. Там всё усеяно цветами. Вышла оттуда по-настоящему окрылённой, – мне его сотрудники показали всё, и заметили при этом, что я оказалась единственной его гостьей из всей съёмочной группы фильма. Меня напоили вкусным чаем, подарили большой букет пионов. Я подумала: как же поменялись времена!
К сожалению, ничего нового и особо выдающегося за последние годы у меня не наблюдалось, похвастаться здесь нечем.
Впечатления о молодости и первых киносъемках
– Вспоминаю свою молодость. Я ведь приехала с Кубани Ростовской области. Там те же станицы, камыши, поля и хаты, всё узнаваемое по сценарию фильма «Здравствуй и прощай». Только окончившая театральное училище, я тогда получила приглашение на главную роль. У нас были прекрасные отношения с Михаилом Кононовым, Виктором Павловым и Олегом Ефремовым, режиссёром Виталием Мельниковым.
А в Новочеркасске случился тогда любопытный случай. Съёмочную группу обычно огораживают, приставляют туда и милиционеров. Вокруг обычно собираются люди, им ведь интересно увидеть сам съемочный процесс. Так вот, в тот день я снималась в скромном ситцевое платье, и вышла за ограждение, кажется, купить мороженое. Когда возвращалась обратно, милиционер вдруг меня остановил. Я ему стала что-то объяснять, а тот показывает на сидящую в кресле супругу драматурга Виктора Мережко – Тамару, которая всегда красиво одевалась, да ещё была в шикарных очках, с сигаретой. «Вон, видишь, – это сидит настоящая артистка!» – со значением говорил он…
О своём характере
– Конечно же, очень грустно, что уже нет тех людей, с которыми я когда-то вместе работала. Стараюсь никогда ни с кем не ссориться, хотя характер имею вздорный, иногда бываю даже резкой. Но умею со всеми дружить. Меня принимают такой, какая есть.
Вчера мы ехали в поезде «Сура» в СВ вагоне с пензенской жительницей Жанной. Совсем скоро мы стали уже близкими подружками, хотя она мне в дочери годится. Говорили полночи, при расставании уже обнимались. Правда, мне почему-то не пришло в голову пригласить её на сегодняшнюю встречу...
О Василии Шукшине и фильме «Праздники детства»
– Когда не стало Василия Шукшина, режиссёры Юрий и Ренита Григорьевы решили снять этот фильм, рассказывающий о его детстве. Ранее, совместно с Шукшиным, они написали сценарий по мотивам его рассказов. Я сыграла в этом фильме роль его матери – Марии Сергеевны. Когда впервые пришла на съемки, Ренита так ко мне и обратилась: «Ну, здравствуй, мать!»…
Хороший фильм, – настоящий и правдивый. В Сростках за время съемок я стала просто своим человеком, – с удовольствием общалась с местным населением. Ещё там была тётушка Василия Макаровича, сестра его мамы. Один раз даже за жительницу села приняли, – водитель самосвала, увидев меня на улице, крикнул: «Баб, тебе угля не надо? Дёшево отдам»… Я ведь могу о каждом регионе, где снималась, рассказать очень много. С людьми очень быстро схожусь.
О съёмках в единственной режиссерской работе Леонида Филатова «Сукины дети» и дружбе с ним
– Мы этот фильм сняли очень быстро, нам предоставили здание московского театра имени Гоголя, он был тогда на летних гастролях. Время наше было весьма ограничено, и потому вся группа там просто дневала и ночевала. Я играла настоящую «грымзу». Сам же Лёня ко мне очень хорошо относился. Он был потрясающе талантливым человеком. Запомнилась его незабываемая игра в спектакле «На дне», где Филатов исполнял роль Актёра.
А познакомились с ним ещё во время моих ежегодных попыток поступить в театральное училище. Тогда Качан играл, Филатов писал стихи, Пярн был настоящим красавцем, Боря Галкин запомнился очень высоконравственным чудо-человеком удивительной души. А Сева Араксин во многом был похож на мечтателя из «Белых ночей». Помню, тогда в ГИТИС на режиссуру поступил молодой человек, который их собирал в одной комнате, и вместе они вели разговор об искусстве. Я к ним часто тогда приходила, мне это было безумно интересно! Надев тёплую мамину шаль, обычно садилась на подоконник и слушала эти беседы. Правда, затем Боря Галкин мне напрямую решил задать, видать, давно возникший у ребят вопрос: «Зайцева, ну ты же знаешь, что мы все в тебя влюблены, – так выбери кого-либо из нас!» Помню, я тогда просто опешила. Они для меня все были одинаковы, как просто близкие мне по духу люди.
И вот, спустя годы, Леонид меня позвал на съемки своего фильма. Роль досталась достаточно смешная и острохарактерная, была рада сниматься в нём. А вот о том, что Леонид Филатов учился в Пензе, я недавно вычитала в Дзене. Затем, правда, мама увезла его в Ашхабад.
…Удалось в этот день и лично встретиться с Людмилой Зайцевой. Жаль, что времени для интервью было отведено маловато, – актрису ожидал долгожданный обед в гостинице. Удалось, в дополнение к рассказу на творческой встрече, добавить и её ответы на пару заготовленных мной вопросов…
О первых впечатлениях от города
– Впервые в Пензе, и просто восхищена вашим городом! Представляла, что это обыкновенный тихий городок, но оказалось, что тут столько памятных мест, откуда вышло много художников, писателей, людей искусства. Случайно узнала, что здесь находится и музей великого медика Николая Бурденко, его дом, который перенесли. Это было для меня настоящим открытием! Я уж не говорю о Мейерхольде, Мозжухине, Салтыкове-Щедрине, Лермонтове…
– У вас весьма богатая фильмография. Вы снимались в фильмах советского периода вместе со многими замечательными актерами… Интересно, какие из сыгранных ролей вам наиболее дороги и значимы?
– Прежде всего, – «А зори здесь тихие». На съемки в нём я сама напросилась к режиссёру Станиславу Ростоцкому. Это был мой первый фильм, сами понимаете, почему он мне по-особому дорог.
А затем была встреча с Василием Макаровичем Шукшиным в картине «Печки-лавочки». Пусть там был лишь небольшой эпизод, но встреча с этим талантливейшим человеком оставила самый дорогой след в жизни.
– Ведь затем вы сыграли уже и маму Шукшина…
– Да, в фильме «Праздники детства».
Конечно же, назову фильм «Здравствуй и прощай». Это по-настоящему солнечная и жизненная история. Безусловно, одна из моих главных и любимых ролей.
А ещё телесериал «Строговы», где я проживаю в роли целую жизнь своей героини.
– То есть, в основном, это фильмы 70-х годов…
– Да, я ведь в 1970-м году окончила театральный институт. Стоит к этому списку добавить и картины режиссёра Виталия Мельникова.
– Наверное, именно он был вашим любимым режиссёром…
– Пожалуй. Например, в его картине «Агитбригада «Бей врага» у меня была небольшая роль, но она очень дорога, ведь именно он меня пригласил.
Конечно, остались хорошие воспоминания о съемках во многих картинах, ведь они – как дети. В каждой роли стараешься что-то найти и по-своему её представить.