Найти в Дзене
Цитадель адеквата

Космическая некромантия: Можно ли оживлять планеты

Вопрос, может ли улучшиться климат Марса, если – ну, вдруг, – в остывшую планету прилетит планетоид, появился в комментариях не просто так. А потому, что во многих публикациях «Цитадели» затрагивалась проблема срока годности космических объектов. Не только звёзды вырабатывают ресурс, после чего взрываются или гаснут. Планеты также способны поддерживать условия для жизни на своей поверхности лишь ограниченное время… Ну и, – обидно же получается, – через 3.5 миллиарда лет Солнце войдёт в стадию субгиганта, после чего зона с оптимальной освещённостью на сотни миллионов лет сместится в район орбиты Марса. Но Марсу-то это уже как мёртвому припарки. В буквальном смысле. Следовательно о ресурсах, выделяемых планете однократно, – в момент монтажа даже не самой планеты, а системы, – и затем не возобновляющихся никаким способом, включая астроинженерные. Это, прежде всего, энергия вращения вокруг собственной оси. Энергия эта охотно переходит в другие формы, но разумного способа «подкрутить» зам

Вопрос, может ли улучшиться климат Марса, если – ну, вдруг, – в остывшую планету прилетит планетоид, появился в комментариях не просто так. А потому, что во многих публикациях «Цитадели» затрагивалась проблема срока годности космических объектов. Не только звёзды вырабатывают ресурс, после чего взрываются или гаснут. Планеты также способны поддерживать условия для жизни на своей поверхности лишь ограниченное время…

Ну и, – обидно же получается, – через 3.5 миллиарда лет Солнце войдёт в стадию субгиганта, после чего зона с оптимальной освещённостью на сотни миллионов лет сместится в район орбиты Марса. Но Марсу-то это уже как мёртвому припарки. В буквальном смысле.

-2

Следовательно о ресурсах, выделяемых планете однократно, – в момент монтажа даже не самой планеты, а системы, – и затем не возобновляющихся никаким способом, включая астроинженерные. Это, прежде всего, энергия вращения вокруг собственной оси. Энергия эта охотно переходит в другие формы, но разумного способа «подкрутить» замедлившую вращение планету не существует. Проще уже сделать новую. И ещё один безнадёжный случай – водород. Каменистая планета получает некий запас данного элемента в форме связанной в составе хондритов воды на начальном – относительно холодном – этапе формирования. Попытки подвезти водород на уже готовую планету разбиваются о тот факт, что посылка прилетевшая со второй космической скоростью испарится, причём с ионизацией большей части вещества, а значит с высвобождением водорода. Который землеподобная планета в несвязанном виде удержать не способна.

Упомянутые пункты интересны, однако, обсуждать и, тем более, оспаривать их нет смысла. Как и третий, – получаемый планетой при рождении на этапе формирования запас небулярных газов, – первичную атмосферу, приправленную наработанной в туманности органикой. Доступность небулярной органики есть смысл рассматривать лишь в контексте проблемы зарождения жизни. Что же касается вращения и водорода, то в частном случае Марса данные проблемы просто отсутствуют. С вращением на этой планете всё нормально, – она его сохранила. С летучими веществами же всё так хорошо, что лучшего нельзя и желать.

Говорят, что Марс за последние 3.5 миллиарда лет потерял половину воды, – которая разложилась, причём, водород покинул планету, а кислород вошёл в состав соединений, в частности, окрасив оседающую на равнины космическую пыль в ржавый цвет. Но это лишь половина от 1% воды из недр вышедшей. Планета просто слишком быстро остыла. В мантии запас газов сохранился в неприкосновенности, а значит…

Тепло для планеты критичный ресурс. Разогревается она на этапе формирования, но потом включаются и дополнительные механизмы вырабатывания тепла. Все источники, однако, исчерпаемы. Как только же мантия застынет, прекращаются извержения, позволяющие восполнять убыль летучих веществ в атмосфере и гидросфере… Но подогреть-то планету можно.

Самое очевидное это, конечно, импакт. Другой вопрос, что средство это жёсткое. Сбрасыванием на поверхность тела в 10000 раз более лёгкого Марс не реанимировать. Надо помнить, что у Марса очень толстая кора, кинетическая же энергия снаряда по отношению к массе будет вчетверо меньше, чем в случае бомбардировки Земли. Для того, чтобы дело не ограничилось грандиозным взрывом, который сорвёт остатки атмосферы, кору надо пробивать. То есть, сбрасывать на Марс что-то реально увесистое, – минимум с Цереру, а лучше с нашу Луну. Тогда – проймёт.

Если железный сердечник снаряда войдёт в мантию Марса, кинетическая энергия квадрата космической скорости выделится там. Чтобы уже потом, – следующие сотни миллионов лет – изливаться наружу через разломы и кратеры вулканов. Метод это вполне действенный, – он действительно сработает. Облившись реками лавы, Постмарс окутается пеленой вулканических газов, плотность которой скоро достигнет отметки, при которой начнётся конденсация водяного пара, – и по поверхности планеты снова, как 4 миллиарда лет назад, потекут реки… Но есть ряд нюансов.

Во-первых, масштаб. На Земле крупный импакт, – попадание тела диаметром десятки километров с пробитем коры, – может спровоцировать серию грандиозных извержений с изменениями состава атмосферы и климата. Но если такая штука влетит в Луну, не будет ничего, кроме воронки. Марс в этом плане намного ближе к Луне. Речи о том, чтобы просто выпустить силы под его корой дремлющие, нет, – там всё вполне надёжно почило.

Перезапуск Марса уничтожит планету в том виде, в котором мы её знаем. Ржавые пустыни и даже Олимп этого события не переживут. Если же по-совести, то и привычную нам Землю такое событие уничтожит. Потому что, Марс выше в гравитационной воронке, и массивные обломки (а они будут) посыпятся в район орбит Венеры и Земли.

Во-вторых, «терраформирование» Марса указанным способом потребует времени. Новая кора на планете возникнет за тысячи лет, дожди пойдут в лучшем случае через миллионы, гидросфера же образуется, – хотя бы в таких масштабах, в которых Марс ею располагал, – через 200-300 миллионов лет… Так что, едва ли оно того, вообще, стоит.

В-третьих, ударный перезапуск не позволит Марсу обзавестись магнитным полем, сравнимым по силе с земным. Но значимость радиационных поясов не стоит переоценивать. От радиации поверхность Земли защищает атмосфера (в частности, от ультрафиолета – озоновый слой), магнитное же поле лишь защищает саму атмосферу от сдувания солнечным ветром. В условиях постоянного пополнения запаса газов, это не слишком актуальная задача.

...Альтернативным и более «мягким» вариантом может быть подогрев недр планеты либрациями, для чего Марс потребуется перетащить на другую орбиту, – вытянутую. Это метод «не разрушающий», но прочие его издержки – те же.

Плюс, по традиции, подборка высказываний читателей на тему физики: