Найти в Дзене

«Ажиотажный спрос, отсутствие регулирования и огромный теневой сектор

В ответ на пост

«Ажиотажный спрос, отсутствие регулирования и огромный теневой сектор»

Закономерный вопрос: как в принципе стала возможна такая ситуация? По мнению экспертов, опрошенных Газетой Дело, это следствие совпадения сразу нескольких факторов, главные из которых – ажиотажный спрос, полное отсутствие правового регулирования и огромный теневой сектор.

– Во-первых, это дешевая земля рядом с городом. Во-вторых, огромный спрос на загородное жилье, который, с одной стороны, подогревала дешевая ипотека, а с другой – пандемийные ограничения. В-третьих, стремление заказчиков и покупателей к дешевизне – люди ориентировались на минимальную стоимость домов (меньше, чем цена однокомнатной квартиры в Иркутске – ред.), не понимая, что за такие деньги нормальный дом не построить. Банки на тот момент тоже не вникали в качество – они кредитовали «объект», а не технологию. И, наконец, полное отсутствие регулирования ИЖС, – перечисляет Максим Гук, руководитель строительной компании «Коробка».

Александр Войткевич, председатель строительного комитета Иркутского регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ», президент Ассоциации ИЖС, уточняет, что формально правила есть, но они не для всех.

– На игроков рынка распространяется действие всех строительных норм и правил, которые обязательны к исполнению, а также действие Гражданского кодекса, закона о защите прав потребителей, налогового законодательства, правила застройки, противопожарные нормы, требования к миграционному законодательству при использовании иностранной рабочей силы. Нюанс в том, что проконтролировать их соблюдение можно только у тех, кто работает открыто. Теневые бригады остаются «невидимыми» для контрольных и надзорных органов, – говорит собеседник.

При этом, по оценкам экспертов, не менее 60-70% всего объема строительства ИЖС в регионе сегодня находится в «серой» или «черной» зоне.

– Рынок ИЖС в Иркутской области – это «дикий запад», – отмечает Максим Гук.

В том же Хомутово, по словам юриста Жанны Инешиной, управляющего партнера ЮК «ДУГАР», учредителя Ассоциации ИЖС, работала особая схема.

– По нашим данным, там строили бригады из ближнего зарубежья, которые приезжали со своими средствами, выкупали землю и строили дома десятками в год. Но делали они это под «прикрытием»: брали местного риелтора, предлагали ему стать лицом компании, и за каждую сделку, платили ему до 500 тысяч. И сейчас граждане пытаются взыскать неустойку с этих риелторов, по факту с физлиц, у которых за душой ничего нет, – поясняет она.

По словам Кристины Яковенко, сооснователя и продуктолога концепт-бюро и девелоперской группы «Хрустальный», проблема на рынке ИЖС системная.

– Это не только иркутская история. Мы работаем в разных регионах – она есть везде, где быстрый спрос и дефицит девелоперской культуры. Но в Иркутской области она особенно заметна из-за плотности самостроя и отсутствия инфраструктурного регулирования территорий, – отмечает Кристина Яковенко.