Привет киноманам! 24 года назад, а именно в декабре 2001 года, режиссер Стивен Содеберг явил миру свой ремейк фильма 1960 года «Одиннадцать друзей Оушена». Фильм, будем честны, бомбанул, обойдя по отзывам и популярности свой не самый популярный первоисточник. 450 млн. долларов кассовых сборов и по сегодняшним меркам очень солидная сумма, покоряющаяся далеко не всем фантастическим блокбастерам. К примеру, недавний «Трон: Арес» с треском провалился в прокате, собрав лишь 142 млн. долларов. В далеком 2001 году «Одиннадцать друзей Оушена» вошли в пятерку лидеров проката, обойдя таких конкурентов как «Ганнибал» Ридли Скотта, «Парк юрского периода 3», «Мумия возвращается» и «Перл-Харбор». Что же так понравилось тогда зрителям, и остаются ли «Одиннадцать друзей Оушена» так же актуальны сейчас? Давайте разбираться. Камера, мотор, начали!
Главного героя, Дэнни Оушена, играет популярный тогда Джордж Клуни. Он досрочно освобождается из тюрьмы и в первый же день решает вернуться к привычному занятию – ставкам и аферам. Отбывая наказание, он спланировал амбициозное ограбление некоего Терри Бенедикта (Энди Гарсиа), владеющего 3 казино в Лас-Вегасе. Выбор «жертвы» не случаен – после вынесения приговора Дэнни, его любимая жена Тесс (Джулия Робертс) ушла именно к миллионеру Терри Бенедикту. Сразу хочу отметить образы – Дэнни Оушена и Терри Бенедикта: оба персонажа воплощают собой достоинство и стать насколько это возможно. Фильм в целом пропитан эстетикой и вкусом, присущим представителям элиты, живущей роскошной жизнью миллионеров. Не фарсом и понтами, а именно вкусом и статью, которыми, увы, обладают не все.
Дэнни в первую очередь находит своего старого друга Расти (Брэд Питт) и поведовает ему свой план ограбления, после чего оба начинают отбор кандидатов в команду для такого амбициозного ограбления. Фильм пошагово знакомит нас со всеми 11 (точнее, 10) «друзьями» Оушена. Причем делает это не поверхностно типа «это Башер, он технарь и подрывник», а каждому персонажу посвящена отдельная сцена знакомства зрителя с ним с демонстрацией его сильных сторон. Все это приправлено безупречно выверенной дозой юмора. Но даже юмор здесь особенный – он не дикий, с которого вы будете ржать, задрав подбородок, он сдержанный и преподносится тоже с достоинством. Вам не тычут шуткой в глаза, чтобы вы, не дай бог, не пропустили юморной момент. Напротив – забавные ситуации кроются за поступками и серьезно произнесенными словами персонажей, через секунду осознав которые, вы расплываетесь в улыбке.
Не смотря на то, что я сам не являюсь азартным человеком и ни разу в своей жизни не делал ставок и не покупал лотерейных билетов, мне очень нравится эстетика Лас-Вегаса и его богатых игорных домов. Отчасти поэтому я также являюсь поклонником фильмов «Казино» Мартина Скорсезе и «Казино Рояль» - первого фильма из Бондианы с Дэниэлом Крэйгом. Но «Одиннадцать друзей Оушена» не похожи на названные фильмы. Он не является ни гангстерской драмой, ни шпионским боевиком. В последующие годы выйдет еще несколько заметных фильмов об ограблениях – «Ограбление на Бейкер-Стрит» 2008 года, «Не пойман – не вор» 2006 года, «Ограбление по-итальянски» 2003 года или «Мальчики-налетчики» 2010 года. Все эти фильмы в той или иной степени можно назвать боевиками про ограбление. Но вся трилогия «Друзья Оушена» так и осталась далека от стиля боевиков. Это именно про идеально выверенные планы ограблений и хитроумные разводки. И поскольку большинство других фильмов об ограблениях так или иначе отличаются по жанру и стилю повествования, «Одиннадцать друзей Оушена» (как «Двенадцать…» и «Тринадцать…») до сих пор остается довольно индивидуальным и самобытным представителем жанра.
Есть в арсенале фильма и другая оригинальная фишка – тут есть знаменитости, которые играют сами себя. В начале фильма, когда Дэнни находит Расти, последний зарабатывает на том, что обучает игре в покер знаменитостей. И в довольно продолжительной сцене нам показывают игральный стол, за которым играют Тофер Грейс («Человек-паук 3»), Шейн Уэст («Лига выдающихся джентльменов), Джошуа Джексон («Фантомы») и Холли Мари Комбс (сериал «Зачарованные»). Все они в роли самих себя просто играют в покер вместе с Расти. Не все из них в дальнейшем станут популярными актерами, но все же это классная идея. А во второй половине фильма Терри и Тесс отправятся вечером на боксерский поединок за титул чемпиона, где на ринге сойдутся собственной персоной Владимир Кличко и Леннокс Льюис. Не то что бы такие моменты делают фильм интереснее, или его история становится богаче, но определенную изюминку такие фишки привносят.
Кстати, ни один другой фильм об ограблении так и не приблизился к «Друзьям Оушена» по кассовым сборам. Это говорит о прекрасном балансе фильма – в нем нет ничего лишнего равно как и недосказанного. Буквально ни одного филлера: каждый эпизод, каждый диалог тут важен и находится на своем месте – без пяти минут идеальный монтаж фильма. При этом нет нераскрытых персонажей. И хотя на постере фильма место нашлось лишь именам звездных актеров, в фильме достаточно времени отведено каждому из 11 друзей. Нет ни одного человека для количества - каждый там, где ему и нужно быть, и выполняет свою роль, а неважных ролей тут нет, поскольку план ограбления, по сути, идеален.
Пытливый читатель, не смотревший этот фильм, может усомниться в увлекательности такого кино. Судите сами: 11 мужиков реализовывают некий «идеальный» план, при этом в фильме нет ни одного «лишнего» диалога – попахивает занудством и духотой. Откуда тогда 450 млн. кассовых сборов? Ответ гениален в своей простоте: ни один персонаж не давит духотой, актерская игра и подача каждого легка и непринужденна, что помогло создать 11 симпатичных зрителю персонажей. Как сказал Расти (герой Брэда Питта) Лайносу (Мэтт Дэймон): «Ты должен быть особым, но как все. Забавным, но не смешным. Ты должен нравиться, но забываться после того, как уйдешь…» Эта мысли в той или иной степени относится абсолютно ко всем участникам команды с точки зрения реализации персонажей: они вроде бы обычные, но при этом особенные; забавные, но не смешные. Почему так? Потому что все, что они говорят и делают – это часть плана, даже, если приходится предстать перед окружающими в глупом свете. Примеров полно. Сцена диалога Фрэнка (Барни Мак) с продавцом автомобилей достойна аплодисментов. Сцена проникновения электронщика Ливинстона (Эдди Джемисон) в помещение казино, типа серверной также достойна аплодисментов. И из таких моментов состоит практически весь фильм. Персонажи прописаны сценарием и сыграны актерами просто великолепно.
Претензия у меня, пожалуй, только одна. А именно к персонажу Джулии Робертс. Знаю, сейчас в воздухе сильно запахнет сексизмом, но имеем, что имеем: ее Тесс – слабое звено всей истории. Она не симпатична зрителю как персонаж, как человек. Хотя фильм пытается внушить зрителю, что она хорошая. Посмотрим… Она бывшая жена Дэнни. Она развелась с ним, как только он угадил за решетку. При встрече он изумляется: она не написала ему ни одного письма, единственная посылка – документы о разводе. На это она устраивает ему настоящий разнос, ведь "он не подумал о ней, когда рисковал и нарушал закон". Напоминаю – речь не о серьезных преступлениях или бандитизме, речь об играх и мошенничестве. Но Тесс считает, что Дэнни должен был продумать всю свою жизнь на миллион шагов вперед и понять, что его упекут в тюрьму. Но ему было «плевать на нее». Из ее речи становится ясно, что в ее понимании мир вращается вокруг нее, и, попав за решетку, Дэнни прежде всего навредил ей. Поэтому она сразу все решила и, не написав ему не единого письма (будто бы и не были родными людьми), быстренько ушла к мультимиллионеру Терри Бенедикту. Миллионы тут не причем, тут – любовь… Но, когда в конце истории миллионы меняют себе хозяина, и Терри бросает необдуманные слова, любовь с ним у Тесс закачивается также мгновенно, как это было и с Дэнни. Но поскольку Дэнни теперь на свободе (ну, почти), и в его карманах снова найдется несколько миллионов, она буквально бежит за ним, когда его сажают в полицейскую машину, с криками «Это мой муж!». И фильм нам пытается всячески внушать, что это хэппи-энд для Дэнни и Тесс, что он, наконец, вернул себе свою любовь и истинное богатство, но сценарно Тесс прописана не так – тут явно прослеживается меркантильность. А говоря простым языком – шкурный интерес.
Ну, и напоследок задам один интересующий меня вопрос, потому что мне ответ не очевиден. Кто был 11-ым другом Оушена? Ведь в команде их всего было 11 человек, включая Дэнни Оушена. Неужели речь о Тесс? Видимо, да. Но для меня она не в их команде, она – аутсайдер. Дэнни следовало бы подумать получше, прежде, чем возвращать себе такое сокровище. К примеру, в «Двенадцати друзьях Оушена» появится героиня Изабель, ее сыграет Кэтрин Зета-Джонс. Она будет девушкой Расти. И она будет играть против команды Дэнни и Расти. Но не смотря на разные стороны, ее привязанность к Расти будет читаться при каждой их встрече. Кажется, мне она нравится гораздо больше. Но это уже совсем другая история.
Подводя итог, хочу твердо сказать, что «Одиннадцать друзей Оушена» не устарел ни на день. Он прошел проверку временем, без вариантов. Это кино все еще остается одним из лучших среди фильмов об ограблениях, сохраняя чувство баланса, юмора, меры и безупречного вкуса. Наблюдать за этой командой и тем, как они приводят в действие свой безупречные план, – одно удовольствие. Фильм не претендует на статус исторического значения для кинематографа, но делает в него свой умеренный вклад. От меня крепкие 8 баллов из 10.
Делитесь в комментариях вашим мнением о фильме. Смотрите любое кино, какое захотите, но оставляйте в коллекции только хорошее. Такое, как «Одиннадцать друзей Оушена». Не прощаюсь…