«Капитал», — говорит «Quarterly Reviewer», — «избегает шума и брани и отличается боязливой натурой. Это правда, но это ещё не вся правда. Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживлённым, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы. Если шум и брань приносят прибыль, капитал станет способствовать тому и другому. Доказательство: контрабанда и торговля рабами» (T. J. Dunning, цит. соч., стр. 35, 36).
Томас Джозеф Даннинг.
Конец цитаты.
***
А что если, выгода покажется в тысячу и более процентов? В кузнечном ремесле при современных относительно низких ценах на металл, вызванных масштабностью добычи и выработки руды, именно такая иллюзия и создается в глазах охотников за маржой своей мечты. При этом игнорируется редкость специалистов определенной дисциплины и квалификации (а они амбициозны, и предпочтут таскать мешки за малую плату, нежели участвовать во взаимном демпинге с делитантами), а также время, потраченое на творческий процесс, на пути к созданию произведения искусства. Угля, металла, перчаток - как грязи. Всю разницу между ценой расходников и конечной стоимостью продукта съедает труд специалистов узкого профиля. И не нужно говорить, что ковать может каждый, тогда как не каждый знает что ковать, и как искусстно разложить поковки. Ведь в большинстве случаях на рынке вы можете видеть сварные рамы с россыпью завитков, как осколков античных произведений и работ эпохи возрждения.
В нулевых годах, когда президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, практически в миг, разрушил бандитскую поборную систему, и дал защиту от рекетиров малому бизнесу в России*, рынок насытился предложениями, которых не было в период плановой экономики при наличии средств, и на что не было средств в 90-ые. Пришла короткая, но всё же эра изобилия.
* Стоит признать, что почти все бизнесмены нулевых и десятых, при всем своём потребительском отношении к власти (быстро избаловались по Достоевскому) - лишь мелкая рыбёшка, вечно нуждающаяся в чьей-то защите от кого-то, и сами по себе представляют разобщенный, но предприимчивый в достаточных тепличных условиях класс маргиналов. Всё знают о том, что должно им государство, но с умным видом держат друг друга за идиотов, и бегают от налогов, как подростки оббегают контролёров электрички по платформе из вагона в вагон. Как минимум треть их нажитого и просаженного на курортах добра принадлежит государству, хотя бы потому, что они, регистрируя свои ОООшки и ИПшки, сами подписались выплачивать налоги, но этого не делали, или делали как-то уже зело хитро.
Фавельная архитектура перестройки ушла в историю, так как люди перестали строить свои домишки из того неликвида, что удалось украсть с социалистической стройки, или наковырять на свалках. Бандиты присмерели, а пролерии подались в бизнес. Так покупательская способность, вдруг, встретилась с рынком предложений.
И если в нулевых запускали свои стартапы люди, период созревания которых пришелся на советскую систему образования, предполагая заниматься каждый тем делом, которому был обучен, и даже порой недурно обучен, то в десятых годах рынок исполнился "экономически развитыми" самозванцами, главной отличительной чертой которых были поверхностность, новейший бизнес-вокаболарий и умное выражение лица при составлении схем обхода налогов, снижения затрат на производство на стадии производства в защиту своих финансовых интересов (не клиента). И закипела стройка!
Разроставшиеся повсеместно коттеджные поселки увеличили спрос на художественную ковку, но вот кафедра художественного металла в академии художеств почему-то не наполнилась талантливыми абитуриентами**. Так откуда же взялось такое изобилие предложений на рынке художественной ковки?
**И снова стоит признать, что большинство дизайнеров и художников в частных конторах не умеют рисовать, и не прошли бы в ВУЗы, потому что для поступления нужно от руки нарисовать академический рисунок, который, однако, не столь уж и сложный.
Но этому изобилию посодействовали доступность и высокая скорость сети интернет, а также насыщенность дизайнами, которыми хвастались (в том числе и я) художники и производители на своих веб-сайтах.
За один вечер стало возможным собрать себе шикарный каталог даже с включенными в него работами известных архитекторов, и с которыми селфятся туристы всего мира на топовых туристических маршрутах Питербурга, Брюселя, Парижа, Москвы и др.. Зачем тратить годы на то, чтобы создавать свой каталог? Включаем умный вид, и дружно произносим: "Время - деньги!" Теперь вы бизнесмен. Не забудьте укрыть свои доходы нулевыми балансами, обдерите сотрудников, удешивите товар в моменте производства, ведь это же так по бизнесменски - держать всех за дураков.
Как видим, теперь нищий неуч, при малой предприимчивости, которой едва хватает только на копирование понятной ему рабочей схемы на примере таких же неучей, как он, получил возможность стать бизнесменом.
Я не устану повторять, ибо принял это от своих достойных учителей, которые мне преподали совсем иную культуру производства: Художественная ковка - элита архитектуры! Мы - работники искусства, и часть интеллектуального сообщества. Проект подписан клиеном, но ты свободен отклониться от него в лучшую сторону. Такое правило, и соблюдение его почти ничего не стоит.
И таким был лично мой заход в это ремесло. Мне очень повезло с учителями, и, работая в подмастерьях у пожилого архитектора, я чувствовал, что прикасаюсь к чему-то великому. Но я подрос и взбунтовался, и пошел от своих учителей своей дорогой, наивно полагая, что такие люди будут встречать меня повсеместно в кузнечных мастерских. И эту первую свою любовь, я долгие годы с пеной у рта отстаивал перед нерадивыми колхозниками и торгашами, продавливая их на то, чтобы они хотя бы сделали так, как я уже нарисовал, и не портили мою работу своими безразличием и лукавством, и не позорили меня перед клиентом и другими честными художниками.
В 2014-ом году я уволил всех нерадивых начальников, перестал наниматься и пошел работать вольно, чтобы самому выбирать себе мастеров, и перенасыщеный рынок кованых изделий, как я увидел, оказался о двух лагерях, и больший из них - это дегенераты, воры и самозванцы, способные жить только чужими достижениями, а никакие не работники искусства. И им вообще без разницы, кем они будут по жизни. Люди без своей тропы.
Большинство работает по моим эскизам и фотографиям (дизайны, на которые у самих не хватило бы ни таланта, ни смелости произвести) уже свыше десятка лет, и не предложили миру ничего нового. Я закрыл свой первый сайт. Но количество чужих сайтов росло, и там так же я находил свои работы, которые они украли у других воров. Художественная ковка в глазах многих людей перестала быть элитой архитектуры. Толпы неотесаных бывших безработных, сонмы людей без специальности бомжеватого вида бродят по котеджным посёлкам с железками в руках, во главе с вороватым менеджером, и вызывают жалость и праведный гнев.
В 2018-ом я уже сильно устал от тривиального подхода к рынку и предложению большинства своих партнёров и конкурентов, невежеством доведших ситуацию до того, что словосочетание "художественная ковка" стало навроде ругательства, а слово "кузнец" означает "бывший безработный с ярко выраженной алкогольной мукой на лице". Любой может плюнуть в него за небольшую плату.
Но как же быть мне, ведь я не они? (Хотя я тоже пробухался с локдауна по 23-ий год. Славно, со вкусом, с огоньками по-русски, не без пользы, но всеже пробухался. Таскал мешки, создавал ивенты, и пытался понять, что же, черт возьми, в этом мире происходит?).
"Дизайнерский дизайн" - словосочетание, которое прекратило бы муку необразованых манеджеров и производителей самозванно очутившихся в области прикладного искусства. Безграмотное жонглирование стилями сильно усложняет жизнь людям, которые не могут найти в себе ни сил, ни желания к поднятию квалификации. Они занялись ремеслом, но смотрят в некое намечтанное самими собой будущее, где они богаты, и им не нужно больше продавать художественную ковку, в которой так мало они понимают. Дизайнерские перила, или ворота, а лучше дизайнерский забор на 40000 километров, чтобы один раз сказать клиенту, вывалить перед ним каталог один раз, и провести остаток жизни на Бали, раздавая задачи и указания мироправителям. Вот она - супермечта.
Суть иронии такова, что люди сильно не забивают себе голову даже верной классификацией стилей, и компенсируют этот свой недостаток общими терминами "дизайнерская", "старинная", "классическая", тогда как все работы создаются дизайнерами, большинство стилей (и даже модерн) уже старинные, и любой из стилей может иметь классическое (примерное, образцовое) выражение в произведении.
В период с 2003-ого, как родилась моя дочь, по 2025-ый (да и теперь) я только и делаю, что работаю и учусь. Выучил несколько иностранных языков, стал програмистом, уделил время занятию музыкой и поэзи, путешествиям по городам красивейшей архитектуры, написал свои настольные игры, освоил фотографию, множество жанров, чем и ускакал далеко от самого себя прежнего, когда все мои желания сводились к низменному. Мне не прилично нерадивостью заслуживать плевки в свою сторону даже за большую сумму. Довольно платы за усердный труд, рукой открытой к дальнейшему общению.
В апреле 2025-ого года я снова подрос и взбунтовался, и решил помочь этим несчастным людям в последний раз, и отдал их нотариальной конторе с памятным названием (дабы и слово Божье коснулось их) "Восьмая заповедь", чтобы они поскорее закрылись, и перестали мучать себя и людей своим невежеством, ибо более чем за десятилетие они так ничему и не научились, и не поменяли контент с чужого на свой собственный (хотя участились случаи, когда клиены меняют старые изделия на новые, лучшие). Даже не смогли срисовать хотя бы через стекло.
С апреля по декабрь число найденых нарушителей моего исключительного авторского права, приблизилось к сотне. Работа продолжается, и в следующих статьях будут безжалостные обзоры и мотивация для других авторов.
Конечно, не все только мои работы на их веб-ресурсах. Но они вешают и работы звёзд архитектуры с исторических зданий, которые стоят на центральных улицах городов мира уже сотню лет. Это тоже самое, как если бы некая строительная компания на своем сайте разместила бы пирамиды в Гизе на вкладке "наши работы" (фото, естественно, ворованое). Работы, в которых отражены интеллект и трудолюбие заявляются плодами бродяжного вида рабочих с менеджерами (к слову, менеджер в производстве художественной ковки - вообще бесполезное звено***). Такая ирония! Так не смотрится всё это вместе! Так неубедительно звучит!
*** Наличие переговорщика в процессе производства малых архитектурных форм претендующих на эстетику ведет к удорожанию стоимости товара от 10-ти и выше процентов. а если переговорщик еще и безголовый, то и затрудняет эти самые переговоры своей неотесанностью, отсутствием хорошего вкуса и насмотренности. В большинстве своем менеджеры насмотренны только на потребительских товарах и бамперов автомобилей, которые маячат перед ними в пробках.
Так ли я идеален в своем ремесле? Отвечу:
- Конечно, нет! Максимум - один из лучших. Пусть сам я и нескромен, но это слова авторитетного человека в кузнечном деле, а за двадцать с лишним лет и я тоже что-то всё же стал понимать... А те, кто и этого не сделал, и если им нечего предложить, пусть лучше найдут себе своё ремесло, и будут счастливы при любой маржинальности, и не завидуют чужому пути.
Но уж если для кого-то деньги не пахнут (надеюсь, все же, редкий воришка осилит текст до сего момента), то я рекомендую бояться закона Российской Федерации, ибо двадцатые годы - не тоже, что и 00-ые или 10-ые. Меняйте себя, иначе вас поимеют. Мир прежним уже не будет. Все мы много смеялись, но Новый порядок уже родился. Малыш быстро растет, и идёт взять своё и спросить с каждого: Кто ты?
Кто мудр, да разумет.
Adiós!
Читайте в следующей статье: