Найти в Дзене

Новый год по-старинке: правда о празднике наших предков

Мы так привыкли к новогодней суете — гирляндам, украшенной ёлочке, мандаринам на столе, — что часто забываем: большая часть этих привычек — плод совсем недавнего времени. А что было раньше? Учёные утверждают: до XIX века в России никто не знал «Нового года» в том виде, в каком мы его представляем сегодня. Деда Мороза, Снегурочки и праздничных хороводов вокруг наряженной ёлки в те времена просто не существовало. Что же действительно отмечали наши предки в начале года? Какие ритуалы, поверья и традиции сопровождали переход от одного календарного цикла к другому? На эти вопросы отвечает доцент кафедры русской литературы Института филологии и журналистики ННГУ, кандидат филологических наук, руководитель Фольклорного центра ННГУ Юлия Шеваренкова. Жизнь крестьянина всегда была тесно связана с природным циклом и сельскохозяйственным календарём. Главные праздники относились преимущественно к религиозному кругу и тесно переплетались с дохристианскими верованиями православных христиан. Среди сам
Оглавление

Мы так привыкли к новогодней суете — гирляндам, украшенной ёлочке, мандаринам на столе, — что часто забываем: большая часть этих привычек — плод совсем недавнего времени.

А что было раньше?

Фрагмент картины «Русская зима», Никифор Крылов, 1827 год.
Фрагмент картины «Русская зима», Никифор Крылов, 1827 год.

Учёные утверждают: до XIX века в России никто не знал «Нового года» в том виде, в каком мы его представляем сегодня. Деда Мороза, Снегурочки и праздничных хороводов вокруг наряженной ёлки в те времена просто не существовало.

Что же действительно отмечали наши предки в начале года?

Какие ритуалы, поверья и традиции сопровождали переход от одного календарного цикла к другому?

На эти вопросы отвечает доцент кафедры русской литературы Института филологии и журналистики ННГУ, кандидат филологических наук, руководитель Фольклорного центра ННГУ Юлия Шеваренкова.

кандидат филологических наук Юлия Шеваренкова
кандидат филологических наук Юлия Шеваренкова

Новогодний миф: что на самом деле праздновали наши предки?

Жизнь крестьянина всегда была тесно связана с природным циклом и сельскохозяйственным календарём. Главные праздники относились преимущественно к религиозному кругу и тесно переплетались с дохристианскими верованиями православных христиан. Среди самых значимых дат — Рождество Христово, Крещение Господне, Масленица, Пасха, Троица. Многие из этих праздников отмечали ярко: с песнями, играми и особыми обрядами.

«Традиционного празднования 1 января в то время не существовало. Вместо этого отмечали Васильев день по имени св. Василия Кесарийского — праздник с глубоким обрядовым смыслом», — поясняет Юлия Шеваренкова.

Что стояло на праздничном столе в «Новый год»?

Ни мандаринов, ни шампанского.

На стол ставили обрядовую кашу — не просто еду, а блюдо, приготовленное специально к празднику.

«Помимо каши, на Васильев день угощали свиными ножками, свиными кишками, фаршированными кашей, и пирогами с разными начинками. На праздничном столе обязательно присутствовали и мучные, и мясные яства — как часть древнего ритуала встречи нового урожайного года», — подчёркивает Юлия Шеваренкова.
казанок
казанок
каракулька
каракулька

Кто переступит порог первым — и что это значит?

В народной традиции существовало поверье: первый гость нового года определяет удачу на весь год.

«Если первой ваш порог переступит женщина — вам повезёт: у вашей коровы родится тёлочка. Тёлочку ценили особенно высоко — она даёт молоко, а значит, еду, сыр, масло, возможность вырастить телят. В условиях крестьянской жизни это было почти гарантией выживания семьи. Если же первым гостем окажется мужчина — это предвещает рождение телёнка, предназначенного на убой», — рассказывает Юлия Шеваренкова.

«Таусеньки» под окнами: как дети ходили за удачей

1 января молодёжь ходила по домам, исполняя особые обрядовые песни, которые назывались «таусеньки» («овсени»). Эти песни звучали только в этот день, имели величальный и благопожелательный характер и сопровождались просьбой об угощении.

Таусень, таусень,

Не гоняй наших гусей!

Гуси купленные,

Зады лупленные.

Летел, летел сокол,

Кокурку слопал (записано в с. Большие Печорки Шатковского р.)

В ответ хозяева давали пирожки, кусочек сахара, обрядовую выпечку (их называли кокурка, каракуля, казанок, таусенка и др.), а уже в XX веке — конфеты или копейку.

«У детей даже были специальные сумочки — настоящие предшественники современных кроссбоди! В них собирали угощения, а потом честно делили между собой», — рассказывает Юлия Шеваренкова.

Защитные костры: огонь против нечисти

В ночь на 1 января во многих деревнях зажигали костры — не для веселья, а для защиты от нечистой силы. Это была часть охранительной магии.

Огонь, как древнейший оберег, отгонял злых духов, очищал пространство и символически “зажигал” новый жизненный цикл.

Обряд «сеяния»: вспахать снег ради будущего урожая

Один из самых удивительных ритуалов — символическое «вспахивание» или «сеяние».

«1 января деревенские мужчины выходили на окраину села с бороной или сеялкой, имитируя вспашку и посев. Земля была покрыта снегом, и с практической точки зрения это действие было бессмысленно. Но оно имело прогностический смысл: символически “вспахивалась” земля, чтобы она “родила” урожай, а девушки “вышли замуж” и родили детей», — объясняет Юлия Шеваренкова.

Настоящий Новый год — не праздник, а поворотный момент

Подлинно народный Новый год не был развлекательным событием. Это был ритуальный рубеж, когда закладывалась основа будущего. Каждое слово, каждый шаг в эту ночь могли изменить судьбу деревни на целый год вперёд.