Власти Кипра рассчитывают перезапустить прямые авиарейсы и экономические связи с Россией после урегулирования конфликта на Украине, заявил «Известиям» глава комитета парламента страны по иностранным делам Харис Георгиадис. Ранее в РФ открылась новая сеть визовых центров для путешествий на остров. Однако для снятия санкций с России потребуется единогласное решение Совета ЕС. По мнению аналитиков, объединение раскололось по этому вопросу на два лагеря. Прибалтика, Польша, страны Северной Европы нацелены на полный разрыв с РФ. Южная Европа заняла выжидательную позицию и готова восстановить отношения в перспективе.
Кипр готов к восстановлению отношений с РФ
На фоне развития переговорного процесса по Украине в странах ЕС заговорили о готовности восстановить отношения с Россией. Недавно об этом, к примеру, сказал премьер Словакии Роберт Фицо.
Кипр рассчитывает на возобновление прямого авиасообщения и экономических связей после окончания конфликта на Украине, заявил «Известиям» глава комитета парламента страны по иностранным и европейским делам Харис Георгиадис.
— Мы рассчитываем на восстановление авиасообщения и наших более широких экономических связей с Россией после прекращения вторжения на Украину, — сказал кипрский политик «Известиям».
Отметим, российские власти неоднократно отвергали обвинения в агрессивных действиях. В Москве подчеркивают, что на Украине проводится специальная военная операция, цель которой — демилитаризация и денацификация этой страны.
Отношения РФ и Кипра традиционно были крепкими. Помимо того, что обе страны тесно связывает православие, Россия в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН вовлечена в урегулирование кипрского конфликта. Москва и Никосия также развивали взаимовыгодное экономическое партнерство. Россияне в 2019-м обеспечили 20% финансовых поступлений от туризма в казну республики и оказались на втором месте по числу поездок туда. Наконец, на протяжении десятилетий Кипр был ключевым финансовым узлом для российского бизнеса.
Тем не менее как участник ЕС, Кипр присоединился ко всем пакетам санкций против РФ. В 2022 году Никосия закрыла свое воздушное пространство для российских самолетов, серьезно сократилась торговля и турпоток, а крупные компании стали массово покидать кипрскую юрисдикцию. В 2023-м посол РФ в республике Мурат Зязиков отметил, что Кипр потерял от закрытия авиасообщения с нашей страной более €1 млрд.
При этом на Кипре далеко не все согласны с антироссийскими рестрикциями. Еще в 2016-м парламент страны проголосовал за резолюцию об отмене санкций. Обязательной силы она не имела, но показала симпатии политиков острова. А в 2022 году, согласно опросу, свыше 58% киприотов выступали против ограничений в отношении РФ.
О заинтересованности Кипра в российских туристах и инвестициях говорит тот факт, что в России 15 декабря открылась новая сеть визовых центров — они появились в восьми городах: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Самаре, Казани и Новосибирске. К слову, россияне сейчас занимают первое место по количеству видов на жительство среди проживающих на Кипре граждан стран, не входящих в ЕС.
Число поездок россиян в Европу в 2025-м увеличилось на 20–30% по сравнению с прошлым годом благодаря возврату отложенного спроса из-за окрепшего рубля и увеличения транзитных перевозок. Кипр входит в число стран, которые пользуются популярностью, сказал «Известиям» вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Дмитрий Горин.
Раскол ЕС на два лагеря
По мнению Хариса Георгиадиса, урегулирование конфликта на Украине проложит путь к восстановлению не только двусторонних связей Кипра и России, но и отношений между ЕС и РФ.
В российском руководстве также неоднократно заявляли о готовности возобновить отношения с Европой. Например, Владимир Путин во время своей поездки в Киргизию заметил, что, если страны ЕС решат снова сотрудничать с Россией, Москва не будет против.
Но пока Еврокомиссия продолжает работу над 20-м санкционным пакетом в отношении России. В Брюсселе прямо говорят о подготовке к военному противостоянию с РФ, для этого создаются оборонные проекты, например, «стена дронов». Поэтому на общеевропейском уровне восстановление отношений с Москвой вряд ли возможно в обозримой перспективе.
Однако можно говорить об определенном негласном разделении членов ЕС на условно государства Северной и Западной Европы, которые продвигают агрессивную повестку применительно к России, и страны Южной Европы, которые не согласны с такой агрессивной позицией, сказал «Известиям» сотрудник кафедры международных отношений и интеграционных процессов факультета политологии МГУ Илья Щербаков.
— Идеи восстановления отношений исходят, прежде всего, от бизнес-кругов этих государств, для которых разрыв связей с Россией связан с экономическими потерями и низкими темпами прибыли своих компаний, — отметил эксперт.
К таким государствам, например, относится Греция. Лидер оппозиционной партии «Греческое решение» Кириакос Велопулос заявил «Известиям», что с 2022 года госдолг республики вырос на €13 млрд, страна в семь раз переплачивает за поставки газа.
— Санкции против России стали катастрофой для греческой экономики. Речь идет о потерях в миллиарды евро во многих секторах. Наша туристическая индустрия потеряла жизненно важный рынок для российских туристов. Экспорт сельскохозяйственной продукции рухнул на рынке, который традиционно был очень важен для греческих товаров, — отметил Велопулос.
В любом случае, для снятия санкций и восстановления авиасообщения между ЕС и Россией потребуется единогласное решение всех 27 государств-членов. То есть сторонники полного разрыва связей, например, страны Прибалтики и Польша, могут заблокировать подобную инициативу.
Далее государства-члены, национальные регуляторы и отдельные авиакомпании должны начать пересматривать и заключать новые договоры на обслуживание с российскими аэропортами, заявила «Известиям» кандидат политических наук, главный аналитик АНО «Колаборатория» Дарья Моисеева.
— Теоретически, даже если EASA (Европейское агентство безопасности полетов) разрешит летать в Россию, то некоторые авиакомпании могут бойкотировать это направление. Однако РФ всегда была для них очень прибыльным направлением из-за низкой конкуренции с российскими авиакомпаниями, — утверждает эксперт.
Аналогичным образом ситуация обстоит в визовой политике. ЕС централизованно может отменить повышенные сборы, восстановить упрощенную выдачу виз, но далее каждая страна самостоятельно решает, выдавать или не выдавать визы отдельным заявителям, уточняет Моисеева. Уже сейчас Бельгия, Дания, Исландия, Латвия, Литва, Нидерланды, Норвегия, Польша, Финляндия, Чехия и Эстония не оформляют туристические документы россиянам. Словакия тоже была в этом списке, но летом ее власти возобновили выдачу гражданам РФ виз данной категории.