Найти в Дзене
CINEMA

Виталий Мельников о съёмках фильма «Здравствуй и прощай»: «Гундарева обабилась, а Зайцеву все звали Шуркой»

Прошло более полувека, а этот советский фильм находит всё новых и новых поклонников. Кинолента стала первой совместной работой сценариста Виктора Мережко и режиссёра Виталия Мельникова. В начале у них случилось недопонимание по поводу выбора актёров на главные роли. Виктор Мережко хотел, чтобы влюблённого милиционера сыграл Владимир Заманский, а Шурку, по его мнению, должна была сыграть Тамара Сёмина. По крайней мере, именно их он представлял в этих ролях, когда писал сценарий. Но Мельников эту историю увидел совсем по другом. И убедил сценариста в своём выборе. Так в фильме появились Олег Ефремов и Людмила Зайцева. В 1972 году Олег Ефремов был не только признанной кинозвездой, но и художественным руководителем МХАТа – главного драматического театра страны, в который мечтали попасть многие актёры. Поэтому на съёмках 26-летняя Зайцева откровенно робела рядом с Ефремовым и этим очень злила режиссёра. А ведь именно она должна была доминировать в отношениях с робким милиционером Буровым

Прошло более полувека, а этот советский фильм находит всё новых и новых поклонников. Кинолента стала первой совместной работой сценариста Виктора Мережко и режиссёра Виталия Мельникова.

В начале у них случилось недопонимание по поводу выбора актёров на главные роли. Виктор Мережко хотел, чтобы влюблённого милиционера сыграл Владимир Заманский, а Шурку, по его мнению, должна была сыграть Тамара Сёмина. По крайней мере, именно их он представлял в этих ролях, когда писал сценарий.

Но Мельников эту историю увидел совсем по другом. И убедил сценариста в своём выборе. Так в фильме появились Олег Ефремов и Людмила Зайцева.

В 1972 году Олег Ефремов был не только признанной кинозвездой, но и художественным руководителем МХАТа – главного драматического театра страны, в который мечтали попасть многие актёры. Поэтому на съёмках 26-летняя Зайцева откровенно робела рядом с Ефремовым и этим очень злила режиссёра. А ведь именно она должна была доминировать в отношениях с робким милиционером Буровым.

-2

В итоге, устав от бесконечно повторяющихся дублей, Ефремов сам отчитал молодую актрису, которая всё никак не могла войти в образ. Отругал обидными словами, обвинил в непрофессиональности и этим очень разозлил Зайцеву! В итоге она избавилась от робости и однажды сама отчитала Ефремова, когда из-за его похмельного состояния пришлось переносить съёмки. Вернула ему обидные слова о непрофессиональности и т.д. Рассказывали, что Ефремов в начале опешил, но всё же промолчал. Хотя в своём театре такое он никому не позволял.

-3

К сожалению, в те годы Олег Ефремов часто злоупотреблял спиртным. Он не уходил в запои, так как работа у него всегда была на первом месте, но по утрам часто выглядел совсем не так, как должен был выглядеть добросовестный советский милиционер. К тому же в похмельном состоянии он выглядел значительно старше своих лет и смотрелся рядом с Зайцевой скорее как её отец, но не жених.

-4

Поэтому съёмки иногда приходилось переносить, так как гримёры ничего не могли поделать с его опухшим лицом и красными глазами.

Фильм снимали в двух станицах недалеко от Ростова-на-Дону. Первоначально съёмочная группа расположилась в одной из Ростовских гостиниц и каждый день ездила на съёмки на автобусе. Но чуть позже в целях экономии времени и средств режиссёр принял решение жить непосредственно в станице. Всех расселили по частным домам, чему станичники были очень рады.

На съёмках фильма "Здравствуй и прощай" (1972).
На съёмках фильма "Здравствуй и прощай" (1972).

Во время съёмок стояла летняя жара. Киношники с непривычки сильно страдали и каждую свободную минуту бегали на реку купаться. Все, кроме Натальи Гундаревой, которой Мельников строго наказал сидеть в доме.

-6

По его задумке, Надя должна была иметь бледно-молочный цвет кожи, так как всё время находилась в буфете. В отличие от своей загорелой подружки Шурки, которая все время проводила на улице. Мельников хотел получить контраст, когда они вместе находились в кадре. Поэтому Гундаревой было строго настрого запрещено загорать и как можно реже выходить на улицу. Наталья злилась, но вынуждена была подчиняться.

Виталий Мельников (слева) на съёмках фильма "Здравствуй и прощай" (1972).
Виталий Мельников (слева) на съёмках фильма "Здравствуй и прощай" (1972).

Вот как о съёмках рассказывал сам Виталий Мельников:

«Натурные съёмки велись в двух казачьих станицах под Ростовом-на-Дону - Приморской и Синявке. Станичники к нам привыкли, и жизнь здесь шла, как всегда. Домик, в котором жила наша героиня Шурка с детьми, мы арендовали у хозяев вместе со всей мебелью, утварью и прочим реквизитом. Только к семейным фотографиям добавили и казенные, ленфильмовские. Трое детей, которых мы временно отобрали у собственных родителей, тоже поселились у Зайцевой. Все её соседи, проживавшие рядом со съёмочной площадкой, продолжали играть сценарные роли соседей. По мере надобности мы дописывали им тексты.
Слияние произошло абсолютное! Когда в Синявке случилась свадьба, съёмки пришлось остановить ровно на неделю. Причем Зайцеву бабы подключили к подготовке свадебного стола по обязанности соседки. Все звали её Шуркой до самого конца съёмок. Москвичка Гундарева тоже совершенно обабилась, но по моей просьбе старалась не загореть - ей необходимо было оставаться бело-розовой и пышной буфетчицей, в отличие от загорелой трудяги Шурки.
По вечерам на завалинке Олег Ефремов спорил с мужиками, обсуждая международное положение. Олег защищал Хрущева и хвалил Фурцеву за театр «Современник», а мужики почему-то называли Фурцеву нехорошим словом и поносили Хрущева за то, что он «Америке весь наш хлебушко продал». Словом, жизнь у нас сложилась дружная и плодотворная. На свадьбе даже драка у нас назрела вполне натуральная. Бить собирались Олега Ефремова за хорошие слова про «Никитку». Мирились после свадьбы тоже почти неделю...».

Работа над картиной была завершена в октябре 1972 года. У худсовета было много придирок, но своё веское слово в защиту фильма высказал Олег Ефремов. По просьбе Мельникова он участвовал в нескольких заседаниях художественного совета, и с его мнением члены худсовета не могли не считаться.

Дело в том, что Виталий Мельников отличался неуступчивым характером, и чиновники его откровенно недолюбливали. Хотя к тому времени он уже снял несколько фильмов, которые стали лидерами проката. Это «Начальник Чукотки», «Мама вышла замуж» и «Семь невест ефрейтора Збруева».

В итоге в декабре 1972 года фильм был принят, но в прокат его запускать не торопились. Якобы прокатная сетка и так была перегружена. Лично я считаю, что прокат откладывали назло Мельникову. Ждали низкого летнего сезона в кинотеатрах. Поэтому его премьера состоялась лишь в июне 1973 года.

Но зрители фильм заметили, и на картину заявки поступали со всей страны. Пришлось даже сделать дополнительные фильмокопии.

По итогам 1973 года фильм посмотрели более шестнадцати миллионов человек, что считалось вполне достойным результатом.

Посмотреть этот замечательный фильм можно здесь:

Андрей Немчинов.

Опубликованы кадры из фильма "Здравствуй и прощай" (1972).

____________

____________

Если статья была интересной кликните 👍