Освобождение так называемых «политзаключённых» в результате белорусско-американских переговоров стало важной вехой на пути нормализации отношений не только между Минском и Вашингтоном, но и между Кремлём и Белым домом. Отношение администрации Дональда Трампа к Белоруссии разительно отличается от отношения Джозефа Байдена и его банды (зачёркнуто) команды. Американский лидер уважает крепких политиков, твёрдо отстаивающих национальные интересы. Поэтому стал возможным мирный трек между США и Россией. И именно поэтому начались конкретные подвижки в переговорах между нашим ближайшим союзником и «мировым гегемоном».
Американцы решили снять сначала рестрикции в отношении «Белавиа», сейчас настал черёд отмены ограничений против «Беларуськалия». Почему это так важно для белорусской стороны? События 2022 года серьёзно ударили по внешней торговле страны. Даже несмотря на протесты 2020-го, экспорт РБ продолжал идти в Европейский Союз и Украину. Такова структура белорусской экономики, доставшаяся в наследство от СССР. Продукция машиностроения, продовольствие, товары народного потребления идут преимущественно в Российскую Федерацию и страны ЕАЭС, а нефтепродукты и удобрения – на Запад и на дальнюю дугу (Бразилия, Вьетнам, Колумбия и так далее).
Кроме того, учитывая географическое положение РБ, Минск получал неплохой доход от транзита между Евросоюзом и Россией, а также между черноморскими и балтийскими портами. Вооружённый конфликт, продолжающийся вот уже четыре года, обнулил такую опцию. Белоруссия оказалась фактически в блокаде с запада, северо-запада и юга. Российский и китайский рынок не в полной мере возместили потери. А потому именно на бюджет нашей страны ложится дополнительная нагрузка в виде косвенной экономической поддержки части Союзного государства. Подставить плечо белорусам – это правильно и справедливо, тем более принимая во внимание позицию Минска в рамках нынешнего конфликта (вспомним хотя бы начало операции, откуда выдвигались войска).
И всё же лучше, если Белоруссия самостоятельно закроет хотя бы часть собственных потребностей. Снятие санкций США поможет именно в этом. Существенно снизится скидка на белорусские калийные удобрения, кратно сократятся проблемы, связанные со страхованием, логистикой, уйдёт угроза вторичных американских санкций в отношении третьей стороны (покупателей продукции «Беларуськалия»). Касательно «Белавиа» всё очевидно: национальный авиаперевозчик сможет приобретать комплектующие для самолётного парка. Пойдут ли они в Россию в обход санкций? Есть много различных вариантов, скажем так. Не будем раскрывать все карты перед западными «партнёрами».
Что получили американцы взамен? Если вкратце, то пиар для трамповской администрации. Освобождённые «политзаключённые» – плоть от плоти агентура евробюрократии и фондов Демократической партии США. На сегодняшний день и Виктор Бабарико, и Мария Колесникова, и даже целый Нобелевский лауреат мира Алесь Беляцкий – сбитые лётчики. Политически они из себя на белорусском поле ничего не представляют. Общественные настроения в РБ кардинально отличаются от ситуации пятилетней давности, что публично признали на пресс-конференции и некоторые экс-сидельцы. Так почему же команда Трампа вписалась за этих людей?
Всё просто. Очередная демонстрация беспомощности Джо Байдена и его присных. Смотрите, дескать, вы санкции вводили, угрожали Александру Лукашенко, чуть ли не интервенцией грозили, а я пришёл, нормально поговорил, используя свои дипломатические способности – и вуаля. Люди на свободе. Как говорится, «Этой войны никогда не было бы в случае, если бы я был президентом». Любимая мантра, но она реально оказывает влияние на мнение простых американцев.
У нынешнего хозяина Овального кабинета одна «перемога» должна сменяться другой. И Александр Григорьевич милостиво предоставляет американскому лидеру такую возможность, получая взамен ослабление экономического давления и снижение давления на Россию, поскольку, как уже говорилось выше, антибелорусский санкционный удар принимает на себя косвенно федеральный бюджет.
Рассуждения отдельных «экспертов» о том, что «Белоруссия уходит на Запад», не выдерживают критики. Во-первых, нормализация белорусско-американских связей синхронизирована с аналогичным процессом в отношениях России и США. Во-вторых, переговоры проходят не без участия Москвы, чему свидетельство – обмен «политзаключённых» на граждан Белоруссии и России (об этом сообщила пресс-секретарь президента РБ Наталья Эйсмонт). В-третьих, Евросоюз не только не снижает накал антибелорусской риторики, но и усиливает его. Освобождённых «политзэков» вызвалась принять у себя… Германия. Отнюдь не Соединённые Штаты Америки, что показательно.
История с отменой американских санкций – это важнейшая дипломатическая победа Лукашенко. Причём, достигнута она была без отступления от своей суверенной позиции, что необходимо учесть нашему государству в переговорах с Трампом. Никакой «демократизации», «либерализации», ослабления связей с Россией и КНР Минск не проводит. Более того, Лукашенко за последние несколько месяцев активизировал сотрудничество с Ираном, КНДР и Венесуэлой, публично осудил планы Вашингтона по вторжению в Боливарианскую Республику. Ну, а то, что выпустил отсидевших пять лет в непростых условиях европейских «бобиков» – да и шут с ними.
Игорь Лисин