Найти в Дзене
Исторический Ляп

Фантаст Иван Ефремов: «На краю Ойкумены» написана в 1945 году, когда у нас отсутствовали книги, художественно излагавшие древнюю историю

Повесть «На краю Ойкумены» написана в 1945 году, когда у нас полностью отсутствовали книги, художественно излагавшие древнюю историю или рассказывавшие о дальних, тропических странах. Я объединил в повести обе задачи и попытался их решить на основе марксистского анализа истории и социалистического гуманизма. «Техника молодёжи», №12, 1963 г. «На краю Ойкумены» замечательная повесть. Однако объявляя её первым отечественным художественным произведением о древней истории и тропической Африке, Ефремов, мягко говоря, передёргивает. Даже если допустить, что он имел в виду исключительно советский период. Поэт Николай Заболоцкий в 1928 году опубликовал детскую книгу «Письма из Африки» о врачах, которые лечат негров от тропических болезней. Писатель Василий Ян (Янчевецкий) выпустил своё первое произведение о древнем мире - рассказ «Письмо из скифского стана» в 1929 году. За ним в 1931-1933 гг. последовали повести «Финикийский корабль», «Огни на курганах» и «Спартак». Все они гораздо слабе

Повесть «На краю Ойкумены» написана в 1945 году, когда у нас полностью отсутствовали книги, художественно излагавшие древнюю историю или рассказывавшие о дальних, тропических странах. Я объединил в повести обе задачи и попытался их решить на основе марксистского анализа истории и социалистического гуманизма.

«Техника молодёжи», №12, 1963 г.

«На краю Ойкумены» замечательная повесть. Однако объявляя её первым отечественным художественным произведением о древней истории и тропической Африке, Ефремов, мягко говоря, передёргивает. Даже если допустить, что он имел в виду исключительно советский период.

Поэт Николай Заболоцкий в 1928 году опубликовал детскую книгу «Письма из Африки» о врачах, которые лечат негров от тропических болезней. Писатель Василий Ян (Янчевецкий) выпустил своё первое произведение о древнем мире - рассказ «Письмо из скифского стана» в 1929 году. За ним в 1931-1933 гг. последовали повести «Финикийский корабль», «Огни на курганах» и «Спартак».

Все они гораздо слабее последующей трилогии о монгольских завоеваниях («Чингис-хан», «Батый» и «К последнему морю»), а зачастую вызывающе безграмотны. Например Александр Македонский в «Огнях на курганах» выведен ничтожным и трусливым. Понять, как такое существо завоевало земли от Черноморских проливов до Индии невозможно. Тем не менее книги Яна созданы куда раньше повести Ефремова, да и другие авторы обращались к этой теме до появления «На краю Ойкумены».

Вслед за книгами Яна в книжных магазинах появился исторический цикл Милия Езерского о Древнем Риме «Власть и народ». Романы «Братья Гракхи», «Марий и Сулла», «Триумвиры» и «Конец республики» вышли в 1936-1940 гг. Тогда же, в 1940-ом издан рассказ Езерского «Каменотёс Нугри», действие которого происходит в Древнем Египте.

В литературе Российской империи темы, первооткрывателем которых назвал себя Ефремов, также представлены достаточно широко. Африке посвящён цикл стихотворений Николая Гумилёва (одно из них читайте ниже), Иудее времён царя Соломона рассказ Александра Куприна «Суламифь», Древнему Риму - романы «Алтарь Победы» Валерия Брюсова и «Смерть богов. Юлиан Отступник» Дмитрия Мережковского. Особенно плодовитой оказалась Людмила Шаховская. С 1887 по 1912 год она написала 23 романа о римлянах, карфагенянах и других древних народах, а также роман «Лев победитель» об Эфиопии.

Либерия

Николай Гумилёв

Берег Верхней Гвинеи богат
Мёдом, золотом, костью слоновой,
За оградою каменных гряд
Всё пришельцу нежданно и ново.

По болотам блуждают огни,
Черепаха грузнее утеса,
Клювоносы таятся в тени
Своего исполинского носа.

В восемнадцатом веке сюда
Лишь за деревом чёрным, рабами
Из Америки плыли суда
Под распущенными парусами.

И сюда же на каменный скат
Пароходов толпа быстроходных
В девятнадцатом веке назад
Принесла не рабов, а свободных.

Видно, поняли нрав их земли
Вашингтонские старые девы,
Что такие плоды принесли
Благонравных брошюрок посевы.

Адвокаты, доценты наук,
Пролетарии, пасторы, воры,
Всё, что нужно в республике, вдруг
Буйно хлынуло в тихие горы.

Расселились… Тропический лес,
Утонувший в таинственном мраке.
В сонм своих бесконечных чудес
Принял дамские шляпы и фраки.

— «Господин президент, ваш слуга!» —
Вы с поклоном промолвите быстро,
Но взгляните: черней сапога
Господин президент и министры.

— «Вы сегодня бледней, чем всегда» —
Позабывшись, вы скажете даме,
И что дама ответит тогда,
Догадайтесь, пожалуйста, сами.

То повиснув на тонкой лозе,
То скрываясь средь листьев узорных,
В темной чаще живут шимпанзе
По соседству от города чёрных.

По утрам, услыхав с высоты
Протестантское пение в храме,
Как в большой барабан, в животы
Ударяют они кулаками.

А когда загорятся огни,
Внемля фразам вечерних приветствий,
Тоже парами бродят они,
Вместо тросточек выломав ветви.

Европеец один уверял,
Президентом за что-то обижен,
Что большой шимпанзе потерял
Путь назад средь окраинных хижин.

Он не струсил и, пёстрым платком
Скрыв стыдливо живот волосатый,
В президентский отправился дом,
Президент отлучился куда-то.

Там размахивал палкой своей,
Бил посуду, шатался, как пьяный,
И, не узнана целых пять дней,
Управляла страной обезьяна.