Найти в Дзене

Исследование Андрея Белого о ритме в стихах

Исследование Андрея Белого о ритме в стихах
Зера Черкесова 2
Исследование Андрея Белого по русской поэтике.
Четыре группы русских поэтов по системе А.Белого.

Исследование Андрея Белого о ритме в стихах

Зера Черкесова 2

Исследование Андрея Белого о ритме в стихах (Зера Черкесова 2) / Проза.ру

 

Исследование Андрея Белого по русской поэтике. 

Четыре группы русских поэтов по системе А.Белого.

Андрей Белый

Автор: Мочульский К.В.

ГЛАВА ПЯТАЯ. (1909–1912)

-----------------

Отсюда:http://17v-euro-lit.niv.ru/foto/author/13/belyj.htm

Взято изображение к этой статье.

Это известный портрет Андрея Белого, написанный Львом Бакстом.

А рядом в коллаже - автограф А.Белого. Глядя на почерк его, я бы тоже преподала маленький урок:никогда не пишите так, ниспадающими строками, что верный признак депрессии и меланхолии, пессимизма. Писать, даже принудительно, -следует ровно, прямыми строками.

Выписки. По прочтении.

Насколько длинные цитаты? Я сократила сколько могла, без ущерба смысла. В сокращенном -остались, читайте сами найдя книгу Мочульского и теоретические статьи Андрея Белого - также метрические схемы стихов, кому интересно, см.Библиотека Куб. Мочульский. Андрей Белый, читать онлайн, скачать. Я читала онлайн.

 Цитаты из книги Мочульского о А.Белом: Это настолько интересно, что варварством было бы вырвать из конткста из-за длины цитирования такие куски текста, см.ниже. Вам предлагается кастальский ключ поэзии, тайна постигнутая аналитически-сильным интеллектом Андрея Белого(недаром же сын декана математического отделения МГУ известнейшего математика и философа Н.Бугаева и сам тоже по образованию естественник, и по математике и философии тоже писал изрядно, А.Белый).

 Великим поэтом Мочульский А.Белого не считает, и это наверное справедливо,в другой разразберем стихи А.Б., их сильные и слабые стороны, но называет его искусным версификатором, могущим писать в любых стилях, ну и конечно же:выдающимся исследователем русской поэтики его признавали все, даже разругавший его в статье "Андрей Белый" - Лев Троцкий(сборник "Литература и революция"). Надолго оценка Троцкого определяла отношение в советском литературоведении(без упоминания Троцкого) ко многим, в том числе А. Белому, а меж тем она несправедлива и колюча.

Что ж, прочтем эти строчки ниже, не раз и не два. Понять метод и открытия А.Б. в вселенной словесности.

28 января 2024г.

----------------------------------------------

Цитата из книги К.Мочульский. "Андрей Белый":

"В системе Белого неокантианский идеализм доведен до крайнего предела. Вне

творческого духа— мир есть хаос; сознание («переживание») творит действительность, организует ее по категориям должного, истинного и ценного.(...)

Дерзновенным чаяниям поэта не суждено было оправдаться. Но в поспешных синтезах

Белого, этого «слишком раннего предтечи слишком медленной весны» (слова

Мережковского), были проблески гениальности. Утверждение примата творчества над

познанием, определение символа как «индивидуального образа переживания» и как единства формы и содержания, раскрытие религиозной основы искусства и заявление, что конечная цель его есть преображение мира, — все эти мысли навсегда вошли в русское эстетическое сознание.

 Теория символизма не была построена, ибо «религиозное исповедание» не

«строится». И все же Белый проложил путь к будущей «теории искусства».

За циклом статей теоретических идет ряд статей, посвященных экспериментальному

изучению ритма. Здесь Белый— поистине открыватель новых земель и учитель блестящей плеяды молодых исследователей. Его — во многом еще несовершенные— опыты

формального анализа стихов создали целую школу так называемых «формалистов». Он

вызвал к жизни «науку о стихе», изучение русской метрики, ритмики, звуковой оркестровки, эйдологии тематики, композиции. Русская «поэтика» — самая молодая из всех филологических наук— обязана ему своим рождением.

В статье «Лирика и эксперимент» Белый утверждает, что эстетика вполне возможна как точная наука: ее матерьял — форма художественного произведения. Возьмем для примера «Смерть крестьянина» Некрасова. Это стихотворение можно изучать с точки зрения 1)длины слов, 2) симметрии слов, 3) расположения глаголов, существительных и прилагательных, 4) сочетания гласных и 5) ритмики.

Ритм— основа поэзии, самая важная и наименее исследованная область эстетики.

Автор определяет ритм отрицательно, как совокупность отступлений от метра. Например, в четырехстопном ямбе, по метрической схеме, должно быть четыре ударных слога.

Мой дядя, самых честных правил.

Но в поэтической практике мы постоянно встречаемся с пропуском одного или даже

двух ударений.

(...)

В результате своих исследований автор приходит к выводу: чем больше в данном

стихотворении отступлений от метра, тем оно ритмичнее; ритм обратно пропорционален метру. На основании найденных им фигур он устанавливает четыре ритмических категории для русских поэтов.

В первую по богатству ритма категорию попадают: Тютчев, Жуковский, Пушкин,

Лермонтов, Баратынский и Фет; во вторую — Языков, Полонский, Каролина Павлова. К

К третьей относятся Некрасов и поэты XVIII века; наконец, в самую ритмически бедную

В четвертую категорию помещаются Майков, Случевский, А. Толстой и Бенедиктов.

Автор заканчивает свою работу важными методологическими указаниями: «Уклонения

от метра должны быть описаны, изучены, систематизированы; учение о таких уклонениях легло бы в основу учения о ритме русского стиха; законы уклонений были бы законами поэтических ритмов, законы поэтических ритмов далее следует сопоставить с законами ритмов музыкальных».

В следующей статье: «Опыт характеристики русского четырехстопного ямба» — автор,

продолжая чертить фигуры и делая подсчеты, уточняет попутно свою терминологию. Он

определяет ритм как «некоторое единство в сумме отступлений от данной метрической

формы», а пропуски ударений предпочитает называть ускорениями. Так, про строку

; —; / ; ; / ; — / ; —; /

Взрывая возмутить ключи

следует сказать, что она несет ускорение на второй стопе.

Падение ускорений на второй стопе мы впервые наблюдаем у Батюшкова; у

Жуковского замечается впервые сравнительное обилие ускорений на первой и третьей стопе.

Это позволяет исследователю сделать важный вывод. «Не Пушкин, — заявляет он, — а

Жуковский и Батюшков — реформаторы русского четырехстопного ямба. Пушкин лишь

нормирует эти границы для всей последующей эпохи».

Статья «Сравнительная морфология ритма русских лириков в ямбическом диметре»

посвящена первой в русской литературе попытке ритмической характеристики русских

поэтов, начиная с Пушкина и кончая символистами. Очень интересны выводы, касающиеся современной поэзии.

 «Во всех почти рубриках, — пишет автор, — Блок ритмичнее В.

Иванова, Иванов же ритмичнее Брюсова. Самым богатым по сумме совпадений с лучшими

ритмиками является Блок, потом Сологуб, потом В. Иванов, потом Брюсов, потом Городецкий. У модернистов не наблюдается ни революции ритма, ни резко выраженной

эволюции. У Сологуба и Блока ритм пробуждается от пушкиноподобной версификаторской гладкости наследия Майкова и Ал. Толстого к подлинному ритмическому дыханию…Брюсов в лучших строках своего ритма соприкасается с Жуковским; Блок является в ритме ямба своеобразной комбинацией Павловой с Лермонтовым; ямб Сологуба есть возобновление ритмов Лермонтова, Фета и Баратынского».

Следующая статья озаглавлена: «„Не пой, красавица, при мне“ А. С. Пушкина (опыт

описания)». Белый дает примерный анализ художественной формы стихотворения. Это

замечательное исследование имело огромное методологическое значение: оно открыло глаза современников на проблему формы художественного произведения.

 

Выбранное им стихотворение Пушкина автор изучает с точки зрения метра, ритма,

словесной инструментовки, архитектоники и описательных форм речи (эпитеты, метафоры,метонимии). Увлеченный своим методом, Белый в заключительных словах статьи впадает в крайний, ничем не оправданный формализм. Его подражатели и последователи пойдут еще дальше по этому опасному пути.

...

 После шумного выступления и бесславного исчезновения «формалистов» (С. Бобров, Брик, Шкловский) появилась школа серьезных ученых, разрабатывающих вопросы русской поэтики (В. Жирмунский, Ю. Тынянов, В.Виноградов, Б. Томашевский, Л. Якубинский, А. Слонимский и другие). На сотую годовщину со дня рождения Гоголя Белый откликнулся блестящей статьей («Гоголь»).

Конец цитаты.

 

О Николае Языкове, что у А.Белого, см. у меня:

http://proza.ru/2023/09/09/1488

Николай Языков. Кастальский ключ поэзии Ч. 4

(остальные ссылки внутри см там).

Пушкин завидовал Языкову и считал, что Языков владет "кастальским ключом поэзии", тайной прекраснейших стихов, может быть система исследования А.Белого прояснит этот вопрос? Вот и у Белого реформаторами русской поэзии, вообще словесности, - является не Пушкин, он лишь закрепил результаты, - а Жуковский и Батюшков.

О самом Андрее Белом у меня см.:

http://proza.ru/2022/09/17/1524

Об Андрее Белом

http://proza.ru/2023/11/21/1898

Письма А. Белого А. Блоку. Как мало нужно человеку

 

http://proza.ru/2022/02/14/1232

Книжная полка. В. Демин. Андрей Белый

http://proza.ru/2024/01/26/1424

Книга К. Мочульского об Андрее Белом

http://proza.ru/2024/01/28/1707

Исследование Андрея Белого о ритме в стихах

http://proza.ru/2021/12/31/174

Турнир. Золото в лазури Андрея Белого и моя версия

 Текст ленты рецензии Символическая поэтика Андрея Белого,с небольшими сокращениями.

См.http://stihi.ru/2025/11/12/7066

В авторецензии. Полный текст с пиктограммами, разметка для удобочитаемости.

Илл.:Андрей Белый, карандашный рисунок. Автора отыскать и проставить.

Расширяющийся список моих эссе об Андрее Белом

Лит. семинары декабря 2025 Стихи А. Белого Сбр (Зера Черкесова1) / Стихи.ру

Зера Черкесова1  12.11.2025 18:58  •  

http://stihi.ru/2024/11/11/339

16 пп. на сегодня, это ещё неполный список.

Мои комментарии к мемуары Марины Цветаевой Пленный дух, об Андрее Белом, проставить.

Мои статьи о Николае Васильевиче Бугаева, о Николае Васильевиче Умове, профессура МГУ накануне революции, связанными с А.Белым, его стихи и воспоминания.