Найти в Дзене
Сергей Михеев

Когда всё будет трещать, жужжать, ездить, летать, плавать, тогда и будет хорошо

15 декабря в Москве много говорили об укреплении технологического суверенитета. Был открыт Центр практической подготовки для машиностроения на базе ОЭЗ «Технополис Москва». В открытии приняли участие премьер-министр Михаил Мишустин, мэр Москвы Сергей Собянин. Также в мероприятии участвовали министр просвещения Сергей Кравцов и глава Минпромторга Антон Алиханов. Я бы сказал: продвинутый, высокотехнологичный Центр, там около 70 станков, пять мастерских, три лаборатории. Смысл в том, что в этом Центре будут проходить обучение или переподготовку кадры, специалисты, которые нужны нашей промышленности. Как сказал С. Собянин: «Открытие этого Центра закроет проблему дефицита рабочих кадров». Интересное сообщение сделал М. Мишустин: «Наш министр промышленности каждую неделю работает на станках. Я недавно об этом узнал - он даже мне об этом не говорил». Он уточнил, что Антон Алиханов устроился на специальную программу дополнительного образования и работает на станках по выходным. Сергей Михеев:

15 декабря в Москве много говорили об укреплении технологического суверенитета. Был открыт Центр практической подготовки для машиностроения на базе ОЭЗ «Технополис Москва». В открытии приняли участие премьер-министр Михаил Мишустин, мэр Москвы Сергей Собянин. Также в мероприятии участвовали министр просвещения Сергей Кравцов и глава Минпромторга Антон Алиханов. Я бы сказал: продвинутый, высокотехнологичный Центр, там около 70 станков, пять мастерских, три лаборатории. Смысл в том, что в этом Центре будут проходить обучение или переподготовку кадры, специалисты, которые нужны нашей промышленности. Как сказал С. Собянин: «Открытие этого Центра закроет проблему дефицита рабочих кадров». Интересное сообщение сделал М. Мишустин: «Наш министр промышленности каждую неделю работает на станках. Я недавно об этом узнал - он даже мне об этом не говорил». Он уточнил, что Антон Алиханов устроился на специальную программу дополнительного образования и работает на станках по выходным.

Сергей Михеев: У какого?

Он не уточнил. Наверное, у такого, где для авиапрома вытачиваются детали. Кстати, Алиханов сказал, что «Россия - одна из немногих стран, которая в сфере авиастроения может полностью производить отечественную технику». Мы впереди планеты всей: по крайней мере, в первых рядах по авиапрому. Михаил Мишустин провел совещание по итогам посещения Центра, на котором обсуждалась реализация технологической политики в России. Некоторые заявления Мишустина: «Завершено создание необходимой нормативно-правовой базы, определены ключевые секторы, где критически важно не зависеть от внешних разработок и поставок; открываются новые производства, активно ведутся сертификационные испытания отечественной линейки самолетов; работа над кадрами, которые будут трудиться на производстве».

Сергей Михеев: Первое: очень хорошо, что производство продукции становится стратегическим приоритетом для работы экономического блока, для правительства и вообще для государства. Можно рассказывать разные байки про «сервисную экономику»и «сырьевую империю», но в конечном итоге реальный суверенитет, независимость будет у тех, кто больше производит, в первую очередь критически важных отраслей, связанных с высокотехнологичной продукцией. Ширпотреб, конечно, тоже важен, но, в любом случае, чем вы больше производите сами, тем вы более независимы. Если это понимание наконец-то пришло, то Слава Богу!

После распада Советского Союза долго приходилось слушать разговоры: сначала про либеральную «сырьевую империю»; потом про «постиндустриальную экономику», что «ничего не надо делать, а будем писать компьютерные программы, сфера услуг и т.д.»; сейчас разговоры о том, что «ничего не нужно – главное, что ИИ за нас всё нарисует». Правда состоит в том, что жизнь всегда одинаковая: если вы можете производить продукцию, то вы независимые, а если не можете или покупаете у других – вы зависимы от тех, кто может.

Это осознали и американцы: Дональд Трамп стремиться перетащить производство обратно в США, многие другие тоже. То, что это стали признавать и говорить, что «это должно стать приоритетным направлением», - это хорошо.

Второе: то, что предпринимаются усилия по возрождению рабочих профессий, подготовки кадров – это тоже очень правильно. Только здесь «непаханое поле», и одним этим Центром не закроешь все проблемы. Надо понять, что промышленность стала гораздо меньше, сократилась, огромное количество заводов, фабрик, предприятий исчезли. Тот факт, что это рассматривается как приоритет, очень важно. Но одновременно с этим не надо самих себя обманывать, потому что бравурные доклады о том, что «мы всё можем и делаем», не бьются с реальностью. Например, авиационная техника. Алиханов сказал…Где эти самолеты? Да, боевая авиация:и тов какой-то момент элементная база электроники стала импортной. Не знаю, как сейчас, но надеюсь, что по-другому.

Что касается пассажирских самолетов, то с этим проблема. Мы много лет не можем это одолеть. Скажем честно: теоретически можем, а практически многие навыки были утеряны. «Закройте предприятия, разгоните людей, пусть следующее поколение торгует джинсами и мечтает, чтобы играть в компьютерные игры и больше ничего не делать». Лучше сказать: «Мы должны научиться, вспомнить и т.д.», а «да, можем» будет тогда, когда все наши авиакомпании будут летать на отечественных самолетах и их будут покупать за границей. А пока Sukhoi Superjet 100 – это наш планер, но не наши двигатель и электроника. И со всем остальным тоже самое.

Да, надо делать, но при этом не следует самих себя обманывать. Самый плохой вид обмана – это самообман. Автопром в 2025 году показывает катастрофическое падение: это вещь, которую невозможно скрыть. То, что туда двигаемся, – это верно, но не надо жизнерадостных докладов, маршей, картинок. Если они не подкрепляются действительностью, то им нет доверия.

Что касается московской экономики: какая тут осталась промышленность? Да, были когда-то заводы, фабрики, ВПК, а сейчас говорить даже не о чем. Московская экономика держится на двух вещах: 1. сфера услуг; 2. стройка, которая далеко не всем доступна и кредиты с огромными процентами. Я уверен, что жилищную проблему в этой ситуации рыночными методами решить невозможно. Не говоря о том, что пространственное развитие, которое всё стягивает в 5-8 крупных мегаполисов, для нашей территории - это самоубийство, а рыночная экономика к этому склоняет. То, что стали осознавать какие-то вещи, которые были очевидны еще лет 10-15 назад, хорошо; то, что стали двигаться в этом направлении, тоже хорошо, но пока не надо вешать на уши друг другу предновогоднюю лапшу! Когда всё будет трещать, жужжать, ездить, летать, плавать, тогда и будет хорошо. Есть отрасли, которые неплохо развиваются, которые наши «эффективные менеджеры» не успели развалить, а со всем остальным есть большое количество проблем.

Есть отдельные положительные моменты: случаи, проекты, предприятия, компании, но в динамичный поток движения - пока это всё в будущем.

На Ваш взгляд, менеджеры высшего звена (министры, замминистра) должны вникать во все технологические процессы? Я понял, что Алиханов, человек с двумя высшими гуманитарными образованиями, что-то пытается попробовать делать руками. Он должен вникать или его задача - эффективно управлять бизнес-процессами внутри большой отрасли?

Сергей Михеев: Что касается разных хобби и т.д. Я работал и на фрезерном, и на токарном станках, и это довольно интересно. Если говорить об управленцах, то думаю, что это было бы правильно. Если ты управляешь тем или иным процессом, то надо его изучить, хотя бы тезисно, «снизу». И надо периодически опускаться «с небес на землю», видеть ситуацию на земле. В противном случае встречаю людей, которые десятки лет сидят в Госдуме: видно, что они оторвались, и многие не понимают, что происходит. Это касается и министров: если министр ездит лет 30 на персональном автомобиле и только читает доклады подчиненных, то он многие вещи теряет из поля зрения. На мой взгляд, в идеале профильные министры должны снизу постичь ту сферу управления, которой они занимаются. Это было бы правильно. В противном случае они не в состоянии понять, что там происходит; как себя чувствует человек в той или иной ситуации; какие здесь трудозатраты; с какими проблемами сталкивается весь процесс. Просто тупо перебирать бумажки, смотреть презентации с красивыми цифрами - это одно; а в реальности ощущать процесс - это другое.

Если Алиханов работает на каких-то станках, пытается освоить – это уже неплохо, и работа руками развивает мышление.