Яхонтовые мои, добрый вечер!
Помните детскую песенку:
«Может быть верблюд
Любил бы апельсины,
Как их не любить?
На то ведь нет причины.
Жалко, что в песках
Где пасётся верблюд
Они не растут, не растут, не растут.
И всё же, и всё же, и всё же,
Есть у верблюда тоже –
Солнышко, солнышко жгучее,
Колючки, колючки колючие».
Слова: Лариса Рубальская
И пусть в Карелии и апельсины не растут, и нет солнышка жгучего, равно как и верблюда, а вот колючки есть…
Если бы в самом начале моего увлечения садом кто-нибудь мне сказал, или намекнул, что в один прекрасный день в нем поселятся сии колючие сорняки, то я бы сморщила нос и презрительно фыркнула – «Еще чего! Придорожные сорняки тащить в свой сад!».
Но то был юный, неискушенный садовод, которому подавай лилии с розами, желательно вперемешку. Нынешняя я, предпочитаю считать себя более сведущей в некоторых садовых вопросах, и способной разглядеть красоту в формах простых и неказистых. Полевых, природных, позаимствованных из дикой природы. И оценить их по достоинству.
Вот в погоне за такими формами в моем саду сначала появился замухрышный саженец Синеголовника, а через небольшой промежуток времени – Мордовник, выращенный мною из семян.
Синеголовник изначально отправился соперничать с колючими розами, но с появлением в саду нового мини-цветника «Гармония» в сине-сиреневых оттенках, переехал аккомпанировать флоксам.
А Мордовник с самого начала был выращен исключительно для этого цветника.
Явить себя во всем своем колючем величии и тот, и другой соизволили только в этом сезоне (Синеголовник – на третий год с учетом пересадки, Мордовник – на второй).
Как только эти шарики с иглами расцвели, я была немного разочарована, вру, я была много разочарована, разочарована до презрительного «Фи, какая несуразность!» Ведь сами знаете, что на картинках и фотографиях оба растения всегда задумчиво синие, с поволокой. А тут – один зеленая дылда, похожая на ощетиневшееся яблоко, второй напоминает ягоду, которую едят либо на спор, либо в качестве наказания.
Иван тоже внес свою «разочаровательную» лепту: «Это лопух? Ты посадила в цветник лопух?».
«Лопух, ты!» - буркнула я. «А это зеленая колючка, которую я холила и лелеяла. Лучше бы и правда посадила лопухи».
Но через неделю картина изменилась полностью: и Синеголовник, и Мордовник – благородно засинели, подернувшись серебристой поволокой:
Особенно хороши были под покровом ночи, когда вся эта синь приобретала оттенки загадочности, таинственности и непостижимости. Словно облаченная в ажурное покрывало:
Синеголовник остается практически неизменен в ходе своего взросления, и продолжает щеголять кобальтовыми оттенками, которыми напыляются даже прицветники:
А вот Мордовник оказался затейником и после стадии посинения выстреливает лиловато-голубыми паучками. Цветок в цветке, шар с сюрпризами:
А в завершении своего представления выдает образ рыбы фугу: взъерошенный, кудлатый и вкосмаченный:
В цветнике каждый из них разыгрывают свою собственную партию:
Мордовник – настоящий великан и исполин, головастый и внушительный, похож на перекрашенный и покрытый иголками мяч для настольного тенниса, или крупный плод сочного личи:
Синеголовник – покряжистее, поприземестее, но и пораскидестее:
Новую партию соцветий выдает без устали, а какие амуры крутит с флоксами – бальзам на мою флоксовую душу:
Но особенно хорош был в паре с «Лунным камнем» - атласные флоксовые лепестки и необузданный внешний вид Синеголовника:
«Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень.
А.С. Пушкин
Но еще больше меня, эти колючки любят шмели: о, это не просто редкие посещения и перелетания с места на место. Шмели в этих шарах застывают надолго, облепляют их со всех сторон и впадают катарсис:
Ну, а я безумно люблю Мордовник и Синеголовник за фотопортреты: чтобы добыть их фотографии нужно приложить усилия, ведь объектив очень не любит фокусироваться на всех этих шарах, пимпочках и пумпочках, особенно если они под влиянием ветра начинают устраивать дикие танцы. И каждый раз ловит более спокойных и способных заполнить собой кадр:
Но уж, если эти портреты удаются, то они космически прекрасны. Это не просто цветы – это планеты:
Кстати, Синеголовник и Мордовник очень часто путают, хотя они принадлежат к разным семействам. Но оба растения на Руси считались настоящими оберегами и защитой от злых сил. Недаром, Синеголовник имеет второе название – Чертогон. Наши предки верили, что достаточно повесить в доме сухие букеты из наших колючек, и дом будет под надежной охраной от злых сил.
Может недаром сейчас для декора так часто используют венки из Синеголовника и Мордовника?
Бриллиантовые мои, я полюбила эти синие колючки всей душой, и уже не мыслю свой сад без них. А у Вас растут эти синие ежики? С чем сочетаете?
Из Карелии с любовью, Ваша Наташа!
И напоминаю, что фотографиями Вы можете поделиться здесь:
И здесь: