Вчера узнал о необычным выставочном пространстве, а сегодня уже и посетил его. Речь о "Музее пасхальных яиц Андрея Ананова", который открылся в Петербурге недавно - в апреле 2025 года.
Впрочем, о симпатичном здании в виде замка, который спрятался в одном из дворов на Петроградской стороне я знал давно, но не догадывался, что с недавнего времени его можно посетить.
Здание изначально было построено как ювелирная мастерская, офис и место встреч с заказчиками фирмы «Русское ювелирное искусство - Ананов», а теперь здесь находится и музей.
Интересно то, как Андрею Георгиевичу удалось построить этот дом!
Ювелирным искусством (сначала нелегально так как это было запрещено законом, который касался оборота ценностей - 88-я статья Уголовного кодекса - по ней полагался арест на 15 лет или больше, а потом уже легально) А. Ананов занимался ещё в советское время (сейчас автору 80 лет).
Легально с 1988 года, когда стали появляться кооперативы.
И в один прекрасный момент А. Ананову удалось продать свою работу за 1 000 000 долларов. Покупателем стал некий банк (на экскурсии его название не сказали).
В результате сделки, получив такую крупную сумму, ювелир решил купить участок земли в Петербурге и построить это здание (2005 год, архитектор Арсеньев В.В.)
Одновременно с постройкой мастерской в дореволюционном доме напротив продавалась квартира и Андрей Георгиевич купил её, где и живёт в настоящее время.
О том, что в здании проживает ювелир говорит необычная дверь, точно такая же как и в мастерской. Она украшена пасхальным яйцом и монограммой "А" (Ананов) вверху.
А во то самое пасхальное императорское яйцо, которое было продано за 1 000 000 долларов. На экскурсии нам не сказали, где именно сейчас оно находится (по какому адресу располагается банк), но показали фотографию, размещённую на стене.
Перед тем как мы осмотрим выставочное пространство, пару слов об авторе изделий.
Андрей Георгиевич Ананов - советский и российский ювелир. Заслуженный деятель искусств РФ (1995). Родился 8 августа 1945 в Ленинграде.
По образованию режиссёр кино и театра. Работал по специальности 20 лет. Снялся в нескольких фильмах и 44 спектаклях.
С 1974 года решил заняться ювелирным делом, которое спасло его от запойного алкоголизма (он сам об этом рассказывает в музейном ролике).
В итоге А. Ананов стал настолько знаменитым и богатым, что путешествовал со своими работами по миру и дарил произведения искусства самым влиятельным персонам планеты (принцам и королевам).
А в 1991 году выиграл в казино Монте-Карло свой первый миллион франков. Получил "золотую карточку" "Hotel de Paris" (постоянный член клуба игроков). В будущем таких выигрышей (впрочем как и проигрышей) было несколько.
В настоящее время изделия фирмы «Русское ювелирное искусство - Ананов» находятся в коллекциях королевы Великобритании Елизаветы II, королевы Испании Софии, принца Монако Ренье III, королевского Дома Швеции, семьи Ельциных, Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.
Примечательный факт
По случаю первого визита её Величества Королевы Великобритании Елизаветы II в Россию (а именно в Петербург и Москву) в 1994 году А. Ананову было поручено сделать дипломатический подарок. Времени оставалось всего 2 дня и создать качественное ювелирное изделие не представлялось возможным.
Тогда в запасниках мастерской он нашёл "Ветку ежевики" - копию работы Фаберже, сделанную из золота, с листьями из нефрита, с небольшими бриллиантами, в вазочке из горного хрусталя.
Оригинал в своё время украшал письменный стол Николая II.
В протоколе встречи не был запланировал личный подарок А. Ананова королеве, но по его просьбе Анатолий Александрович Собчак, с которым у Андрея Георгиевича сложились хорошие отношения, договорился и включил этот момент.
Так, в Мариинском дворце в Петербурге, вручая работу Её Величеству, А. Ананов сказал: «Ваше величество, это не просто цветок, сделанный в лучших традициях Фаберже. Я сделал его по исторической черно-белой фотографии украшений, стоявших на рабочем столе нашего последнего царя и вашего родственника Николая II. Прошу принять этот цветок в память о вашем визите в Петербург».
Потом А. Ананов говорил, что королева чуть ли не прослезилась после таких слов...
Выше цитаты из СМИ. На фотографии в книге (ниже из музея), видимо, приукрашенные и частично искажённые фразы (как и про заранее созданный заказ), но фото это я оставлю для наглядного представления самого изделия.
Что касается других работ А. Ананова, то многие из них находятся в частных коллекциях не только России (имена владельцев в интервью Ананов не разглашает - говорит только, что среди них, в том числе, много друзей нашего президента), но и за рубежом. Например, у Монтсеррат Кабалье, Пласидо Доминго, Стиви Уандера, мадам Спиваковой, мадам Рейган и мадам Буш.
Примечательный факт!
В 1994 году в Монте-Карло проводился благотворительный бал Красного Креста. Специально для этого мероприятия фирма Андрея Ананова создала пасхальное яйцо, увенчанное красным крестом из рубинов, с сюрпризом внутри - шестью рамками с миниатюрными портретами членов семьи принца Монако Ренье Третьего.
По образу и подобию того как раньше делал Карл Фаберже.
Яйцо стало главным призом лотереи бала, отодвинув на второй план другого претендента - бриллиантовое колье фирмы Картье.
А пасхальные яйца "Собор Василия Блаженного" (1996 год) и "Смольный собор" работы Ананова из-за уникальности и сложности создания внесены в Книгу рекордов Гиннеса.
В музее в оригинале, к сожалению, их не увидеть, потому что в своё время эти пасхальные яйца выкупил бизнесмен Борис Березовский. Но на стенах размещены фотографии работы А. Ананова.
Борис Березовский купил не только вышеуказанные работы, но и целую коллекцию других. Например, Исаакиевский собор (1998 год)
И храм Воскресения Христова на Крови (2000 год).
Теперь посмотрим на некоторые работы мастера поближе.
1. Пасхальное яйцо "Санкт-Петербург" (золото, серебро, позолота, бриллианты, прозрачная эмаль по гильошированному фону, нефрит, часовой механизм-кварц). Высота - 16.5 см.
2. Цапля с лягушонком (золото, серебро, позолота, алмазы-розы, кахолонг, белый нефрит, зелёный нефрит). Подставка цапли - шкатулка с секретом. При нажатии потайной кнопки, верхняя часть подставки сдвигается, открывая скрытую шкатулку. Высота - 16 см.
3. Попугай и весы (золото, серебро, позолота, алмазы-розы, рубины, нефрит, белый нефрит, кахолонг). В центре подставки находится секретная кнопка с нефритом, при нажатии на которую открываются два боковых отделения с разновесками и гирьками. Весы предназначены для взвешивания бриллиантов. Высота - 21 см.
4. Пасхальное яйцо "Стрекоза" (золото, серебро, позолота, алмазы-розы, кахолонг, кварц, лазурит, оконная эмаль, горный хрусталь). Высота - 19,5 см.
Не ко всем изделиям было описание, поэтому далее просто фотографии красоты без аннотаций.
Это была коллекция, размещённая на 3 этаже музея.
Здесь мы посмотрели 30-минутный фильм. Одновременно рассматривая экспозицию, а также, сидя в креслах, листая каталоги.
На 2 этаже центральное место в экспозиции занимают пасхальные яйца из серии "Великие храмы России". Есть и другие изделия. Посмотрим на них.
1. Пасхальное яйцо "Прости, Россия" (золото, серебро, позолота, бриллианты, жемчуг, прозрачная эмаль по гильошированному фону, мозаика поделочными и полудрагоценными камнями, мрамор, нефрит, кахолонг, резьба по яшме, гравирование). Высота - 30 см, 2023 год.
Основа яйца выточена из белого мрамора. Яйцо покрыто снаружи серебряной "скорлупой" с прозрачной гильошированной эмалью и многочисленными деталями отделки, жемчугом и бриллиантами.
Внутри по мраморной основе выложены мозаичные картины убранства собора и иконостаса. В центре собора - стоящий на коленке император Николай II.
Идея, дизайн и технологическое руководство - А.Г. Ананов. Мозаика полудрагоценными камнями и смальтой - Ю. Артамонов.
2. Пасхальное яйцо "Дворцовая площадь" (золото, серебро, позолота, бриллианты, розы, черный агат, яшма). Здания Главного штаба могут раздвигаться и сдвигаться при открывании и закрывании яйца. А при нажатии на секретную кнопку в окнах загорается свет. Высота - 25 см.
3. Пасхальное яйцо "Курица" (золото, серебро, позолота, бриллианты, рубины, прозрачная эмаль по гильошированному фону). Высота - 14, 7 см, 2007 год.
Курица в яйце - это первое, что приходит в голову художнику, задумывающему новое изделие. И хотя такое сочетание - примитивный художественный штамп, не удержался ни ювелир мастерской Фаберже, ни мастер фирмы Ананова. И хотя яйца и курицы разные, но замысел всё равно один и тот же...
Сюрприз яйца - внутри курицы скрыто яйцо-медальон. Оно так же открывается, а в нём находится золотая божья коровка.
4. Пасхальное яйцо "К юбилею М.М. Ботвинника" (золото, серебро, позолота, бриллианты, розы, прозрачная эмаль по гильошированному фону, белый и чёрный нефрит, обсидиан, белый мрамор). Высота - 235 мм.
Михаил Моисеевич Ботвинник известен тем, что в течение 13 лет носил корону Чемпиона Мира по шахматам и так же тем, что является дядей художника-ювелира Андрея Ананова по линии жены Ботвинника, Гаянэ Анановой, сестры отца Ананова.
Сюрприз яйца - потайная шкатулка, спрятанная под фигуркой коня.
5. Пасхальное яйцо "Мечеть Кул-Шариф" (золото, серебро, позолота, бриллианты, розы, нефрит, кахолонг, рубин, гранаты, яшма, габр, прозрачная эмаль по гильошированному фону). Высота - 33.5 см.
На нижней половине яйца - сцены из сражений татарских племён, на верхней половине - красивая современная Казань.
Образом подставки яйца послужила татарская национальная тюбетейка, выполненная из чёрного граба.
Над созданием произведения трудились камнерезы А. Петров, Ю. Артамонов, ювелиры А. Линник и С. Третьяков, эмальер И. Максимова, закрепщики С. Захаров и С. Косарев.
Идея, дизайн и техническое руководство - А.Г Ананов.
6. Пасхальное яйцо по заказу швейцарской часовой компании Ulisse Nardin.
Компания хотела выйти на рынок дорогих часов России, для этого договорилась с Оружейной палатой Московского Кремля о проведении выставки часов.
В качестве центрального экспоната выставки было решено показать наручные часы с гербом России - двуглавым орлом в центре циферблата. Футляр для часов в виде пасхального яйца заказали спроектировать А.Г. Ананову. В результате публике так понравилось яйцо с часами, что по заказу Ulisse Nardin в мастерской Ананова было изготовлено ещё 60 таких изделий.
В яйце находятся часы Ulisse Nardin (платина, автомат)
7. Пасхальное яйцо "400 лет Дома Романовых" (золото, серебро, позолота, бриллианты, рубины, изумруды, сапфиры, розы, жемчуг, прозрачная эмаль по гильошированному фону, живопись по кости мамонта, мрамор, яшма, бархат). Высота - 25,7 см.
На нижней половине яйца - Ипатьевский монастырь в Костроме, на верхней половине - Санкт-Петербург.
Сюрпризом яйца является складная рамка из жёлтого золота с изображением императора Николая II и Александры Фёдоровны. Чтобы открыть полость надо слегка повернуть подушку с державой.
Яйцо создавал авторский коллектив ювелиров.
8. Пасхальное яйцо "Смольный собор" (золото, серебро, бриллианты, розы, сапфир, жемчуг, бирюза, кахолонг, прозрачная эмаль по гильошированному фону, чёрная яшма). Высота - 32,5 см.
Изображения на яйце украшены более чем 6 000 алмазов огранки роза. Камнерезы А. Петров и Ю. Артамонов, ювелиры А. Никишов, В. Швильпо, Н. Давыдов, закрепщик С. Захаров.
Идея, техническое руководство и дизайн А.Г. Ананов.
9. Пасхальное яйцо "Васильки" (золото, серебро, позолота, бриллианты, прозрачная эмаль по гильошированному фону, мрамор). Высота - 15 см.
При открывании яйца автоматически из нижней половины понимается рамочка в виде сердечка, внутри которого находятся часы. Механизм часов - швейцарская фирма ЭТА, кварц.
10. Пасхальное яйцо "300 лет Санкт-Петербурга" (золото, серебро, позолота, бриллианты, розы, прозрачная эмаль по гильошированному фону, гранаты, кость). Высота - 210 мм, 2002 год.
Благодаря секрету рамку можно достать из яйца.
11. Пасхальное яйцо "Собор Василия Блаженного" (золото, серебро, позолота, бриллианты, розы, яшма, нефрит, лазурит, кахолонг, кремень, змеевик, сапфир, гранат, жемчуг, прозрачная эмаль по гильошированному фону). Высота - 31, 5 см, 2014 год
Яйца настолько больших размеров ранее не создавались. Ювелиры: Н. Давыдов, Ю. Артамонов, А. Никишов, И Максимова и другие.
Идея, дизайн и техническое руководство А.Г. Ананов.
12. Пасхальное яйцо "Ветка сакуры" (золото, бриллианты, жемчуг, прозрачная эмаль по гильошированному фону, нефрит, яшма). 2020 год.
Произведение задумано мастером после посещения садов и парков Японии. Подставка яйца выполнена в форме японского паркового светильника из редкой по тону яшмы. Внутри яйца находится скульптура Бога - покровителя семейного очага, сулящего счастье и благоденствие в доме.
В подставке находятся часы с механизмом швейцарской фирмы ЭТА. Ювелир М. Корень, эмаль - Е. Незамаевская, камнерез А.Ф. Петров. Художественное и техническое руководство - А.Г. Ананов.
В заключении стоит отметить тот факт, что после революции 1917 года дорогостоящее оборудование по созданию такого рода изделий нашими властями было уничтожено (или продано за границу). Поэтому на много лет ювелирные технологии в России были утеряны. Но благодаря А.Г. Ананову (так автор говорит в своём автобиографическом фильме) удалось восстановить технологии, которые большевики, как они думали, предадут забвению...
На этом свой рассказ о музее заканчиваю! Лично я очень рад, что у нас в городе появилось новое выставочное пространство!
О том как А. Ананов играл в казино в Монте-Карло и выиграл там первые два миллиона франков, я рассказывал ранее здесь. Так на свет появилась драгоценная рулетка.
Адрес: Мичуринская ул., д. 7
Координаты: 59.955232, 30.329235
Кому важно узнавать о подобных местах, ставьте лайки (чтобы моя заметка не исчезла из рекомендаций)! Рассказывайте друзьям о моём блоге!
Подписывайтесь на канал!
Поддержать автора (на создание познавательных заметок)
2202 2035 0221 4457 (Сбербанк, Еверзов Олег Андреевич)
Впереди будет много полезного со схемами, картами и координатами!