Он сбивал самолёты японской авиации, воевал против превосходящих сил и считался одним из лучших лётчиков-испытателей страны. Но один эпизод в его биографии до сих пор звучит почти невероятно: советский ас поднял в воздух новейший немецкий истребитель — прямо на глазах у будущих врагов и самого конструктора машины. История Степана Супруна — это редкий случай, когда уважение к мастерству оказалось сильнее политики и войны.
Дважды Герой Советского Союза лётчик-испытатель Степан Павлович Супрун неоднократно сталкивался с авиацией противника, превосходящей его числом и техникой. Первую «Золотую Звезду» он получил за участие в боевых действиях в Китае, где, сражаясь на стороне Поднебесной против японской авиации, лично сбил шесть самолётов противника.
Однако не менее поразительный эпизод в его биографии произошёл ещё до начала Великой Отечественной войны, когда Супрун оказался в кабине новейшего немецкого экспериментального истребителя — на глазах у асов Люфтваффе и самого конструктора машины Эрнста Хейнкеля.
Подписание пакта о ненападении между СССР и Германией в 1939 году привело не только к изменению границ в Восточной Европе, но и к временному сближению двух государств. Советский Союз поставлял Германии сырьё и продовольствие, а взамен получал доступ к передовым технологиям, включая авиационную технику.
Особый интерес для советской стороны представляли немецкие самолёты, считавшиеся одними из лучших в мире. В марте 1940 года в Германию прибыла делегация советских специалистов во главе с заместителем наркома авиационной промышленности Александром Яковлевым.
В ходе переговоров удалось договориться о закупке многоцелевого бомбардировщика Ju-88 и истребителя Me-109. Но главным объектом внимания стал опытный истребитель He-100 — гордость конструктора Эрнста Хейнкеля. Самолёт отличался испарительной системой охлаждения и отсутствием традиционных радиаторов, что существенно снижало сопротивление и позволяло развивать высокую скорость.
He-100 превосходил Me-109 на 70–80 км/ч. Именно на этом самолёте Эрнст Удет 5 июня 1938 года установил мировой рекорд скорости на дистанции 100 км — 634 км/ч.
Немцы демонстрировали машину с явным превосходством. Однако Степан Супрун, имевший огромный боевой и испытательный опыт, решил проверить самолёт лично.
Немцы не хотели пускать его в небо
В журнале «Крылья Родины» за 1995 год были опубликованы воспоминания руководителя делегации Ивана Петрова. Когда советским специалистам показали He-100, Супрун без колебаний забрался в кабину и начал изучать приборы. Спустя пятнадцать минут Петров убедился — лётчик полностью разобрался в системе управления и готов к взлёту.
Реакция немцев была нервной. Начались телефонные переговоры и попытки остановить полёт. Представители фирмы заявили, что по распоряжению Германа Геринга управлять He-100 могут только лётчики, прошедшие трёхмесячную подготовку. Однако отказать Супруну прямо они не решились.
В итоге немцы потребовали подписать документ, согласно которому СССР брал на себя оплату возможных повреждений самолёта, а Германия не несла ответственности за жизнь лётчика. Петров подписал бумаги, и истребитель вывели на взлётную полосу аэродрома в Ростоке.
Супрун уверенно поднял машину в воздух. Далее последовало то, что произвело сильнейшее впечатление на присутствующих. На высокой скорости он начал выполнять фигуры высшего пилотажа, которые немецкие испытатели считали чрезмерно рискованными.
Эрнст Хейнкель позже вспоминал этот полёт так:
«Он поднял машину в воздух и стал швырять её по небу, выполняя такие фигуры, что мои лётчики почти онемели от удивления».
Банкет у будущих врагов
После получасового полёта немецкие лётчики встретили Супруна аплодисментами. По воспоминаниям Петрова, его буквально на руках отнесли в столовую, где Хейнкель устроил банкет в честь советского аса.
Ирония заключалась в том, что He-100 так и не стал серийным самолётом. Несмотря на активную пропаганду рекорда Удета, истребитель не приняли на вооружение. Всего было построено не более 25 машин, большая часть которых впоследствии была уничтожена.
Историческая справка: немецкая авиационная промышленность конца 1930-х годов активно экспериментировала с новыми схемами охлаждения и аэродинамики, однако многие перспективные проекты, включая He-100, не пошли в серию из-за сложности эксплуатации и ограниченных производственных возможностей.
Трагичный конец аса
Судьба самого Степана Супруна сложилась трагически. В первые дни Великой Отечественной войны он лично обратился к руководству страны с предложением создать эскадрильи особого назначения из опытных лётчиков-испытателей. Было сформировано шесть таких подразделений, одним из которых командовал Супрун.
На фронте он пробыл всего неделю, из которых непосредственно в боях участвовал четыре дня. Сразу после прибытия на аэродром Супрун заметил немецкий самолёт-разведчик, поднялся в воздух и сбил его на глазах у всей эскадрильи.
На восьмой день войны он предложил использовать истребители с подвесными бомбами для ударов по наземным целям. В результате одна из таких атак сорвала немецкую переправу, уничтожила до роты противника, около тридцати грузовиков и артиллерийскую батарею.
⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars
4 июля 1941 года самолёт Супруна был подбит. При вынужденной посадке машина взорвалась, и лётчик погиб. Немецкая пропаганда распространяла слухи о его пленении, однако они не подтвердились. Посмертно Степану Павловичу Супруну было присвоено второе звание Героя Советского Союза.
Друзья, судя по статистике моего канала, 54% моих читателей пользуются Android. Поэтому дальше — важная информация именно для вас.
Владельцам Android угрожает новый вирус, распространяющийся через фейковые приложения YouTube и TikTok. Злоумышленники маскируют трояны под «расширенные» и «18+» версии сервисов, а также под навигационные приложения и сервисы оплаты штрафов. Пользователям предлагают установить APK-файлы якобы для доступа к заблокированному контенту и просмотру без рекламы, но в итоге на устройство попадает вредоносное ПО, способное читать сообщения, собирать данные и действовать от имени владельца. По данным компании F6, с октября 2025 года выявлено более 30 доменов для распространения таких программ, все они заблокированы.
Член Общественного совета при Минцифры России Владимир Маслов подчёркивает: бесплатный доступ к запрещённым ресурсам всегда имеет скрытую цену — контроль над устройством и финансами. Эксперт рекомендует вместо этого пользоваться легальными и безопасными российскими аналогами, не подвергая риску себя и свой кошелёк.
Это Владимир «Две Войны». У меня есть Одноклассники, Телеграмм. Пишите своё мнение! Порадуйте меня лайком👍
А как Вы считаете, был ли потенциал у того самолета?