Найти в Дзене
Погранец на стройке

"В 1981 году на Памире мы точно в XVI век попали": пограничник о службе в Демократической Республике Афганистан

Из воспоминаний Сергея Казанцева: Перед отправкой в армию военком сказал, что я должен обязательно в комсомол вступить. Пришел в райком, а там вопросы разные задавать стали, про Ленина, еще что-то, а я не знаю ничего. Выгнали меня, возвращаюсь - военком выслушал, звонит в райком: "Я вам сказал билет парню выдать, а не вопросы задавать!" Так я стал комсомольцем. За нами когда офицеры -"покупатели" приехали, спрашиваем, куда - молчат. Узнаете, говорят, попозже. Когда уже в самолет посадили, тогда и объявили куда. А теперь, говорят, уже деться вам некуда, хоть с самолета прыгайте. В Оше приземлились, на 1800 км подняли нас в Гульчу - учебный пункт Мургабского погранотряда на Памире, на адаптацию. А потом подняли на 3600 км, в Мургабский погранотряд. В 1981 году на Памире мы точно в XVI век попали: местные не знали, что такое мыло, у них соли не было. Это когда гуманитарка наша пошла, им что-то перепадать стало. Враждебности у местных племен на Памире к нам не было, мне кажется, они нас

Из воспоминаний Сергея Казанцева:

Перед отправкой в армию военком сказал, что я должен обязательно в комсомол вступить. Пришел в райком, а там вопросы разные задавать стали, про Ленина, еще что-то, а я не знаю ничего. Выгнали меня, возвращаюсь - военком выслушал, звонит в райком: "Я вам сказал билет парню выдать, а не вопросы задавать!" Так я стал комсомольцем. За нами когда офицеры -"покупатели" приехали, спрашиваем, куда - молчат. Узнаете, говорят, попозже. Когда уже в самолет посадили, тогда и объявили куда. А теперь, говорят, уже деться вам некуда, хоть с самолета прыгайте. В Оше приземлились, на 1800 км подняли нас в Гульчу - учебный пункт Мургабского погранотряда на Памире, на адаптацию. А потом подняли на 3600 км, в Мургабский погранотряд.

Советские пограничники на афганском Памире. ДРА, 1982 год
Советские пограничники на афганском Памире. ДРА, 1982 год

В 1981 году на Памире мы точно в XVI век попали: местные не знали, что такое мыло, у них соли не было. Это когда гуманитарка наша пошла, им что-то перепадать стало. Враждебности у местных племен на Памире к нам не было, мне кажется, они нас как инопланетян воспринимали. Мы держали высокогорные перевалы на 4200 км над уровнем моря. Климат очень суровый: голые скалы, жуткий ветер, зимой - холод, летом - жара; нехватка кислорода, воду на вертолетах сбрасывали. Жили мы в блиндажах, все под землей оборудовано: печки-буржуйки, кровати, одна труба торчит наружу. Форму носили без знаков отличия, просто полевые погоны, что у офицеров, что у солдат. Погранвойск там вообще не должно было быть: называлось-то "ограниченный контингент советских войск", а по сути наши границу на 100 км вглубь афганской территории передвинули, и там стояли наши мотоманевренные группы (ММГ) вдоль всей границы с Афганистаном... После дембеля старался все забыть. Чему война научила, так это разбираться в людях. Я вернулся, со многими товарищами прежними расстался. Понял, не по дороге нам.

Подписка Telegram - отличный выбор! https://t.me/pogranstroy

Источник информации: Перекресток всех дорог, 2019

В оформлении использованы фотографии с сайта: pogranichnik.ru, pv-afghan.narod.ru

Уважаемые читатели! Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и делитесь своими воспоминаниями!