Найти в Дзене

XIX век -вторая половина. "Гроза" А.Н.Островского

Дикой.Ишь ты, замочило всего. (Кулигину.) Отстань ты от меня! Отстань! (С сердцем.) Глупый человек! Кулигин.Савел Прокофьич, ведь от этого, ваше степенство, для всех вообще обывателей польза. Дикой.Поди ты прочь! Какая польза! Кому нужна эта польза? Кулигин.Да хоть бы для вас, ваше степенство, Савел Прокофьич. Вот бы, сударь, на бульваре, на чистом месте, и поставить. А какой расход? Расход пустой: столбик каменный (показывает жестами размер каждой вещи), дощечку медную, такую круглую, да шпильку, вот шпильку прямую (показывает жестом), простую самую. Уж я все это прилажу, и цифры вырежу уже все сам. Теперь вы, ваше степенство, когда изволите гулять, или прочие, которые гуляющие, сейчас подойдете и видите <...> А то этакое место прекрасное, и вид, и все, а как будто пусто. У нас тоже, ваше степенство, и проезжие бывают, ходят туда наши виды смотреть, все-⁠таки украшение — для глаз оно приятней. Дикой.Да что ты ко мне лезешь со всяким вздором! Может, я с тобой и говорить-⁠то не хочу.
Оглавление

А.Н.Островский
А.Н.Островский

Дикой.Ишь ты, замочило всего. (Кулигину.) Отстань ты от меня! Отстань! (С сердцем.) Глупый человек!

Кулигин.Савел Прокофьич, ведь от этого, ваше степенство, для всех вообще обывателей польза.

Дикой.Поди ты прочь! Какая польза! Кому нужна эта польза?

Кулигин.Да хоть бы для вас, ваше степенство, Савел Прокофьич. Вот бы, сударь, на бульваре, на чистом месте, и поставить. А какой расход? Расход пустой: столбик каменный (показывает жестами размер каждой вещи), дощечку медную, такую круглую, да шпильку, вот шпильку прямую (показывает жестом), простую самую. Уж я все это прилажу, и цифры вырежу уже все сам. Теперь вы, ваше степенство, когда изволите гулять, или прочие, которые гуляющие, сейчас подойдете и видите <...> А то этакое место прекрасное, и вид, и все, а как будто пусто. У нас тоже, ваше степенство, и проезжие бывают, ходят туда наши виды смотреть, все-⁠таки украшение — для глаз оно приятней.

Дикой.Да что ты ко мне лезешь со всяким вздором! Может, я с тобой и говорить-⁠то не хочу. Ты должен был прежде узнать, в расположении ли я тебя слушать, дурака, или нет. Что я тебе — ровный, что ли? Ишь ты, какое дело нашел важное! Так прямо с рылом-⁠то и лезет разговаривать.

Кулигин.Кабы я со своим делом лез, ну, тогда был бы я виноват. А то я для общей пользы, ваше степенство. Ну, что значит, для общества каких-⁠нибудь рублей десять! Больше, сударь, не понадобится.

Дикой.А может, ты украсть хочешь; кто тебя знает.

Кулигин.Коли я свои труды хочу даром положить, что же я могу украсть, ваше степенство? Да меня здесь все знают; про меня никто дурно не скажет.

Дикой.Ну, и пущай знают, а я тебя знать не хочу.

Кулигин.За что, сударь, Савел Прокофьич, честного человека обижать изволите?

Дикой.Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчета не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю. Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все. Хотелось тебе это слышать от меня? Так вот слушай! Говорю, что разбойник, и конец! Что ж ты, судиться, что ли, со мной будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю.

Кулигин.Бог с вами, Савел Прокофьич! Я, сударь, маленький человек, меня обидеть недолго. А я вам вот что доложу, ваше степенство: «И в рубище почтенна добродетель!»

Дикой.Ты у меня грубить не смей! Слышишь ты!

Кулигин.Никакой я грубости вам, сударь, не делаю, а говорю вам потому, что, может быть, вы и вздумаете когда что-⁠нибудь для города сделать. Силы у вас, ваше степенство, иного; была б только воля на доброе дело. Вот хоть бы теперь то возьмем: у нас грозы частые, а не заведем мы громовых отводов.

Дикой (гордо). Все суета!

Кулигин.Да какая же суета, когда опыты были.

Дикой.Какие такие там у тебя громовые отводы?

Кулигин.Стальные.

Дикой (с гневом). Ну, еще что?

Кулигин.Шесты стальные.

Дикой (сердясь более и более). Слышал, что шесты, аспид ты этакой; да еще-⁠то что? Наладил: шесты! Ну, а еще что?

Кулигин.Ничего больше.

Дикой.Да гроза-⁠то что такое по-⁠твоему, а? Ну, говори!

Кулигин.Электричество.

Дикой (топнув ногой). Какое еще там елестричество! Ну как же ты не разбойник! Гроза-⁠то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-⁠то, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли? Татарин ты? А? говори! Татарин?

Кулигин.Савел Прокофьич, ваше степенство, Державин сказал:

Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю.

Дикой.А за эти вот слова тебя к городничему отправить, так он тебе задаст! Эй, почтенные! прислушайте-⁠ка, что он говорит!

Кулигин.Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю. (Махнув рукой, уходит.)

2 Установите соответствие между тремя персонажами пьесы и их словами о грозе. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ

ИХ СЛОВА

А)  Варвара

Б)  Катерина

В)  Кулигин

1)  «Ну чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а благодать!»

2)  «Эко, братец ты мой, точно клубком туча-⁠то вьется, ровно что в ней там живое ворочается».

3)  «Я знаю, кого убьет... Меня убьет. Молитесь тогда за меня».

4)  «Я и не знал(-⁠а), что ты так грозы боишься. Я вот не боюсь».

3. в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

Мы наблюдаем в приведенном фрагменте столкновение между Диким и Кулигиным, называемое ______. Герои спорят, обмениваясь _______.

4 Выберите ОДНО из заданий (1 или 2) и укажите его номер.

Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

1.  Можно ли назвать Кулигина «маленьким человеком»?

2.  Критик Н. А. Добролюбов в статье «Луч света в тёмном царстве писал: «Все декламации Кулигина … могли бы быть выпущены без всякого ущерба для сущности дела». Опираясь на приведённый фрагмент, докажите или опровергните эту точку зрения.

5 Опираясь на приведённый фрагмент, сопоставьте образ Кулигина с образом Самсона Вырина из повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». В чём проявляется сходство этих героев?

6 .Заполните пропуски в следующем отрывке.

Приведённая реплика Гражданина представляет собой развёрнутое высказывание, называемое ________. Поднятая в стихотворении проблема позволяет причислить его к ________ лирике.

7. Назовите стилистическую фигуру, использованную автором в строках:

Не время в шахматы играть,

Не время песни распевать!

8 Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в приведённом фрагменте стихотворения. Номера укажите в порядке возрастания.

1.  Неологизм.

2.  Антитеза.

3.  Эпитет.

4.  Олицетворение.

5.  Гротеск.

6.  Риторический вопрос.

7.  Литота.

Ответ

9 Выберите ОДНО из заданий (1 или 2) и укажите его номер. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.

1.  В чём некрасовский Гражданин видит высшее предназначение поэта?

2.  Как композиция стихотворения Н. А. Некрасова помогает раскрыть идейный его замысел?

10 Назовите стихотворение отечественного или зарубежного поэта (с указанием автора), в котором звучит тема предназначения поэта. Сопоставьте выбранное Вами произведение со стихотворением Н. А. Некрасова.

Н. А. Некрасов
Н. А. Некрасов

ПОЭТ И ГРАЖДАНИН

(фрагмент)

Гражданин

Нет, ты не Пушкин. Но покуда

Не видно солнца ниоткуда,

С твоим талантом стыдно спать;

Ещё стыдней в годину горя

Красу долин, небес и моря

И ласку милой воспевать...

Гроза молчит, с волной бездонной

В сияньи спорят небеса,

И ветер ласковый и сонный

Едва колеблет паруса,  —

Корабль бежит красиво, стройно,

И сердце путников спокойно,

Как будто вместо корабля

Под ними твёрдая земля.

Но гром ударил; буря стонет,

И снасти рвёт, и мачту клонит,  —

Не время в шахматы играть,

Не время песни распевать!

Вот пёс  — и тот опасность знает

И бешено на ветер лает:

Ему другого дела нет...

А ты что делал бы, поэт?

Ужель в каюте отдаленной

Ты стал бы лирой вдохновенной

Ленивцев уши услаждать

И бури грохот заглушать?

Пускай ты верен назначенью,

Но легче ль родине твоей,

Где каждый предан поклоненью

Единой личности своей?

Наперечёт сердца благие,

Которым родина свята.

Бог помочь им!.. а остальные?

Их цель мелка, их жизнь пуста.

Одни  — стяжатели и воры,

Другие  — сладкие певцы,

А третьи... третьи  — мудрецы:

Их назначенье  — разговоры.

Свою особу оградя,

Они бездействуют, твердя:

«Неисправимо наше племя,

Мы даром гибнуть не хотим,

Мы ждём: авось поможет время,

И горды тем, что не вредим!»

Хитро скрывает ум надменный

Себялюбивые мечты,

Но... брат мой! кто бы ни был ты,

Не верь сей логике презренной!

Страшись их участь разделить,

Богатых словом, делом бедных,

И не иди во стан безвредных,

Когда полезным можешь быть!

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной,

Не будет гражданин достойный

К отчизне холоден душой...

Вариант № 2 (1) Пояснение.

1.Гроза в пьесе  — это иносказательный образ, имеющий множество значений и обладающий особой смысловой емкостью. Как называется такой образ в литературоведении?

1.Пояснение.

В литературоведении данный образ называется символ. Дадим определение.

Символ  — это многозначный иносказательный образ, основанный на подобии, сходстве или общности предметов и явлений жизни. Ответ: символ.

2. Пояснение.

ПЕРСОНАЖИ

ИХ СЛОВА

А)  Варвара

Б)  Катерина

В)  Кулигин

1)  «Ну чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а благодать!»

2)  «Эко, братец ты мой, точно клубком туча-⁠то вьется, ровно что в ней там живое ворочается».

3)  «Я знаю, кого убьет... Меня убьет. Молитесь тогда за меня».

4)  «Я и не знал(-⁠а), что ты так грозы боишься. Я вот не боюсь».

А  — 4. Варвара: «Я и не знала, что ты так грозы боишься. Я вот не боюсь». Варвара Кабанова в произведении «Гроза» является дочерью Кабанихи, сестрой Тихона. Можно сказать, что жизнь в доме Кабанихи нравственно искалечила эту девушку. Она тоже не хочет жить по патриархальным законам, которые проповедует ее мать. Но, несмотря на сильный характер, Варвара не решается открыто протестовать против них, а следовательно, против собственной матери. Ее принцип  — «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было».

Б  — 3. Катерина: «Я знаю, кого убьет... Меня убьет. Молитесь тогда за меня». Катерину представляют как обычную земную страстную женщину, которая неожиданно для себя охвачена чувством любви. Она замужняя женщина. Катерина полюбила всем своим существом, и всем своим существом она сознает греховность своего чувства. Борьба Катерины с собой определяет перипетии пьесы. Она ищет спасения в молитве и «не отмолится никак». Она стремится подавить в себе «незаконную» тягу к Борису, хочет «мужа любить»  — и не может. Она ищет в муже поддержки  — и не находит.

В  — 1. Кулигин: «Ну чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а благодать!» Кулигин является натурой поэтической и мечтательной, он восхищается красотой волжского пейзажа, например. Очевидно, что первая цитата принадлежит Кулигину.

Ответ: 431.

3. Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

Мы наблюдаем в приведенном фрагменте столкновение между Диким и Кулигиным, называемое ______. Герои спорят, обмениваясь _______.

3.Пояснение.

Наблюдаем в приведенном фрагменте столкновение между Диким и Кулигиным, называемое конфликтом. Герои спорят, обмениваясь репликами.

Ответ: конфликтом репликами.

Выберите ОДНО из заданий (1 или 2) и укажите его номер.

4. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

1.  Можно ли назвать Кулигина «маленьким человеком»?

2.  Критик Н. А. Добролюбов в статье «Луч света в тёмном царстве писал: «Все декламации Кулигина … могли бы быть выпущены без всякого ущерба для сущности дела». Опираясь на приведённый фрагмент, докажите или опровергните эту точку зрения.

.4.Пояснение.

1.  «Маленький» человек в литературе  — это не только человек низкого чина, без высокого социального статуса, но и человек, потерявшийся в жизни, испытывающий страх перед нею, утративший интерес и смысл своего существования. Кулигин называет себя маленьким человеком, потому что не может противостоять самодурству «тёмного царства». Он и образован, и печётся о пользе целого города, но опасается гнева Дикого, не в состоянии убедить его в полезности своих устройств. Показательна фраза, брошенная Кулигиным: «Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю». Показательна и следующая за этим ремарка: «Махнув рукой, уходит». Вот все, на что способен Кулигин. Он тоже слабый человек, покорившийся обстоятельствам.

Тема «маленького человека»  — традиционная тема русской литературы. Плеяду «маленьких людей» открыл пушкинский станционный смотритель Самсон Вырин («Станционный смотритель»). «Маленький» человек в литературе  — это не только человек низкого чина, без высокого социального статуса, но и человек, потерявшийся в жизни, испытывающий страх перед нею, утративший интерес и смысл своего существования. Таков Самсон Вырин, который старается забыть, что дочь оказалась содержанкой, и повлиять на это он не может. Самсон жалок в собственном бессилии.

Кулигин называет себя маленьким человеком, потому что не может противостоять самодурству «тёмного царства». Он и образован, и печётся о пользе целого города, но опасается гнева Дикого, не в состоянии убедить его в полезности своих устройств. Он тоже слабый человек, покорившийся обстоятельствам.

2.  Кулигин является одним из жителей города Калинова. Ему около 50 лет. Он мещанин, простой человек, механик и часовщик-самоучка, мечтает изобрести вечный двигатель. Действительно, образ является второстепенным. Но можно ли без него обойтись, как предлагает Добролюбов?

Писатель вкладывает в свое произведение определенный идейный смысл. Он показывает нам только одного персонажа, бросившего вызов тёмному царству,  — это Катерина. Все остальные жители города не в состоянии противостоять власти самодуров. Кулигин, несмотря на то, что умнее других, может и хочет изменить что-то к лучшему в городе, боится Дикого: « Нечего делать, надо покориться!» В этой фразе заключена несостоятельность Кулигина. Он просто одна из жертв тёмного царства. Образ его не может быть убран из драмы, потому что без него не будет полного представления, насколько жуткие порядки царят в Калинове, где любая мысль подавляется ничтожеством и мракобесием. Поэтому с высказыванием Н. А. Добролюбова трудно согласиться.

Русский театр ждал драматурга, который продолжил бы лучшие традиции реалистической драматургии Фонвизина, Грибоедова, Пушкина и Гоголя и внёс бы новый богатый вклад в дело создания русской национальной драматургии. Такой замечательный драматург и явился у нас в середине XIX в. в лице А. Н. Островского.

Мир, изображённый в пьесах Островского, Добролюбов назвал «тёмным царством», подчеркнув этими словами, что уродливые общественные отношения, показанные в пьесах Островского, характеризуют не только мир чиновников и купцов, но и жизнь всей тогдашней России. В этом «тёмном царстве» все блага жизни захвачены богатыми дармоедами, в нём царят беззаконие, произвол, грубая сила, самодурство.

В статье «Луч света в тёмном царстве» Н. А. Добролюбов дал блестящий анализ идейного содержания и художественных особенностей драмы «Гроза». В статье мы находим прекрасную характеристику всех действующих лиц «Грозы», не исключая даже таких третьестепенных, как Глаша - «девка Кабанихи». Всего больше внимания критик уделил образу Катерины, правильно видя в нём идейный центр пьесы. Нужно иметь в виду, что критик вложил в эту статью, как незадолго до этого и в статью «Тёмное царство», скрытый политический смысл. Под «тёмным царством» он вообще разумеет мрачный феодально-крепостнический строй России с его деспотизмом и гнётом. Поэтому самоубийство Катерины он рассматривает как вызов деспотическому укладу жизни, как протест личности против какого бы то ни было гнёта, начиная с семейного.

Говоря о том, что настала пора пробуждения личности, Добролюбов намекал на неизбежность борьбы с самодержавно-крепостническим строем. А так как под термином самодурство критик подразумевал именно самодержавие, то он многозначительно писал: «В «Грозе» есть даже что-то освещающее и ободряющее. Это «что-то» и есть, по нашему мнению, фон пьесы, указанный нами и обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства».

«Русская жизнь и русская сила вызваны художником в «Грозе» на решительное дело»,- заявлял Добролюбов. А «решительное дело» на подцензурном эзоповском языке 60-х годов значило революционное дело.

В этих словах можно видеть ключ к пониманию идейного смысла «Грозы». В этом можно видеть также доказательство того, что Островский во многом был близок к революционно-демократическим кругам России 60-х годов.

5.Опираясь на приведённый фрагмент, сопоставьте образ Кулигина с образом Самсона Вырина из повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». В чём проявляется сходство этих героев?

5.Пояснение.

Главным героем произведения является Самсон Вырин. На момент повествования ему пятьдесят лет. Персонаж по своей натуре является очень общительным и добрым, он очень любит свою дочь. Девушка старается защитить своего отца от оскорблений приезжих и от побоев. Но главный герой привык довольствоваться малым и терпеть обиды.

Самсон Вырин является типичным портретом в галерее «маленького человека». Он не в состоянии бороться со сложившимися обстоятельствами, быстро опускает руки. Вырин не обладает достаточной силой духа, однако у него очень доброе сердце, которого не оценили.

6. Пояснение. Заполните пропуски в следующем отрывке. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложениях без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Приведённая реплика Гражданина представляет собой развёрнутое высказывание, называемое ________. Поднятая в стихотворении проблема позволяет причислить его к ________ лирике.

Приведённая реплика Гражданина представляет собой развёрнутое высказывание, называемое монологом. Поднятая в стихотворении проблема позволяет причислить его к гражданской|патриотической лирике.

Ответ: монологом гражданской ИЛИ монологом патриотической.

7. Назовите стилистическую фигуру, использованную автором в строках:

Не время в шахматы играть,

Не время песни распевать!

8 Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в приведённом фрагменте стихотворения. Номера укажите в порядке возрастания.

1.  Неологизм.

2.  Антитеза.

3.  Эпитет.

4.  Олицетворение.

5.  Гротеск.

6.  Риторический вопрос.

7.  Литота.

7.Пояснение.

Анафора  — повторение в строке, стихе начальных слов, несущих основную смысловую нагрузку.

Вероятно, возможно увидеть в этом отрывке и синтаксический параллелизм, который заключается в том, что в смежных стихах соблюдается одинаковая структура предложений. Нам кажется, что оба ответа могут быть засчитаны, так как в вопросе допускается двусмысленность.

Ответ: анафора или параллелизм.

8.Пояснение.

Антитеза  — это противопоставление, оборот, в котором сочетаются резко противоположные понятия и представления. По принципу антитезы построена вторая строфа.

Эпитет  — образное определение. Примеры: ветер ласковый и сонный, волна бездонная.

Олицетворение  — наделение неживых предметов признаками живого существа. Пример: «буря стонет».

Риторический вопрос  — вопрос, не требующий ответа:

Но легче ль родине твоей,

Где каждый предан поклоненью

Единой личности своей?

Ответ:2346.

9. Выберите ОДНО из заданий (1 или 2) и укажите его номер. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.

1.  В чём некрасовский Гражданин видит высшее предназначение поэта?

2.  Как композиция стихотворения Н. А. Некрасова помогает раскрыть идейный его замысел?

9.Пояснение.

1.  Высшим предназначением поэта Некрасов считает служение народу. Как истинный Гражданин, поэт не может пройти мимо народного горя, его задача  — бороться с несправедливостью, быть «на передовой» этой борьбы. Поэт должен забыть о себе, служа Родине, служа народу. Как сын разделяет горе матери, так и поэт-⁠гражданин должен быть полезен своей стране, тем, кому обращает он свои стихи. Эта мысль главная, и она заключена в строках:

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной,

Не будет гражданин достойный

К отчизне холоден душой...

2.  Формально стихотворение Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин» делится не на строфы, а на реплики. Автор обозначает, кому принадлежит каждая из них: Поэту и Гражданину. Оба действующих лица в своих репликах высказывают позицию о назначении поэзии, о роли поэта и его месте в обществе. Каждая реплика представляет собой законченный монолог. В целом же стихотворение построено как диалог Поэта и Гражданина. Благодаря этому, Некрасову удалось показать одновременно две точки зрения. Такая форма стихотворения позволяет вовлечь читателя в спор героев, дает возможность проследить позицию каждого спорящего и сформировать собственное мнение о предмете спора.

Поэт! не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум.

Герой говорит о том, что творцу должны быть безразличны награды и почести. Его участь  — находиться в одиночестве и «совершенствовать плоды любимых дум».

Гражданин в некрасовском стихотворении «Поэт и гражданин», напротив, призывает поэта не отдаляться от общества, а быть действительно ему полезным. По его мнению, талантливый человек не имеет права оставаться в стороне в трудные для страны времена. Оба лирических героя, однако, сходятся на мысли о том, что писать  — самая важная и главная задача творца.

Подобно Пушкину, он называет толпою тех, кто не признает поэзии, но он не видит в поэте аскета <...>. Он зовет назад удалившееся божество, он страстно вызывает его борьбу..." (Миллер Ор. Последние песни Некрасова. - Свет, 1877, No 5, с. 107).

Поэту

Памяти Шиллера

Где вы - певцы любви, свободы, мира

И доблести?.. Век "крови и меча"!

На трон земли ты посадил банкира,

Провозгласил героем палача...

Толпа гласит: "Певцы не нужны веку!"

И нет певцов... Замолкло божество...

О, кто ж теперь напомнит человеку

Высокое призвание его?..

Заголовок выражает давние симпатии Некрасова к немецкому поэту.

Достоевский говорил от имени поколения, к которому принадлежал и Некрасов: "Да, Шиллер действительно вошел в плоть и кровь русского общества, особенно в прошедшем и в запрошедшем поколении мы воспитывались на нем, он нам родной и во многом отразился на нашем развитии" (Время, 1861, No 7, с. 48). Подзаголовок мог возникнуть также и по цензурным соображениям. Он облегчал публикацию стихотворения без цензурных искажений.

10 .Назовите стихотворение отечественного или зарубежного поэта (с указанием автора), в котором звучит тема предназначения поэта. Сопоставьте выбранное Вами произведение со стихотворением Н. А. Некрасова.

ПОЭТ И ГРАЖДАНИН

(фрагмент)

Гражданин

Нет, ты не Пушкин. Но покуда

Не видно солнца ниоткуда,

С твоим талантом стыдно спать;

Ещё стыдней в годину горя

Красу долин, небес и моря

И ласку милой воспевать...

Гроза молчит, с волной бездонной

В сияньи спорят небеса,

И ветер ласковый и сонный

Едва колеблет паруса,  —

Корабль бежит красиво, стройно,

И сердце путников спокойно,

Как будто вместо корабля

Под ними твёрдая земля.

Но гром ударил; буря стонет,

И снасти рвёт, и мачту клонит,  —

Не время в шахматы играть,

Не время песни распевать!

Вот пёс  — и тот опасность знает

И бешено на ветер лает:

Ему другого дела нет...

А ты что делал бы, поэт?

Ужель в каюте отдаленной

Ты стал бы лирой вдохновенной

Ленивцев уши услаждать

И бури грохот заглушать?

Пускай ты верен назначенью,

Но легче ль родине твоей,

Где каждый предан поклоненью

Единой личности своей?

Наперечёт сердца благие,

Которым родина свята.

Бог помочь им!.. а остальные?

Их цель мелка, их жизнь пуста.

Одни  — стяжатели и воры,

Другие  — сладкие певцы,

А третьи... третьи  — мудрецы:

Их назначенье  — разговоры.

Свою особу оградя,

Они бездействуют, твердя:

«Неисправимо наше племя,

Мы даром гибнуть не хотим,

Мы ждём: авось поможет время,

И горды тем, что не вредим!»

Хитро скрывает ум надменный

Себялюбивые мечты,

Но... брат мой! кто бы ни был ты,

Не верь сей логике презренной!

Страшись их участь разделить,

Богатых словом, делом бедных,

И не иди во стан безвредных,

Когда полезным можешь быть!

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной,

Не будет гражданин достойный

К отчизне холоден душой...

Н. А. Некрасов, 1856

10.Пояснение.

Тема предназначения поэта показана во многих произведениях русской литературы, например, в стихотворении Александра Сергеевича Пушкина «Поэту». Лирический герой в нем говорит о свободе творчества. Он призывает художников не обращать внимания на толпу и ее мнение:

Ни Пушкин, ни Есенин, ни Маяковский при жизни не увидели и трети того признания и известности, которые выпали на Е.Евтушенко. Переведенный почти на сто языков мира, он много лет путешествовал по России, Америке и Европе, был самым «выездным» поэтом СССР. Евтушенко позволял себе такие дерзости по отношению к власти, о которых другие не смели даже подумать. Имел огромный успех у женщин. Занимал важные административные посты. Его творческое наследие огромно.

Е.Евтушенко
Е.Евтушенко

Молитва перед поэмой « Братская ГЭС»

Е.Евтушенко

Поэт в России — больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
кому уюта нет, покоя нет.

Поэт в ней — образ века своего
и будущего призрачный прообраз.
Поэт подводит, не впадая в робость,
итог всему, что было до него.

Сумею ли? Культуры не хватает…
Нахватанность пророчеств не сулит…
Но дух России надо мной витает
и дерзновенно пробовать велит.

И, на колени тихо становясь,
готовый и для смерти и победы,
прошу смиренно помощи у вас,
великие российские поэты…

Дай, Пушкин, мне свою певучесть,
свою раскованную речь,
свою пленительную участь —
как бы шаля, глаголом жечь.

Дай, Лермонтов, свой жёлчный взгляд,
своей презрительности яд
и келью замкнутой души,
где дышит, скрытая в тиши,
недоброты твоей сестра —
лампада тайного добра.

Дай, Некрасов, уняв мою резвость,
боль иссеченной музы твоей —
у парадных подъездов, у рельсов
и в просторах лесов и полей.
Дай твоей неизящности силу.Дай мне подвиг мучительный твой,
чтоб идти, волоча всю Россию,
как бурлаки идут бечевой.

О, дай мне, Блок, туманность вещую
и два кренящихся крыла,
чтобы, тая загадку вечную,
сквозь тело музыка текла.

Дай, Пастернак, смещенье дней,
смущенье веток,
сращенье запахов, теней
с мученьем века,
чтоб слово, садом бормоча,
цвело и зрело,
чтобы вовек твоя свеча
во мне горела.

Есенин, дай на счастье нежность мне
к берёзкам и лугам, к зверью и людям
и ко всему другому на земле,
что мы с тобой так беззащитно любим.

Дай, Маяковский, мне
глыбастость, буйство, бас,
непримиримость грозную к подонкам,
чтоб смог и я,
сквозь время прорубясь,
сказать о нём
товарищам-потомкам.

Молитва перед поэмой « Братская ГЭС» Е.Евтушенко не только о том, как сильно

он любит русских поэтов и просит их дать ему силы, но и о том , как сильно надо любить Россию и не допустить, чтобы народы, называвшие когда-то друг друга братьями, стали врагами.

Знавшие Евтушенко поэты утверждали, что в нем всегда жило несколько людей, иногда не просто разных, но и противоположных друг другу. И самому ему было интересно наблюдать за их соперничеством, за их сосуществованием.

Соломон Волков считал, что это свойство и сделало Евтушенко поэтом. Внутренний конфликт побуждал автора высказаться, поделиться проблемой с другими.

Евтушенко интересно было играть, ему всегда нужна была публика, тот, кто бы его воспринимал. Возможно, дали знать о себе гены матери-певицы. Он был очень жаден до жизни, до впечатлений:

Мне нравится
и на коньках кататься,
и, черкая пером,
не спать ночей.
Мне нравится
в лицо врагу смеяться
и женщину нести через ручей.

Но в те времена была принята «цельность». Если ты физик – то физик, если ты лирик – то лирик. Но Евтушенко жил по другим правилам, его девиз – «всякая стена – это дверь». Он позволял себе публично признаваться в своих недостатках.

Пою и пью,
не думая о смерти,
раскинув руки,
падаю в траву,
и если я умру
на белом свете,
то я умру от счастья,
что живу.

На первый взгляд, банальные строки, но они попадают прямо в цель, потому что таким – испытывающим бесконечный восторг от жизни, «поющим» и «пьющим» – мечтает почувствовать себя каждый.

Великих книг у нас не стало.
Неужто ты рожать устала
пророков, русская земля?
Беда. Не гений даже я.

Стихи скучают на парадах,
а на войне – как на войне.
Я ощущаю непорядок,
когда нет гения в стране!

Стихотворение «Зависть» написано с частичным использованием лесенки Маяковского – приема, заключающегося в графической разбивке строк для четкого выделения пауз и смысловых ударений. У эстрадных поэтов, к которым можно отнести и Евтушенко, этот прием стал одним из любимых. Он обеспечивал легкость прочтения текста на публике, придавал его звучанию непривычность и эмоциональность.

ЗАВИСТЬ

Завидую я.
Этого секрета
не раскрывал я раньше никому.
Я знаю, что живет мальчишка где-то,
и очень я завидую ему.
Завидую тому,
как он дерется, –
я не был так бесхитростен и смел.
Завидую тому,
как он смеется, –
я так смеяться в детстве не умел.
Он вечно ходит в ссадинах и шишках, –
я был всегда причесанней, целей.
Все те места, что пропускал я в книжках,
он не пропустит.
Он и тут сильней.
Он будет честен жесткой прямотою,
злу не прощая за его добро,
и там, где я перо бросал:
«Не стоит!» –
он скажет:
«Стоит!» – и возьмет перо.
Он если не развяжет,
так разрубит,
где я ни развяжу,
ни разрублю.
Он, если уж полюбит,
не разлюбит,
а я и полюблю,
да разлюблю.
Я скрою зависть.
Буду улыбаться.
Я притворюсь, как будто я простак:
«Кому-то же ведь надо ошибаться,
кому-то же ведь надо жить не так».
Но сколько б ни внушал себе я это,
твердя:
«Судьба у каждого своя», –
мне не забыть, что есть мальчишка где-то,
что он добьется большего,
чем я.

(1955)

Несомненно, Евтушенко был очень похож на мальчика, о котором он в этом стихотворении пишет. Заносчив, прыток, в десять лет увлекся футболом так, что чуть ли не каждый день сбегал из школы, чтобы предаться любимому занятию вместе с такими же прогульщиками. Несмотря на то, что большую часть своего детства провел в Москве, своей малой родиной считал поэт поселок Зима, в котором родился и провел годы эвакуации во время войны.

За всю свою долгую, плодотворную жизнь (годы творчества: 1949–2017) Евгений Евтушенко остался верен себе и идеалам своей эпохи. Таким, как «каждый человек уникален», «великие книги воспитывают великих людей», «важнее быть порядочным, чем успешным», «в наших силах сделать мир лучше», «любовь к Родине – это неизменное чувство любого хорошего человека».

Источники:https://www.kritika24.ru/page.php?id=32835

Спасибо, что вы со мной!

Вас могут заинтересовать другие статьи на канале :

Изумительная, драгоценная проза Михаила Зощенко
ЧТЕЦ15 августа 2022
Поздние работы Владимира Набокова
ЧТЕЦ22 мая 2022
«Маяковский, ты-новый Ной…»
ЧТЕЦ6 октября 2023

…как хорошо, что до смерти любить тебя никто на свете не обязан.
ЧТЕЦ8 июля 2022