Найти в Дзене

Почему и как доминация правого полушария разрушает навыки чтения и письма

Анализ ситуации показывает, что в настоящее время мы сталкиваемся с резким снижением уровня базовых знаний у учащихся всех возрастных групп. По данным Рособрнадзора (статья 2020 г.), 32–35% школьников не справляются с освоением основной образовательной программы. ИВФ РАО подтверждает: 6–7-летние дети перед школой до 60% имеют дефицит речи, 30–35% - моторики, до 50% - проблемы зрительно-пространственного восприятия. Кроме того, наблюдается устойчивый рост числа детей, проявляющих симптомы хронической невротизации, такие как повышенная тревожность, раздражительность, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), быстрая утомляемость и нарушения сна. Эти данные не просто сухие цифры. За ними стоят реальные судьбы детей, у которых даже простое задание «прочитай и перепиши» может вызывать слёзы, истерику или полный отказ от выполнения письменных работ в школе и дома. Проблемы в обучении детей усугубляются тем, что занятия с логопедами, нейропсихологами и репетиторами часто не дают
Оглавление

Факты неумолимы: уровень базовых знаний у школьников падает☝️

Анализ ситуации показывает, что в настоящее время мы сталкиваемся с резким снижением уровня базовых знаний у учащихся всех возрастных групп.

По данным Рособрнадзора (статья 2020 г.), 32–35% школьников не справляются с освоением основной образовательной программы. ИВФ РАО подтверждает: 6–7-летние дети перед школой до 60% имеют дефицит речи, 30–35% - моторики, до 50% - проблемы зрительно-пространственного восприятия.

А оценка 2023 г. показывает: 7,4% отстают в читательской грамотности, всего 6% — на топ-уровне.

Кроме того, наблюдается устойчивый рост числа детей, проявляющих симптомы хронической невротизации, такие как повышенная тревожность, раздражительность, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), быстрая утомляемость и нарушения сна.

Эти данные не просто сухие цифры. За ними стоят реальные судьбы детей, у которых даже простое задание «прочитай и перепиши» может вызывать слёзы, истерику или полный отказ от выполнения письменных работ в школе и дома.

-2
Проблемы в обучении детей усугубляются тем, что занятия с логопедами, нейропсихологами и репетиторами часто не дают устойчивых результатов, а родители чувствуют отчаяние и не знают, как помочь своим детям.

И такие сообщения приходят регулярно!

-3
-4

Это значит, что трудности с освоением навыков письма и чтения встречаются довольно часто, а не только у отдельных детей.

Одна из главных, но часто не замечаемых причин проблем с обучением связана с работой мозга, которая заключается в функциональной доминации правого полушария и снижении функций левого полушария. Много творческих занятий у детей.
-5

Левое vs правое: как мозг учится

Мозг асимметричен:
  • Левое полушарие мозга отвечает за логическую и последовательную обработку информации. Это наш "лингвистический центр", который помогает понимать и использовать слова, читать и писать. Также помогает контролировать свои действия и сосредотачиваться на выполнении задания.
  • Правое полушарие мозга воспринимает информацию целостно и эмоционально. Помогает ориентироваться в пространстве, распознавать лица и образы, а также мечтать и воображать.
Когда у ребёнка школьного возраста выражена доминация правого полушария мозга, функции левого полушария отстают в своём развитии, что приводит к тому, что требуется больше усилий для решения учебных задач.

В результате у детей могут возникать трудности с выполнением задач, угадыванием слов по первым буквам, написанием букв в зеркальном отражении или полным отказом от школьных занятий. Это может быть связано с нарушением функций левого полушария мозга.

Что усугубляет дисбаланс❓

Какие занятия могут навредить и усугубить проблему с обучением у ребёнка?
  • Слишком много творчества в раннем возрасте. Когда дети играют с яркими игрушками, смотрят мультики и занимаются свободным рисованием, их левое полушарие, отвечающее за способность работать по правилам и слушаться, не получает достаточной нагрузки и развития.
  • Работа с пластилином. Для школьников с трудностями в обучении пластилин может быть вреден, так как он стимулирует воображение и объемное восприятие, что может вызывать конфликт с необходимостью воспринимать линейный текст в процессе чтения и письма.
  • Гаджеты и интерактивные игры. Постоянное использование гаджетов и короткие ролики с быстрой сменой кадров могут сделать детей неспособными к концентрации и логическому мышлению (подробнее на Dyslexia.ru).
  • Отсутствие послушания взрослым. В школе требуют следовать правилам и алгоритмам и имень развитую способность сидеть спокойно и слушать учителя.
Чтобы хорошо учится требуется следовать правилам и быть последовательными, поэтому если у ребёнка доминирует правое полушарие - это может быть причиной трудностей в обучении. Как результат: невротизация, тревога перед уроками, боли в животе, истерики, бессонница, "я глупый". Это не лень — сигнал перегруженной нервной системы.

Как помочь ребёнку ❓Графокоррекция®

Графокоррекция® - это уникальная система упражнений, направленная на формирование правильной нейродинамики и синхронизацию работы правого и левого полушарий мозга при обязательном закреплении доминации левого полушария.

Графокоррекция® активирует моторные и речевые зоны, строит нейросвязи, снижает гиперактивность правого полушария через монотонные упражнения.

По этой причине первые тренировки часто сопровождаются ощущением дискомфорта - это вполне нормально, так как в это время происходят изменения в работе мозга. Успех на 80% зависит от родителей, которых должны обеспечить лимит гаджетов, режим сна, полное исключение творческих занятий на время практики Графокоррекции® и точное следование рекомендациям тренера. Только так письмо станет радостью, а школа — не пыткой.

Верните ребёнку веру в себя. Начните с консультации и увидите изменения☝️

Если материал был полезен и помог что-то осознать, ставьте лайк и подписывайтесь на Telegram-канал учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе❤️

Подробнее о помощи семье ребёнка с трудностями в обучении можно узнать на сайте dyslexia.ru