Сегодня вся страна с замиранием сердца следила за главным судебным процессом этого года – делом Ларисы Долиной.
Пересказывать обстоятельства дела смысла нет – словосочетание «эффект Долиной» стало нарицательным. Как и шуточки про потраченные под влиянием мошенников деньги на отпуск, пиво и такси.
Дело Долиной породило шквал идей со стороны депутатов Госдумы. Как из ведра посыпались инициативы – ввести лицензирование риелтерской деятельности, создать должность омбудсмена по защите прав продавцов квартир, ввести обязательное участие нотариуса при совершении любых сделок, обязать давать клятву на Библии в намерении продать квартиру и так далее.
Шум был старательно подогрет прессой. Со всех каналов и сайтов сыпались новости о кризисе на рынке вторичной недвижимости, об опасностях покупать квартиры у «бабушек», описывались случаи в которых семьи с детьми оставляли с ипотекой без квартиры, а жертв мошенников (престарелых бабуль) обязывали вернуть деньги.
Естественно стали раздаваться голоса, что дело Долиной играет на руку нашим врагам. Как же без этого.
Я тоже поучаствовал в поедании информационного пирога. В эфире у Георгия Патанина мы разбирали решение по делу Долиной-Лурье.
Решение конечно неоднозначное, в нем много странностей и недоговорок. Я не знаком с материалами дела, поэтому оценивать решение суда с точки зрения его законности и обоснованности я не имею права, да и желания тоже.
Но если вкратце и безоценочно: суд первой инстанции признал действия Лурье недобросовестным и на этом основании отказал в двусторонней реституции. То есть Долиной квартиру вернули, а покупательнице 112 млн – нет. Предложили взыскивать деньги с мошенников.
Обосновывая данный вывод суд первой инстанции отделался общими фразами – не проявила должной осмотрительности, не общалась с продавцом, не убедилась в наличии воли на продажу квартиры, вменяемости продавца на момент сделки, так что деньги может получать у мошенников. Это я примерно цитирую решение суда.
Однако, перед заседанием в Верховном суд, в информационном пространстве появляются новые подробности – «условие про пианино», торги по поводу стоимости, месяц обсуждения сделки. Это я сужу по обрывочным цитатам информагенств из зала суда. Но в решении первой инстанции этого не было! Ни про пианино, ни про торги, ни про длительный период сделки. Что странно. Либо это позиция не озвучивалась в суде первой инстанции, либо не попала в текст решения суда.
Обновленный Верховный суд проявил верховную справедливость. Дал понять, что в нашей стране есть право и независимо от личностей, которые участвуют в процессе закон написан для всех один. Но сам принимать окончательное решение не стал – отправил решать вопрос о выселении Долиной в апелляцию.
Конечно сегодня Лурье празднует победу - она осталась собственником квартиры.
Но это еще не финал истории. Так что мы еще вдоволь насладимся разговорами про «эффект Долиной» и позицию в которую встал суд, разбирая это дело.
Одно радует – адвокаты сторон не стали делать из дела шоу, как это было в случае с Ефремовым.
#долина #эффектдолиной #недвижимость #мошенники #сделка #реституция #обман #верховныйсуд #лурье #делодолиной #ларисадолина