Свидетелем этой истории стала юная девушка, которая записала ее, и благодаря которой вы читаете сейчас эти строки. Жила она тогда в сибирском поселке Гуськи, ныне не существующем. Окружен он был с одной стороны массивными сопками, а с другой — огромным полем, за которым чернела непроходимая тайга. Дом той девушки соседствовал с имением большой и скандальной семьи Васильевых: глава семьи Антип Иванович с супругой Варварой Семеновной, трое уже возмужавших сыновей Матвей, Александр и Прохор, и дочь Аня.
Аня не была родной дочерью Варваре Семеновне, та была ее мачехой, а старшие братья - сводными. Аня часто подвергалась издевательствам и насмешкам со стороны жестоких родственников и безжалостных односельчан. Причиной тому было не только отсутствие у нее кровного родства с женой отца, но и то, что девочка от рождения была горбата и прихрамывала на левую ногу.
Отец Ани очень любил свою дочь, но полностью подчинялся желаниям властной супруги. Тем не менее, он как мог оберегал девочку от неприятностей, которые сыпались на нее одна за другой. Неуклюжая и слабая Аня не могла справляться с работой в поле, панически боялась домашней скотины, а все попытки убраться дома, приносили только еще больший беспорядок и вред домашнему имуществу: то графин разобьет, то суп на пол прольет, то под пол свалится.
Из-за этого Варвара Семеновна постоянно попрекала Аню, называла ее «обузой» и «тунеядкой», еще и давала болезненные и унизительные подзатыльники. Один Антип Иванович ласково звал свою дочь по имени, если что-то опрокидывала, приговаривал «горе мое луковое» и время от времени привозил ей из города леденцы и пряники.
Ане было двенадцать лет, когда в один из жарких августовских дней отправилось все семейство Васильевых на полевые работы, а ей велели к их возвращению растопить баню.
Что именно случилось, никто потом точно сказать не смог, да только едва солнце скрылось за горизонтом, над домом Васильевых взвились вверх плотные клубы дыма. Перепуганные односельчане бросились к нему с ведрами воды заливать пожар. Вбежав во двор, увидели, что полыхает баня, а поодаль сидит, уткнувшись в колени Аня, и рыдает.
Сам пожар потушили быстро, да все самое неприятное для Ани началось, когда с поля вернулась мачеха с сыновьями. Увидев, что случилось по вине падчерицы, набросилась она на нее с кулаками и воплями. Девочка лежала на земле, свернувшись калачиком, и не проронила ни единого звука. Вылив злобу на Аню, Варвара Семеновна ушла в дом, а ее оставила лежать посреди двора. Позднее вернулся Антип Иванович. Его супруга с негодованием принялась рассказывать мужу, что натворила его дочь. Как дошла речь до побоев, выскочил мужчина во двор, однако Ани там уже не было.
Несколько дней искал Антип Иванович свою дочь, каждый раз возвращаясь домой далеко за полночь. Варвара Семеновна, завидев мужа, злобно бормотала себе под нос «Наконец-то нет этой калеки в доме».
А на пятый день появилась Аня на пороге дома живая и невредимая. В руках она сжимала шерстяной мешочек. Антип Иванович в очередной раз собирался на поиски дочери и, увидев ее, расплакался. Не выпуская дочь из своих объятий, зашел хозяин дома в избу и под недовольным и злым взглядом Варвары Семеновны усадил Аню за стол, где стоял обед. Через минуту все домочадцы столпившиеся вокруг стола по открывали рты от изумления, так как увидели, что в Анином мешочке лежали две крупные жемчужины, горсть изумрудов и два золотых самородка.
Варвара Семеновна тут же накинулась на падчерицу с расспросами, подозрениями и угрозами: мол, где украла все это? Сыновья ее молчали и с алчным блеском в глазах разглядывали сокровища. Но девочка упорно не желала раскрывать мачехе источник сказочного богатства.
Только поздно ночью, оставшись наедине с отцом, Аня рассказала Антипу Ивановичу, что когда она сбежала из дома, то чуть не попала в лапы злющего медведя. Когда она уже прощалась с жизнью, внезапно появился старый солдат. На нем была необычного кроя военная форма, а шел он так словно и не шел вовсе, а парил над землей. Он отвел Аню в свое жилище - небольшую пещеру. И все время, пока она жила у него, развлекал девочку сказками и занятными историями. Когда же она решила идти домой, солдат открыл свой сундук, достал оттуда горсть драгоценных камней и отдал Ане, а потом проводил ребенка до самого села.
Снова зажила Аня безрадостной жизнью. Мачеха отобрала у девочки, принесенные ею ценности, и спрятала их подальше, а односельчане стали шептаться, что, видимо, горбунья отыскала в тайге древний клад.
Спустя несколько месяцев, одним дождливым утром Аня вновь исчезла. Антип Иванович кинулся было искать дочь, но Варвара Семеновна уговорила его остаться дома, что, мол, нагуляется она как в прошлый раз, да вернется домой с каменьями.
И правда, вернулась Аня уже на следующий день: довольная, счастливая, с новым мешочком в руках, а в нем еще больше ценностей, чем было в прошлый раз.
С тех пор девочку стали звать «удачливая Аня», а сводные братья каждый день донимали ее расспросами о том, откуда она принесла драгоценности.
В один из дней Матвей, Александр и Прохор не выдержали, схватили Аню за руку и потащили в лес, требуя показать то самое место. Самый старший, Матвей, пригрозил девочке, что если та не расскажет, куда идти, то привяжут они ее к дереву и оставят в глубокой тайге одну на растерзание диким зверям. Аня очень испугалась и зарыдала. Вдруг, из кустов появился гигантский бурый медведь и с грозным рыком кинулся на парней.
До самой деревни гнал зверь Аниных братьев, норовя разодрать, а девочка бежала следом и просила мишку их не трогать.
На следующий день, когда отец Ани вернулся домой, девочка не стала рассказывать ему о случившемся. Только стала еще больше замкнутой и молчаливой.
Спустя несколько недель Антип Иванович занемог и скончался от неизвестной болезни. Односельчанам было ясно, что теперь совсем не даст мачеха житья Ане.
В конце церемонии похорон Антипа Ивановича, когда люди стали расходиться по домам, на пригорке появился старик в военной форме необычного покроя. Аня заметила его, заулыбалась и побежала навстречу. Взявшись за руки девочка и старый военный пошли в сторону леса, и с тех пор их в деревне больше никто не видел.
Спустя много лет, уже взрослая женщина, которой стала юная соседка описанного семейства, приехала в Новосибирскую область по делам и заехала в райцентр, рядом с которым когда-то был поселок Гуськи. Разговорившись со сторожем местной гостиницы, в которой она остановилась, женщина узнала, что в местных краях давно бытует легенда о сотнике известного атамана, которому последний поручил охранять добытые в походах сокровища. Вскоре после гибели атамана, бесследно пропал и его сотник. Столетие спустя местные жители стали говорить, что видят в своих краях призрак хранителя атамановой казны, который, по преданиям, стал еще и хозяином сибирской тайги. По словам сторожа, именно его когда-то встретила Аня, и именно с ним навсегда ушла из Гуськов.
До сих пор иногда доходят до большого города слухи, что грибники и охотники видят в тайге призрак пожилого солдата в сопровождении маленькой горбатой девочки.