- По данным авторитетных исследовательских организаций до 20 –30% автозапчастей на международном рынке могут быть подделкам. Что же касается России, доля контрафакта, по разным оценкам возросла до 32 – 37 % от общего объема продаж в сравнении с 2024 годом, увеличившись на 10 –14% от показателей прошлогоднего отчетного периода.
- Валерий ВАСИЛЬЕВ.
По данным авторитетных исследовательских организаций до 20 –30% автозапчастей на международном рынке могут быть подделкам. Что же касается России, доля контрафакта, по разным оценкам возросла до 32 – 37 % от общего объема продаж в сравнении с 2024 годом, увеличившись на 10 –14% от показателей прошлогоднего отчетного периода.
Изложенная выше проблема сейчас является наиболее острой, так как поддельные автозапчасти стали причиной подавляющего количества аварий, связанных с неисправностями автомобилей.
Использование контрафакта влечет очень серьезные риски. В данной статье показаны ключевые последствия, которые становятся возможными в случае приобретения поддельных автозапчастей: от непосредственной угрозы жизни и здоровью водителей и пассажиров, до финансовых потерь оригинальных производителей и глобального экологического ущерба.
Начнём с самого важного.
Наиболее распространённый и опасный, но, к сожалению, предсказуемый итог от приобретения контрафактной продукции, или специально в целях экономии денежных средств, или же случайно по неосведомлённости в вопросе корректной замены деталей личного автотранспорта – всё это ведет к прямому риску возникновения технических поломок автомобиля во время движения, что может привести к ДТП и получению травм разной тяжести.
Оригинальные детали обязательно проходят строгие тесты на прочность, износостойкость и совместимость с остальными автозапчастями в выбранной модели машины, в то время как подделки априори изготавливаются сплошным потоком и сразу же, даже без элементарных визуальных проверок, отправляются на продажу для нескольких категорий автомобилей, независимо от их заводской совместимости.
Взять, например, тормозную систему.
Поддельные колодки или диски имеют сниженную фрикционную способность, в России неоднократно были зафиксированы ДТП из-за отказа работы тормозов автомобилей с установленными контрафактными деталями, что в ряде случаев приводит к плачевному исходу. По статистике ГИБДД рост числа аварий по вине неисправных тормозных систем увеличился на 10-15% по сравнению с прошлым годом.
Использование контрафактной продукции в рулевом управлении и подвеске автомобиля приводит к тому, что фальшивые амортизаторы или шаровые опоры неизбежно выходят из строя под нагрузкой, вызывая потерю контроля над автомобилем на дороге, тем самым увеличивая вероятность опрокидывания. Доказательством тому служит тот факт, что четверть всех поломок подвески связаны с применением поддельных запчастей.
Не менее важную роль в безопасности водителя и пассажиров автомобиля играют подушки и ремни безопасности, поддельные аналоги которых часто не срабатывают вовсе или срабатывают некорректно. По данным Минздрава, в России подобные случаи приводят к тысячам травм ежегодно.
В конечно счёте, фальшивые запчасти превращают ваш личный автомобиль в «бомбу замедленного действия», где любая поломка или техническая неисправность может стоить здоровья и даже жизни.
Весьма существенным фактором являются финансовые потери для владельцев автомобилей и автостроительной отрасли в целом.
Экономический ущерб от оборота контрафакта огромен, естественно, подделки дешевле оригинальных автозапчастей на 30 –70%, но это лишь обманчивая иллюзия экономии.
Низкое качество поддельной продукции приводит к преждевременному износу, как и самих фальшивых деталей, так и смежных деталей и систем, с которыми они взаимодействуют внутри двигателя, что влечёт за собой необоснованные траты на дополнительный ремонт.
Тот же поддельный масляный фильтр зачастую не сможет предотвратить проникновения загрязнений в двигатель, тем самым инициируя его капитальный ремонт, а нередко и полную замену, что обойдётся любому автовладельцу не в одну сотню тысяч рублей. По данным Автостата, российские автолюбители теряют до 50 млрд рублей ежегодно на повторных ремонтах своих машин из-за контрафакта.
Не вызывает сомнения, что при продаже автомобиля с установленными поддельными автозапчастями его цена снижается на 10 – 20%, а диагностика выявляет серьезные проблемы. При этом страховые компании вправе отказывать в компенсирующих выплатах, если возникающие аварии были связаны с поломкой неоригинальных автозапчастей.
Макроэкономический эффект заключается в сокращении прибыли официальными производителями автотранспорта, что приводит к сокращению уплаты налогов в федеральный бюджет. В Евросоюзе потери от подделок в автосекторе оцениваются в 10 млрд евро в год (данные EUIPO). В России же это приводит к сокращению налогов на миллиарды рублей и потере рабочих мест у легальных отечественных производителей.
Поддельные запчасти оказывают пагубное влияние на окружающую среду, поскольку при их производстве не соблюдаются экологические стандарты качества.
Дефектные каталитические нейтрализаторы или топливные форсунки некачественно очищают выхлопные газы, что приводит к увеличению выбросов CO₂ и прочих токсичных веществ. Исследование Greenpeace показывает, что контрафактные детали повышают объем вредных выбросов на 20 – 50%, способствуя образованию смога в крупных городах.
Поддельные прокладки или шланги в автомобилях теряют свою герметичность, загрязняя почву и воду техническими жидкостями. По данным Росприроднадзора в России из-за применения некачественных автозапчастей ежегодно фиксируется тысячи случаев утечки моторного масла и других токсичных для окружающей среды жидкостей.
И если посмотреть глобально – то подделки выходят из строя гораздо быстрее оригинальных деталей, увеличивая общий объем отходов, ежегодно увеличивая объемы отходов на миллионы тонн и занимая лишние перерабатывающие мощности.
Юридически распространение поддельных автозапчастей может привести к серьёзным штрафам и уголовной ответственности. В России ст. 171.1 УК РФ предусматривает наказание за сбыт контрафакта до 6 лет лишения свободы, а автовладельцы рискуют в принудительном порядке лишиться прохождения техосмотра или страховки.
В социальном плане – это гарантировано подрывает доверие к автомобильному рынку, стимулирует коррупцию и снижает объемы внедрения инноваций в автостроение.
Поддельные автозапчасти – это не экономия ваших денежных средств, а коварная лотерея с крайне высокими и опасными ставками.
В заключение хочется дать несколько советов, как минимизировать собственные риски и не нарваться на недобросовестного продавца автозапчастей.
Всегда приобретайте необходимые вам автозапчасти только у официальных дилеров или проверенных поставщиков, при каждой покупке проверяйте лицензионные сертификаты и голограммы, используйте VIN-код для подбора оригинальных деталей и регулярно проводите диагностику вашего автомобиля.
Выбор качественных запчастей – это ваш персональный вклад в собственную безопасность, семейный бюджет и экономику страны.
Не приобретайте поддельные автозапчасти, не рискуйте зря – ваша жизнь и спокойствие дороже любой скидки и дешевых распродаж.