Найти в Дзене

Дорогу осилит идущий: как логистическим компаниям перейти на цифру

На ПМЭФ-2025 Владимир Путин объявил о цифровой трансформации логистики — создании и запуске Национальной цифровой транспортно-логистической платформы (НЦТЛП «ГосЛог»). Уже сейчас электронные перевозочные документы (ЭПД) начали использовать крупные и средние компании, а с 1 сентября 2026 года эти документы станут обязательными — переход нужно будет совершить в любом случае. О том, с какими сложностями сталкиваются перевозчики, как безболезненно перейти на цифру и в чем плюсы внедрения ЭПД — в этой статье. А подробнее о цифровой трансформации области слушайте в подкасте Монополии «Загрузились». Малый бизнес (и особенно микробизнес) традиционно боится нового: по данным Монополии, 28% малого бизнеса не внедряет цифровые решения. Действительно, вложения в информационные технологии самые экономически затратные. Для многих предпринимателей перейти на ЭПД наравне с покупкой Ферарри — недоступно. Тем более, что большинство сотрудников в таких организациях — люди 50+, которым сложно дается перех
Оглавление

На ПМЭФ-2025 Владимир Путин объявил о цифровой трансформации логистики — создании и запуске Национальной цифровой транспортно-логистической платформы (НЦТЛП «ГосЛог»). Уже сейчас электронные перевозочные документы (ЭПД) начали использовать крупные и средние компании, а с 1 сентября 2026 года эти документы станут обязательными — переход нужно будет совершить в любом случае.

О том, с какими сложностями сталкиваются перевозчики, как безболезненно перейти на цифру и в чем плюсы внедрения ЭПД — в этой статье. А подробнее о цифровой трансформации области слушайте в подкасте Монополии «Загрузились».

Малый бизнес противится переменам

Малый бизнес (и особенно микробизнес) традиционно боится нового: по данным Монополии, 28% малого бизнеса не внедряет цифровые решения. Действительно, вложения в информационные технологии самые экономически затратные. Для многих предпринимателей перейти на ЭПД наравне с покупкой Ферарри — недоступно.

Тем более, что большинство сотрудников в таких организациях — люди 50+, которым сложно дается переход на новые процессы. Зачем, когда есть бумажные документы, где все уже налажено. Такое сопротивление не дает компаниям идти в ногу со временем, ведь сейчас уже около 64% документов ходят в электронном виде, и в горизонте 3−5 лет бизнес будет работать исключительно с ЭПД.

Важно помнить, что рынок логистики неоднородный, и примерно 70% — это малый и средний бизнес. Именно поэтому на их сложности не стоит закрывать глаза, напротив, предпринимателям требуется помощь более опытных партнеров.

«Здесь вопрос в том, как обеспечить плавность перехода. Это вопрос хороших партнерских отношений, работы правильных операторов, правильных партнеров — таких, как компания Монополия, которая полностью предоставит программные решения, обеспечит прослеживаемость и безболезненное внедрение. Потому что без успешного внедрения этих технологий у своих партнеров в целом ни одна крупная компания не получит эффективного процесса».

Ольга Федоткина, главный эксперт Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика», исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики

Другие сложности при внедрении ЭПД

Нельзя объяснить сопротивление при переходе на цифру одной неготовностью перестраивать процессы. Важно учитывать и другие факторы:

  • цифровая зрелость: какие-то компании стараются внедрять цифровые решения уже сейчас, а какие-то до сих пор ведут всю документацию на бумаге;
  • технические сложности: в некоторых регионах может банально не хватать компьютеров для использования нужных программ или есть перебои с интернетом, а иногда водители работают без смартфонов и не могут подписать документы онлайн;
  • неготовность некоторых контрольно-надзорных органов: трудности возникают и на дорогах — бывает, что сотрудники ГИБДД по разным причинам отказываются проверять ЭПД;
  • неготовность контрагентов: цепочка ломается, если один участник (например, грузоотправитель) готов к электронному документообороту, а другой (перевозчик) — нет, и наоборот;
  • дополнительные затраты на внедрение: недостаточно просто установить какое-то решение, скорее всего, придется кастомизировать его под свои процессы — а это обходится дороже;
  • отставание законодательства: технологии развиваются быстрее, чем успевает адаптироваться нормативная база, а это создает правовые риски для бизнеса.

При этом при использовании правильных инструментов эти проблемы возможно решить — какие-то вопросы получается закрыть уже сейчас, на какие-то требуется время и усовершенствование законодательной базы.

«Процесс непростой, но дорогу осилит идущий, и здесь совместными усилиями мы ведем постоянную просветительскую работу. Помимо этого, на площадке Ассоциации цифрового транспорта и логистики создана рабочая группа с участием операторов ЭПД (их сейчас одиннадцать), и все коллеги в фокусе нашего внимания. Мы на постоянной основе работаем над созданием нормативно-правовой базы и ее доработкой. Кроме того, мы всегда рады обратной связи, всегда ее очень много получаем — как на площадках мероприятий, где публично выступаем, так и получаем официальные обращения. На любое обращение мы всегда реагируем, связываемся, разъясняем, потому что видим действительно правовой вакуум, и то непогружение, которое есть в регионах, очень заметно».

Ольга Федоткина, главный эксперт Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика», исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики

Как ЭПД поможет бизнесу — плюсы цифровизации

Преимущества цифровизации легко увидеть на конкретных примерах. Вот основные плюсы.

  • Сокращение времени и издержек. Так, благодаря цифровым решениям минимум в 4 раза сокращается время на прохождение предрейсового осмотра. Теперь водитель может проходить медицинское обследование параллельно с тем, как механик проверяет ТС. Вместо часа (а то и 1,5−3 часов) на это тратится 15 минут. Из неочевидных плюсов — у водителя остается больше времени на сон. Что уж говорить про ускорение самих перевозок!
  • Повышение безопасности. Электронные медосмотры и путевые листы исключают возможность «договориться за шоколадку» — получается, к рейсу допускаются действительно только здоровые водители и исправная техника.
  • Ускорение взаиморасчетов. Денежные средства при использовании ЭДО тоже движутся быстрее. Чтобы не ждать миллиона подписей и согласований в бумажном виде, можно подписать все в электронном формате — тогда деньги за перевозку придут быстрее. Конечно, пока еще не все документы обязательны для использования в цифре, часть все еще требует подписания вручную. Но в ближайшие годы это точно изменится — стратегия государства именно такова.
  • Упрощение административных процессов. В будущем вся информация о перевозках будет собрана на единой платформе и доступна для всех надзорных органов — а это, как ни странно, меньше проверок: весь путь груза и так будет доступен для отслеживания. Это сделает перевозки безопаснее, плюс бегать по инстанциям придется меньше.
«Наша задача — очень четко, понятно и с цифрами доказать бизнесу, что переход на электронный документооборот для них будет эффективнее».

Степан Терехин, директор по развитию бизнеса ГК «Астрал»

Переход на цифру даст преимущества не только конкретным компаниям — он изменит саму модель экономики. Например, обеспечит прослеживаемость движения груза, безопасность на дорогах, поможет бороться с контрафактной продукцией, да и в целом повлияет на модернизацию инфраструктуры. Потребителю это тоже даст экономический эффект — товары будут приходить быстрее.

Решения для малого бизнеса

Уже сейчас для небольших компаний есть варианты, как можно более бюджетно и просто перейти на ЭПД. Например, существуют облачные сервисы для бизнеса, который автоматизировал учет и ведет его через 1C — в этой программе уже интегрирована возможность работы с электронными документами. Получается, любой клиент, который пользуется 1C, может нажать одну галочку и уже сейчас работать с ЭПД.

Некоторые страховые компании готовы давать скидку на ОСАГО до 75% перевозчикам, использующим электронные путевые листы. Они понимают, что эти документы подписывал или заверял реальный врач, а осмотр ТС проведен корректным образом — а значит, риски для страховой снижаются.

Платформенные решения (такие как Монополия) тоже могут стать отличным подспорьем для малого бизнеса, который только собирается переводить свои процессы на цифровые рельсы. Платформы предоставляют малому бизнесу «под ключ» все необходимые цифровые инструменты — от оформления заявки до ЭТрН и путевых листов, взращивая его внутри своей экосистемы.

«Я уверен, что количество продуктов для малого бизнеса будет расти. Потому что мы видим, что с этим бизнесом происходит: там есть кассовые разрывы, там долго получаются деньги по итогам перевозки, потому что документы собираются вплоть до 30-40 дней. В будущем это будет моментально, и банки смогут предложить продукты уже другого качества. Страховые уже готовы предлагать другого качества продукты в 3-4 раза дешевле».

Степан Терехин, директор по развитию бизнеса ГК «Астрал»

ГосЛог — новые Госуслуги?

Вспомните, как около 15 лет назад многие противились появлению Госуслуг — казалось, что это небезопасно. Зачем отдавать свои данные? А вдруг произойдет сбой? Но сейчас сложно найти человека, который не был бы там зарегистрирован. Удобство очевидно: больше не нужно бегать с бумажками по куче бюрократических инстанций, все собрано в одном месте. Безопасно, прозрачно, быстро. Так будет и в сфере логистики. Да, переход потребует времени и вложений, но оно того стоит, считают эксперты.

Конечная цель цифровизации — не просто замена бумаги на электронный документ, а переход к работе с данными. И важно, чтобы эти данные послужили для рынка основанием стать более эффективным и прозрачным.

«Новая система должна обеспечить обмен юридически значимыми данными на одной платформе со всеми контрольно-надзорными органами и исключить таким образом дублирующее предоставление документов. Создание национальной цифровой транспортно-логистической платформы — это безусловно что-то новое. Это целая революция. Но мы к ней идем».

Ольга Федоткина, главный эксперт Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика», исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики

Больше о том, какие решения существуют для бизнеса, как будут выглядеть перевозки будущего и что делать с рисками при переходе на цифру — в выпуске подкаста «Загрузились». Смотрите на Rutube: https://rutube.ru/video/75344c6b75c3df837dee2ef17dca1b54/