Доброго времени суток, друзья! Приглашаю вас в очень красивый, благодатный монастырь с богатой интересной историей. Воскресенский, Ново-Иерусалимский мужской монастырь поражает своей грандиозностью, красотой и благодатью. Сейчас, когда реставрация главного Воскресенского собора открыла в полной мере его подобие Иерусалимскому первообразу, особенно восхищает самобытность и невероятное мастерство создателей. Действительно, не знаешь, на земле ты или уже на небе!
Монастырь основан патриархом Никоном в 1656 году к северо-западу от Москвы в живописной местности, где среди холмов течёт река Истра. Он стал центром духовной жизни региона и топографической иконой Святой земли, так как ближайшие к монастырю окрестности были переосмыслены как «Русская Палестина».
Когда царь Алексей Михайлович посетил эту местность вместе с патриархом Никоном и осмотрел окрестности нового монастыря после службы в храме, и, глядя на обитель с холма, расположенного к востоку, воскликнул: "Воистину благословил Бог устройству на этом месте монастыря: оно прекрасно, подобно Иерусалиму!"
Прежде на этом месте в живописной долине реки Истры находилось село Воскресенское, через которое Никон часто проезжал в другую свою обитель - Иверский монастырь на Валдае. В 1656 году Никон купил село Воскресенское и ближайшие деревни у Романа Федоровича Бобарыкина, затем записал в вотчину Иверского монастыря. С дозволения царя Алексея Михайловича патриарх заложил на реке Истре новый монастырь, названный Воскресенским.
Холм, на котором был заложен монастырь стал именоваться Сионом, холмы к северу и востоку от него – Елеоном, Фавором, Ермоном. Река Истра, в излучине которой построили монастырь, получила название Иордан. Кроме использования палестинских названий строились храмы, посвящённые великим, двунадесятым праздникам. Окрестные сёла получили соответствующие названия: деревня Дарна стала селом Воздвиженским, Никулино – Преображенским, Котельники – Вознесенским.
Патриарх Никон наделил окрестности нового монастыря разными библейскими названиями: появился поток Кедрон (небольшой ручей, дублирующий излучину Истры по внутренней стороне), источники Силоамская купель и Самарянский колодезь, Гефсиманский сад, Рамская роща, Уриин сад, Иосафатова долина, Мамврийский дуб и др. Иерусалимские названия получили башни монастырской ограды: Сионская, Гефсиманская, Давидов дом, Ефремова, Варуха, Иноплеменничья.
Главный храм монастыря, Воскресенский собор, был заложен в 1658 году, его строительством руководил сам патриарх Никон. Но со временем он попал в опалу к царю за притязание властных полномочий и был удален из Москвы. Работы по возведению святыни продолжались до 1666 года и были приостановлены, когда патриарх Никона сослали в Ферапонтов монастырь. Строительство возобновилось лишь в 1679 году, уже при царе Федоре Алексеевиче, и завершилось в 1685 году: собор был освящен царями Иоанном Алексеевичем и Петром Алексеевичем.
Главный собор Ново-Иерусалимского монастыря в честь Воскресения Христова был построен по образу и подобию Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Южный фасад собора протяженностью в 206 метров в больше всего похож на палестинский прообраз. Он состоит из основных частей: ротонда Гроба Господня, перекрытая шатром, центральная крестово-купольная часть с главным престолом Воскресения Христова и подземная церковь во имя святых равноапостольных Константина и Елены.
Как и в палестинском храме, к Воскресенскому собору с юга примыкает колокольня, которая служит дополнительной вертикальной доминантой. В соответствии с палестинским прототипом в собор ведут двое "великих врат" - Красные и Судные.
В 1596 году францисканский монах Бернардино Амико сделал точные и подробные рисунки Храма Гроба Господня - планы, фасады, разрезы. Чертежи Воскресенского собора Нового Иерусалима выполняли в разное время архитекторы М.Ф. Казаков, Ф.Ф. Рихтер, А.В. Щусев. Сравнение этих графических материалов даёт наглядное представление о степени сходства Главного храма Нового Иерусалима с его палестинским образцом.
Первоначальный облик монастыря был скромным: деревянный соборный храм Воскресения Христова и деревянная ограда с башенками. На освящение монастырской церкви в 1657 году прибыл сам царь Алексей Михайлович со свитой.
Патриарх Никон вынашивал идею буквального повторения под Москвой святыни Иерусалима. Он начал строительство грандиозного каменного собора, который "образом, мерою и добротою" должен был повторить знаменитый Храм Гроба Господня. Незадолго до этого в Палестину ездил известный путешественник келарь Троице-Сергиевого монастыря Арсений Суханов. Он привез в Москву кипарисовую разборную модель Храма Гроба Господня и книгу "Проскинитарий" с подробным описанием размеров здания.
В 1658 году патриарх Никон заложил первый камень нового Воскресенского собора, но царь уже отсутствовал на этом торжестве. Между царем и патриархом произошла размолвка, переросшая затем в полный разрыв. В том же году патриарх, обиженный царем, покинул Москву. В плетеных санях и простой монашеской одежде он выехал в Ново-Иерусалимскую обитель. От патриарших и государственных дел Никон с тех пор "самоустранился" и занялся строительством своего Нового Иерусалима. Копал землю, готовил кирпичи, рубил дрова, вынимал изразцы из печей. Поселился Никон в особом скиту в виде башенки наподобие столпа с церковью и тесной кельей. В крещении, до принятия монашеского имени, Никон был назван родителями в честь преподобного Никиты Столпника, и, видимо, решил подражать своему небесному покровителю.
Так Никон прожил восемь с половиной лет, и лишь три раза ненадолго покидал стены монастыря. В 1666 году по инициативе царя Алексея Михайловича состоялся церковный суд над патриархом Никоном. Были выдвинуты разные обвинения, но главная причина суда была в том, что Никон хотел утвердить высокое положение патриаршей власти, но в итоге вступил в конфликт с сильным монархом. Суд, на который пригласили восточных греческих патриархов, лишил Никона патриаршего сана. Как простой монах он был сослан в Ферапонтов монастырь на Вологодскую землю.
После этих драматических событий "обезглавленный" Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь стал приходить в упадок. Жизнь в обители замерла на долгие 14 лет: лучшие мастера были вызваны в Москву, артели распались, недостроенный собор ветшал и разрушался. Так продолжалось до самой кончины царя Алексея Михайловича.
На причале монастыря Всемилостивого Спаса Никон скончался 16 августа 1681 года на 76 году от рождения, так и не увидев любимого Нового Иерусалима.
Возобновлением Нового Иерусалима занялась императрица Елизавета Петровна. Она назначила начальником восстановления знаменитого архимандрита Амвросия Зертис-Каменского, а архитектурные проекты поручила составить выдающемуся мастеру Бартоломео Растрелли.
В 1685 году великолепный храм был освящен. В 1691 году царевна пожертвовала в обитель великую святыню - серебряный ковчег с частью мощей своей небесной покровительницы - мученицы Татианы. Примерно тогда же была построена зимняя Христорождественская церковь и каменная ограда вокруг монастыря с 8 башнями.
Замысел Никона осуществился: в XIX — начале XX века Ново-Иерусалимский монастырь стал одним из главных центров русского паломничества, к 1913 году его посещало около 35 тысяч человек в год. 15 сентября 1874 года обновленный Воскресенский собор был торжественно освящен.
В главном Воскресенском соборе, помимо главного алтаря, в обходной галерее и в подземной церкви насчитывалось 28 приделов! А изначально Никон задумывал устроить в Воскресенском храме 365 приделов - по числу дней в году.
Зимний храм Рождества Христова был устроен по желанию царевны Татьяны Михайловны, как подобие святых мест Палестины, связанных с рождением Спасителя. Однако "живого" подобия Назарета и Вифлеема создать не удалось.
Осенью 1941 года бывший город Воскресенск - нынешняя Истра - был захвачен немцами. Они бесчинствовали в городе 3 недели. При отступлении немцы намеренно подорвали здание Воскресенского собора и трапезные палаты. Вновь, уже во второй раз в своей истории, обрушился огромный шатер храма. Кроме того, была почти полностью уничтожена колокольня. Шатер собора был воссоздан в 1959 году. А нынешний облик соборный храм, его шатер и колокольня получили после длительной реставрации, которая завершилась в 2019 году.
Отреставрированы были стены и башни монастыря. Мощные белокаменные стены были возведены в 1690-1697 годах вместо деревянного ограждения. Высота крепостной стены – 9 метров, ширина – около 3 метров. По верху проходит боевой ход с двумя рядами бойниц. Половина стены открыта для туристов и паломников, оттуда открывается живописный вид на всю обитель и окружающие пейзажи.
На изломах крепостной стены стоят 8 башен с библейскими названиями: Иноплеменничья, Ефремова, Дамасская, Сионская, Елизаветинская, Гефсиманская, Давидов дом и Варуха. 4 башни указывают на стороны света, ещё 4 просто расположены на углах стены.
Башни оформлены в стиле барокко, каждая имеет форму конуса и верхушку в виде шатра. Старинное покрытие, как при патриархе Никоне, сохранилось только на Гефсиманской башне – это деревянная тёсовая кровля. Все остальные покрыты окрашенными железными листами.
С западной стороны монастыря расположен Гефсиманский сад, в котором кроме деревьев и кустарников находится Богоявленский скит патриарх Икона, Силоамская купель со святым источником. Это тихое умиротворенное место, в котором паломники уединяются для молитв и раздумий. Чудесный вид на Гефсиманский сад открывается с открытой балюстрады на западной крепостной стене обители. Также можно прогуляться по саду, если выйти из обители через ворота Елизаветинской башни с противоположной стороны от главного входа.
Фото автора