Найти в Дзене
Пути - дороги

Моя Россия. Ново-Иерусалимский монастырь

Доброго времени суток, друзья! Приглашаю вас в очень красивый, благодатный монастырь с богатой интересной историей. Воскресенский, Ново-Иерусалимский мужской монастырь поражает своей грандиозностью, красотой и благодатью. Сейчас, когда реставрация главного Воскресенского собора открыла в полной мере его подобие Иерусалимскому первообразу, особенно восхищает самобытность и невероятное мастерство

Доброго времени суток, друзья! Приглашаю вас в очень красивый, благодатный монастырь с богатой интересной историей. Воскресенский, Ново-Иерусалимский мужской монастырь поражает своей грандиозностью, красотой и благодатью. Сейчас, когда реставрация главного Воскресенского собора открыла в полной мере его подобие Иерусалимскому первообразу, особенно восхищает самобытность и невероятное мастерство создателей. Действительно, не знаешь, на земле ты или уже на небе!

Трехсвятительская церковь
Трехсвятительская церковь

Монастырь основан патриархом Никоном в 1656 году к северо-западу от Москвы в живописной местности, где среди холмов течёт река Истра. Он стал центром духовной жизни региона и топографической иконой Святой земли, так как ближайшие к монастырю окрестности были переосмыслены как «Русская Палестина».

Когда царь Алексей Михайлович посетил эту местность вместе с патриархом Никоном и осмотрел окрестности нового монастыря после службы в храме, и, глядя на обитель с холма, расположенного к востоку, воскликнул: "Воистину благословил Бог устройству на этом месте монастыря: оно прекрасно, подобно Иерусалиму!" 

Макет монастыря в Художественно-историческом музее Истры
Макет монастыря в Художественно-историческом музее Истры

Прежде на этом месте в живописной долине реки Истры находилось село Воскресенское, через которое Никон часто проезжал в другую свою обитель - Иверский монастырь на Валдае. В 1656 году Никон купил село Воскресенское и ближайшие деревни у Романа Федоровича Бобарыкина, затем записал в вотчину Иверского монастыря. С дозволения царя Алексея Михайловича патриарх заложил на реке Истре новый монастырь, названный Воскресенским.

-4

Холм, на котором был заложен монастырь стал именоваться Сионом, холмы к северу и востоку от него – Елеоном, Фавором, Ермоном. Река Истра, в излучине которой построили монастырь, получила название Иордан. Кроме использования палестинских названий строились храмы, посвящённые великим, двунадесятым праздникам. Окрестные сёла получили соответствующие названия: деревня Дарна стала селом Воздвиженским, Никулино – Преображенским, Котельники – Вознесенским.

Надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим
Надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим

Патриарх Никон наделил окрестности нового монастыря разными библейскими названиями: появился поток Кедрон (небольшой ручей, дублирующий излучину Истры по внутренней стороне), источники Силоамская купель и Самарянский колодезь, Гефсиманский сад, Рамская роща, Уриин сад, Иосафатова долина, Мамврийский дуб и др. Иерусалимские названия получили башни монастырской ограды: Сионская, Гефсиманская, Давидов дом, Ефремова, Варуха, Иноплеменничья.

Воскресенский собор с колокольней
Воскресенский собор с колокольней

Главный храм монастыря, Воскресенский собор, был заложен в 1658 году, его строительством руководил сам патриарх Никон. Но со временем он попал в опалу к царю за притязание властных полномочий и был удален из Москвы. Работы по возведению святыни продолжались до 1666 года и были приостановлены, когда патриарх Никона сослали в Ферапонтов монастырь. Строительство возобновилось лишь в 1679 году, уже при царе Федоре Алексеевиче, и завершилось в 1685 году: собор был освящен царями Иоанном Алексеевичем и Петром Алексеевичем.

Западная стена монастыря и трапезные палаты
Западная стена монастыря и трапезные палаты

Главный собор Ново-Иерусалимского монастыря в честь Воскресения Христова был построен по образу и подобию Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Южный фасад собора протяженностью в 206 метров в больше всего похож на палестинский прообраз. Он состоит из основных частей: ротонда Гроба Господня, перекрытая шатром, центральная крестово-купольная часть с главным престолом Воскресения Христова и подземная церковь во имя святых равноапостольных Константина и Елены.

Подземная церковь во имя святых равноапостольных Константина и Елены.
Подземная церковь во имя святых равноапостольных Константина и Елены.

Как и в палестинском храме, к Воскресенскому собору с юга примыкает колокольня, которая служит дополнительной вертикальной доминантой. В соответствии с палестинским прототипом в собор ведут двое "великих врат" - Красные и Судные.

Подземная церковь Константина и Елены.
Подземная церковь Константина и Елены.

В 1596 году францисканский монах Бернардино Амико сделал точные и подробные рисунки Храма Гроба Господня - планы, фасады, разрезы. Чертежи Воскресенского собора Нового Иерусалима выполняли в разное время архитекторы М.Ф. Казаков, Ф.Ф. Рихтер, А.В. Щусев. Сравнение этих графических материалов даёт наглядное представление о степени сходства Главного храма Нового Иерусалима с его палестинским образцом.

Первоначальный облик монастыря был скромным: деревянный соборный храм Воскресения Христова и деревянная ограда с башенками. На освящение монастырской церкви в 1657 году прибыл сам царь Алексей Михайлович со свитой.

Кипарисовая разборная модель Храма Гроба Господня
Кипарисовая разборная модель Храма Гроба Господня

Патриарх Никон вынашивал идею буквального повторения под Москвой святыни Иерусалима. Он начал строительство грандиозного каменного собора, который "образом, мерою и добротою" должен был повторить знаменитый Храм Гроба Господня. Незадолго до этого в Палестину ездил известный путешественник келарь Троице-Сергиевого монастыря Арсений Суханов. Он привез в Москву кипарисовую разборную модель Храма Гроба Господня и книгу "Проскинитарий" с подробным описанием размеров здания.

"Кувуклия" внутри ротонды Воскресенского собора
"Кувуклия" внутри ротонды Воскресенского собора

В 1658 году патриарх Никон заложил первый камень нового Воскресенского собора, но царь уже отсутствовал на этом торжестве. Между царем и патриархом произошла размолвка, переросшая затем в полный разрыв. В том же году патриарх, обиженный царем, покинул Москву. В плетеных санях и простой монашеской одежде он выехал в Ново-Иерусалимскую обитель. От патриарших и государственных дел Никон с тех пор "самоустранился" и занялся строительством своего Нового Иерусалима. Копал землю, готовил кирпичи, рубил дрова, вынимал изразцы из печей. Поселился Никон в особом скиту в виде башенки наподобие столпа с церковью и тесной кельей. В крещении, до принятия монашеского имени, Никон был назван родителями в честь преподобного Никиты Столпника, и, видимо, решил подражать своему небесному покровителю.

"Кувуклия" внутри ротонды Воскресенского собора
"Кувуклия" внутри ротонды Воскресенского собора

Так Никон прожил восемь с половиной лет, и лишь три раза ненадолго покидал стены монастыря. В 1666 году по инициативе царя Алексея Михайловича состоялся церковный суд над патриархом Никоном. Были выдвинуты разные обвинения, но главная причина суда была в том, что Никон хотел утвердить высокое положение патриаршей власти, но в итоге вступил в конфликт с сильным монархом. Суд, на который пригласили восточных греческих патриархов, лишил Никона патриаршего сана. Как простой монах он был сослан в Ферапонтов монастырь на Вологодскую землю.

Шатер Воскресенского собора изнутри. Восстановлен в формах елизаветинского барокко
Шатер Воскресенского собора изнутри. Восстановлен в формах елизаветинского барокко

После этих драматических событий "обезглавленный" Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь стал приходить в упадок. Жизнь в обители замерла на долгие 14 лет: лучшие мастера были вызваны в Москву, артели распались, недостроенный собор ветшал и разрушался. Так продолжалось до самой кончины царя Алексея Михайловича.

На причале монастыря Всемилостивого Спаса Никон скончался 16 августа 1681 года на 76 году от рождения, так и не увидев любимого Нового Иерусалима.

Возобновлением Нового Иерусалима занялась императрица Елизавета Петровна. Она назначила начальником восстановления знаменитого архимандрита Амвросия Зертис-Каменского, а архитектурные проекты поручила составить выдающемуся мастеру Бартоломео Растрелли.

Надвратная Западная башня
Надвратная Западная башня

В 1685 году великолепный храм был освящен. В 1691 году царевна пожертвовала в обитель великую святыню - серебряный ковчег с частью мощей своей небесной покровительницы - мученицы Татианы. Примерно тогда же была построена зимняя Христорождественская церковь и каменная ограда вокруг монастыря с 8 башнями.

-15

Замысел Никона осуществился: в XIX — начале XX века Ново-Иерусалимский монастырь стал одним из главных центров русского паломничества, к 1913 году его посещало около 35 тысяч человек в год. 15 сентября 1874 года обновленный Воскресенский собор был торжественно освящен.

Надгробие Анны Сергеевны Цуриковой - супруги главного благотворителя монастыря в 1870-е гг.
Надгробие Анны Сергеевны Цуриковой - супруги главного благотворителя монастыря в 1870-е гг.

В главном Воскресенском соборе, помимо главного алтаря, в обходной галерее и в подземной церкви насчитывалось 28 приделов! А изначально Никон задумывал устроить в Воскресенском храме 365 приделов - по числу дней в году.

Один из приделов Воскресенск ого собора
Один из приделов Воскресенск ого собора

Зимний храм Рождества Христова был устроен по желанию царевны Татьяны Михайловны, как подобие святых мест Палестины, связанных с рождением Спасителя. Однако "живого" подобия Назарета и Вифлеема создать не удалось.

Южная Иноплеменничья башня монастыря
Южная Иноплеменничья башня монастыря

Осенью 1941 года бывший город Воскресенск - нынешняя Истра - был захвачен немцами. Они бесчинствовали в городе 3 недели. При отступлении немцы намеренно подорвали здание Воскресенского собора и трапезные палаты. Вновь, уже во второй раз в своей истории, обрушился огромный шатер храма. Кроме того, была почти полностью уничтожена колокольня. Шатер собора был воссоздан в 1959 году. А нынешний облик соборный храм, его шатер и колокольня получили после длительной реставрации, которая завершилась в 2019 году.

-19

Отреставрированы были стены и башни монастыря. Мощные белокаменные стены были возведены в 1690-1697 годах вместо деревянного ограждения. Высота крепостной стены – 9 метров, ширина – около 3 метров. По верху проходит боевой ход с двумя рядами бойниц. Половина стены открыта для туристов и паломников, оттуда открывается живописный вид на всю обитель и окружающие пейзажи.

-20

На изломах крепостной стены стоят 8 башен с библейскими названиями: Иноплеменничья, Ефремова, Дамасская, Сионская, Елизаветинская, Гефсиманская, Давидов дом и Варуха. 4 башни указывают на стороны света, ещё 4 просто расположены на углах стены.

Башни оформлены в стиле барокко, каждая имеет форму конуса и верхушку в виде шатра. Старинное покрытие, как при патриархе Никоне, сохранилось только на Гефсиманской башне – это деревянная тёсовая кровля. Все остальные покрыты окрашенными железными листами.

-21

С западной стороны монастыря расположен Гефсиманский сад, в котором кроме деревьев и кустарников находится Богоявленский скит патриарх Икона, Силоамская купель со святым источником. Это тихое умиротворенное место, в котором паломники уединяются для молитв и раздумий. Чудесный вид на Гефсиманский сад открывается с открытой балюстрады на западной крепостной стене обители. Также можно прогуляться по саду, если выйти из обители через ворота Елизаветинской башни с противоположной стороны от главного входа.

-22

Фото автора

-23