Найти в Дзене
Kids Land

Трагедия в одинцовской школе

Трагедия, которая произошла утром 16 декабря в элитной школе подмосковного Одинцово, — это не просто хроника происшествия. Это мучительный вопрос, обращённый к каждому родителю, учителю и к обществу в целом: как подросток из благополучной семьи превращается в убийцу и что мы все упустили? 15-летний ученик пришёл в свою школу с ножом...В результате его нападения погиб десятилетний мальчик, был тяжело ранен охранник. Если честно, в такие моменты мне вообще не хочется отпускать мою младшую дочь в школу, меня просто начинает трясти. Как часто говорят в подобных случаях, родители нападавшего не замечали ничего тревожного: учился, играл в компьютерные игры. Однако за этим обыденным фасадом скрывалась иная реальность. Подросток, вполне возможно, мог состоять в деструктивных онлайн-сообществах, эстетизирующих насилие, а за два дня до трагедии разослал одноклассникам странные сообщения, на которые никто не прореагировал. Это ключевой момент: его крик о помощи был письменным и адресованным, но
Оглавление

Трагедия, которая произошла утром 16 декабря в элитной школе подмосковного Одинцово, — это не просто хроника происшествия. Это мучительный вопрос, обращённый к каждому родителю, учителю и к обществу в целом: как подросток из благополучной семьи превращается в убийцу и что мы все упустили? 15-летний ученик пришёл в свою школу с ножом...В результате его нападения погиб десятилетний мальчик, был тяжело ранен охранник.

фото с Freepik
фото с Freepik

Если честно, в такие моменты мне вообще не хочется отпускать мою младшую дочь в школу, меня просто начинает трясти.

«Он был как все»: что скрывалось за фасадом благополучия?

Как часто говорят в подобных случаях, родители нападавшего не замечали ничего тревожного: учился, играл в компьютерные игры. Однако за этим обыденным фасадом скрывалась иная реальность. Подросток, вполне возможно, мог состоять в деструктивных онлайн-сообществах, эстетизирующих насилие, а за два дня до трагедии разослал одноклассникам странные сообщения, на которые никто не прореагировал.

Это ключевой момент: его крик о помощи был письменным и адресованным, но остался без ответа. Психологи называют такие манифесты «утечкой намерений» — подсознательной попыткой быть остановленным. Общество же часто замечает лишь яркие вспышки агрессии, игнорируя более тихие, но опасные «минус-симптомы»: глубокую замкнутость, погружённость в себя и фиксацию на темах ненависти.

Я сама работаю с психологом почти 4 года и не справилась бы в одиночку со многими ситуациями. Я спросила у своего психолога, она рассказала мне то, что я выше вам озвучила.

Почему школа не защитила: системные трещины

В день нападения рамки металлодетекторов в школе не работали. Это симптом системной проблемы: безопасность часто остаётся формальностью. Эксперты отмечают, что на этом экономят, а охранные посты нередко занимают люди, физически и профессионально не готовые дать отпор. Техническая защита эффективна только в комплексе с квалифицированными кадрами, а на это нужны средства и ответственность.

В школе, где учился мой сын, например, охранницей работала хрупкая дама, которая, боюсь, не справилась бы с агрессивным, молодым парнем.

Что делать нам, родителям? От реакции к профилактике

В первые дни после трагедии главное — поддержать своих детей, особенно если они напуганы. Да и мы-то сами напуганы, но, как старшие, должны поддержать.

  • Не заставляйте идти в школу через страх. Если ребёнку страшно, его можно на время оставить дома с близким взрослым — это нормальная реакция психики.
  • Говорите, но фильтруйте информацию. Обсуждайте случившееся, но строго ограничьте просмотр жестоких видео и фото, даже размытых. Они наносят тяжёлую психологическую травму.
  • Переводите страх в действие. Проработайте с ребёнком простые правила безопасности: если в школе стреляют или есть угроза, главное — не геройствовать, а быстро спрятаться (в классе, забаррикадировав дверь) или убежать.

Однако дальше необходимо перейти от реактивных мер к глубинным, профилактическим. Я уже давно это делаю, но знаю родителей, которые этого избегают.

  1. Воспитывайте эмпатию и критическое мышление. Учите ребёнка не просто послушанию, а пониманию последствий своих поступков для других, умению распознавать манипуляции, особенно в интернете.
  2. Будьте вовлечены в цифровую жизнь ребёнка. Интересуйтесь не только оценками, но и тем, какие сообщества он посещает, на каких блогеров подписан. Тревожные сигналы — интерес к контенту, прославляющему насилие, оружие, экстремистскую символику. Это сложно, но иногда бывает очень важным.
  3. Создавайте доверительную атмосферу. Ваш ребёнок должен знать, что с любой проблемой — будь то травля, чувство ненависти или глубокое одиночество — он может прийти к вам без страха осуждения. Да-да, сама пришла к этому в довольно раннем возрасте детей.
  4. Не игнорируйте изменения. Резкая замкнутость, уход в себя, вспышки немотивированной агрессии или, наоборот, полная апатия — повод не для упрёков, а для спокойного, внимательного разговора и, возможно, обращения к специалисту. Надо быть супер внимательным!

Трагедия в Одинцово — страшный итог стечения многих факторов: личностного кризиса подростка, пропущенных сигналов, недостатков системы безопасности. Она доказывает, что «элитность» школы не защищает от беды, идущей из внутреннего мира ребёнка и из глубин интернет-сообществ.

Предотвратить подобное в будущем можно только совместно: усиливая не только турникеты, но и человеческое внимание, не только контроль, но и понимание, не только безопасность зданий, но и психологическое благополучие наших детей.

Что думаете на этот счет? Напишите в комментариях!

Если среди вас есть юристы, напишите, пжта, что грозит школе и зачинщику в этой ситуации.

-------------------------------

Спасибо вам за то, что читаете мой блог, не забывайте на него подписываться!