Найти в Дзене
CARCRAFT

Страховка от «схемы Долиной»: комментирует Борис Беленький

История со «схемой Долиной», которая сначала всколыхнула рынок недвижимости, постепенно дошла и до автомобильного сегмента. Новую проблему на рынке оперативно прокомментировал Борис Беленький, CVO CARCRAFT GROUP. Речь идет о сделках, признанных недействительными из-за того, что одна из сторон действовала под давлением мошенников или в состоянии заблуждения. На фоне резонансного дела Ларисы Долиной все чаще звучат предложения усилить защиту покупателей: вплоть до введения обязательного страхования сделок с автомобилями. Адвокаты все чаще начали предлагать распространить на авторынок логику титульного страхования, давно обсуждаемую в недвижимости. Так страховая компания могла бы проверять участников сделки и сам объект, автомобиль, отсекая сомнительные операции еще на входе. В результате выиграли бы все: государство — за счет снижения судебных споров, добросовестные покупатели — за счет защиты права собственности, а мошенники просто потеряли бы поле для маневра. Однако автомобильный рыно

История со «схемой Долиной», которая сначала всколыхнула рынок недвижимости, постепенно дошла и до автомобильного сегмента. Новую проблему на рынке оперативно прокомментировал Борис Беленький, CVO CARCRAFT GROUP.

Речь идет о сделках, признанных недействительными из-за того, что одна из сторон действовала под давлением мошенников или в состоянии заблуждения. На фоне резонансного дела Ларисы Долиной все чаще звучат предложения усилить защиту покупателей: вплоть до введения обязательного страхования сделок с автомобилями.

Адвокаты все чаще начали предлагать распространить на авторынок логику титульного страхования, давно обсуждаемую в недвижимости. Так страховая компания могла бы проверять участников сделки и сам объект, автомобиль, отсекая сомнительные операции еще на входе. В результате выиграли бы все: государство — за счет снижения судебных споров, добросовестные покупатели — за счет защиты права собственности, а мошенники просто потеряли бы поле для маневра.

Однако автомобильный рынок существенно сложнее, чем кажется на первый взгляд. В отличие от квартиры, у машины за несколько лет может смениться множество владельцев, а юридические «хвосты» иногда тянутся десятилетиями. Именно поэтому страховщики до сих пор не предлагали массовых продуктов по страхованию утраты права собственности на авто. Спрос на это был минимальным, а инфраструктура проверок требует серьезных инвестиций.

«С точки зрения рынка идея понятна и логична: покупатель хочет уверенности, что автомобиль у него не заберут через суд. Но в реальности ключевой вопрос не в самом страховом полисе, а в качестве и глубине предварительной проверки сделки», — комментирует Борис Беленький, CVO CARCRAFT GROUP. — «Если страхование появится без единого стандарта юридической экспертизы, это приведет либо к резкому удорожанию продукта, либо к отказам в выплатах, что подорвет доверие к инструменту».

Дополнительные риски видят и другие эксперты в области: сроки исковой давности, возможность восстановления прав прежних владельцев и сам факт мошенничества, который страховые компании традиционно трактуют крайне осторожно. В результате идея обязательного страхования пока остается дискуссионной.

На практике рынок, скорее всего, пойдет по пути комбинированных решений: усиленной цифровой и юридической проверки истории автомобиля, участия банков и маркетплейсов в контроле сделок, а также временной «заморозки» подозрительных операций. Именно прозрачность и превентивный контроль, а не формальный полис, сегодня становятся главным щитом от мошеннических схем на вторичном авторынке.

В этих условиях ключевая роль постепенно переходит к цифровым экосистемам и профессиональным участникам рынка, которые уже сегодня берут на себя функцию фильтрации рисков. Платформенные решения позволяют объединить юридическую проверку, финансовый контроль и аналитику поведения участников сделки в едином контуре. Такой подход снижает вероятность мошенничества еще до подписания договора и делает саму сделку более управляемой и прозрачной. Именно развитие технологической инфраструктуры, а не формальное введение новых обязательных продуктов, становится реальным ответом рынка на вызовы «схемы Долиной» в автомобильном сегменте.

Борис Беленький, CVO CARCRAFT GROUP

CARCRAFT — лучшая в России мультибанковская онлайн-платформа финансирования автомобильного бизнеса по результатам исследования Автостат. Ведёт свою деятельность с 2016 года, имеет базу более 500 российских авторитейлеров, включая ТОП-10 крупнейших игроков рынка, сотрудничает с ведущими российскими банками. Ежемесячный объём финансовых операций превышает 10 млрд руб. Компания является победителем конкурса «IT-Революция в автобизнесе» (2021–2025 гг.), официально включена в реестр российского ПО Минцифры и является участником инновационного центра «Сколково». Входит в рейтинг SMART500. Серебряный призер рейтинга Forbes.