Как ориентация рынка на ИИ повлияет на предпочтения экономных геймеров
ПК как игровая платформа вряд ли когда-то чувствовал себя лучше, чем в последние лет десять. Сближение архитектур, постепенный отказ от эксклюзивности, популярность стриминга среди молодежи сделали компьютеры как никогда востребованными. А в России из-за санкций это вообще едва ли не самый разумный выбор для геймера.
Но мировой финансовый кризис и развитие ИИ стремительно перекраивают рынок, и в условиях дефицита памяти победит та платформа, на которой рост цен скажется меньше всего. Крупные производители отворачиваются от игроков в пользу центров обработки данных для нейросетей. Вся электроника, включая смартфоны и носимые гаджеты, под ударом. Цены на оперативную память покинули Солнечную систему, и, говорят, это надолго.
Собирать ПК все накладнее. Модули памяти дорожают сами по себе. Видеокарты дорожают из-за видеопамяти. Пользователи отказываются от покупки новых комплектующих — и на этом фоне консоли снова выглядят выгодным вариантом. И хотя игровым приставкам тоже нужны чипы памяти, а Digital Foundry прогнозирует задержку следующего поколения, нюансы делают PlayStation и Xbox действительно интересным решением в краткосрочной перспективе. Давайте разберемся, почему.
По ПК дефицит ударит сильнее
У каждого элемента ПК свой путь ценообразования, а чипы памяти по-разному влияют на конечную стоимость отдельных комплектующих. Следовательно, дефицит скажется на рынке компьютеров неоднородно — если DRAM за год подорожает на 170%, то настольные компьютеры и ноутбуки в 2026-м, по прогнозам, прибавят в цене 20-50%.
Вот только 20% стоимости топового ПК с DDR5 — отнюдь не то же самое, что 20% стоимости PlayStation 5. В рознице отдельные комплекты ОЗУ уже догоняют целую консоль. Под влиянием спроса ритейлеры могут резко повысить цены на отдельные комплектующие и готовые сборки, даже если часть компонентов не дорожает или вовсе дешевеет.
Покупатель не может прогнозировать рост и откладывать покупку с целью накопить денег — за это время дефицит может многократно усилиться. В итоге ПК все больше похож на премиальный товар для обеспеченных энтузиастов.
Динамика цен на консоли отличается, хотя приставкам необходимы те же самые чипы памяти от тех же производителей, сошедшие с тех же самых конвейеров. Но почему, если не существует каких-то особых «консольных чипов»? По логике PlayStation с Xbox должны дорожать вместе с DRAM и NAND, с SSD и смартфонами. Но есть нюансы.
Они не одинаковы
Разницу стоит искать в стратегии платформодержателей. Спрос на отдельные комплектующие постоянно меняется, как и на смартфоны, которых у каждого производителя десятки моделей, и обновляются они каждый год. Но игровая консоль — продукт с одной, максимум двумя конфигурациями и очень долгим циклом жизни. Дольше, чем у видеокарт и, тем более, телефонов.
Обновленные ревизии также в первую очередь нацелены на увеличение аудитории, а не на продажу того же устройства одному покупателю. Это напрямую влияет на планирование, условия контрактов с поставщиками и логистику, которые для производителей игровых приставок отличаются от таковых у вендоров видеокарт, модулей памяти или, например, ноутбуков.
Рынок ПК-комплектующих устроен по принципу спотов — немедленной покупки готовой партии товара по текущей цене тогда, когда это необходимо. А вот Sony, Microsoft и Nintendo заключают с поставщиками памяти долгосрочные контракты на годы вперед.
Платформодержатели заранее резервируют объемы поставок и фиксируют условия, в том числе себестоимость чипов. Нарушение контрактов грозит поставщикам колоссальными штрафами, которые — пока еще — нивелируют потенциальную выгоду от перенаправления производства на рынок ИИ.
По теме:
Собственные складские запасы и заранее выделенное производство снижают зависимость от скачков цен. Это же — вкупе с унификацией комплектующих под одно устройство — минимизирует и затраты на логистику.
Еще один фактор — частичное субсидирование. На рынке комплектующих для ПК каждый компонент сборки — товар, который напрямую приносит прибыль производителю, его маржинальность обязана быть высокой. Но производители консолей зарабатывают на комиссии от продажи игр и платных подписках внутри собственной экосистемы и могут продавать приставки даже в убыток.
Им выгоднее привлечь широкую аудиторию сравнительно недорогим железом, а потом навязать игрокам платные сервисы, время от времени повышая абонентскую плату. Да, всегда найдутся те, кто играет только в одиночные игры на дисках со вторичного рынка, так что влияние сервисов вроде PS Plus на цену — тема для отдельной дискуссии.
И все же описанные механизмы не дают 100% гарантии доступности консолей на длинном отрезке времени.
Что может пойти не так
Если дефицит памяти затянется настолько, что платформодержатели исчерпают свои запасы, а контракты закончатся, то себестоимость консолей может вырасти до уровня, который не позволит снижать маржинальность, компенсируя ее подписками и отчислениями от продажи игр. Цену придется поднять, а выпуск ограничить, что создаст дефицит и еще больше повысит финальную стоимость для игроков.
Но даже если глобальная рекомендованная цена остается относительно стабильной, на локальных рынках возможны негативные сценарии. В условиях нехватки компонентов производители в первую очередь будут удовлетворять потребности ключевых регионов, обслуживая менее прибыльные по остаточному принципу. Это создаст приоритеты поставок и нивелирует фактор упрощенной логистики, а заодно может повысить отпускные цены для местных дистрибьюторов.
В условиях изобилия компонентов за счет масштабов производства все издержки можно равномерно распределить по всем регионам, куда поставляется консоль. При дефиците придется выбирать, кому продать побольше устройств, а с кого получить прибыль за счет маржинальности одной единицы товара. Как правило, второй вариант выпадает рынкам с и без того низким спросом — там редкие энтузиасты всегда так или иначе находят деньги.
Что дальше?
При базовом предполагаемом сценарии ПК снова превратится в игрушку для элиты, а консоли останутся тем, чем изначально являлись. Воротами в большой гейминг для самых широких масс благодаря предсказуемой цене. Как бы при таком раскладе компьютер не утратил популярность среди крупных издателей — ведь тогда мы вернемся к сегрегации по платформам, как в нулевых.
В другом варианте консоли больше подвержены вспышкам дефицита из-за истощения запасов и усложнения логистики. Тогда рынок в целом будет сжиматься, а разработчикам придется на годы забыть о продвинутой графике и планировать разработку под уже имеющееся у большинства игроков железо. Под производительность Steam Machine, например.
И третий случай — затяжной и глубокий дефицит, при котором пострадает вся потребительская электроника, включая игровые смартфоны и игровые ПК самого начального уровня. Тогда добро пожаловать в ретро, бэклог и облачный гейминг.
В условиях дефицита памяти консоли действительно могут стать выгодной — и основной — игровой платформой и даже повлиять на стратегию разработчиков и издателей. Но только в краткосрочной перспективе. Затяжной кризис повредит всем, по каким бы экономическим правилам ни играли отдельные участники рынка.