Николай Константинович Рерих (1874-1947) – это не просто художник, а многогранная личность, оставившая неизгладимый след в мировой культуре. Его творческое наследие включает около 7000 живописных полотен, которые сегодня хранятся в ведущих галереях мира, и обширный литературный корпус, насчитывающий более тридцати томов. Рерих также известен как инициатор Пакта Рериха, направленного на защиту культурных ценностей, и основатель международных движений «Мир через культуру» и «Знамя Мира».
Его деятельность в России была чрезвычайно плодотворной: он занимался археологическими исследованиями, коллекционированием, успешно выставлял свои картины, участвовал в создании церковного искусства, руководил образовательными и художественными организациями, а также работал в области театральной сценографии. Рерих был страстным защитником русского культурного наследия и активно участвовал в благотворительных проектах.
После переезда в Финляндию в 1916 году и невозможности вернуться в Россию после революции, Рерих продолжил свою деятельность за рубежом. Он организовал и возглавил значимые экспедиции по Центральной Азии и Маньчжурии, расширяя географию своих путешествий. Важным достижением стало основание Института Гималайских исследований «Урусвати» и множества других культурных и образовательных центров в разных странах. Рерих также был активным общественным деятелем, поддерживая связи с различными политическими и экономическими группами.
Его жена, Елена Рерих, и сыновья, Юрий и Святослав, также были вовлечены в его деятельность. С середины XX века по всему миру активно действуют общества и музеи Рериха, а его философское учение «Живая этика» («Агни-йога») продолжает вдохновлять последователей, формируя рериховское движение.
С ранних лет душа Николая Рериха тянулась к миру живописи, тайнам археологии, глубинам истории и бесценному культурному наследию России и Востока. По завершении гимназии Карла Мая в 1893 году, он начал свой путь в двух значимых областях: юридическом факультете Петербургского университета (диплом в 1898 году был посвящен "Правовому положению художников Древней Руси") и Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств. С 1895 года его наставником в живописи стал прославленный Архип Куинджи. В этот период Рерих был окружен выдающимися умами своего времени – Владимиром Стасовым, Ильей Репиным, Николаем Римским-Корсаковым, Дмитрием Григоровичем, Сергеем Дягилевым. Его глубокое понимание русской культуры, выраженное в словах: "В древней и самой Древней Руси много знаков культуры: наша древнейшая литература вовсе не так бедна, как её хотели представить западники", – стало его жизненным ориентиром. Сохранение и приумножение самобытной русской культуры на долгие годы стало его призванием.
С 1892 года Николай Рерих начал самостоятельно заниматься археологическими исследованиями. Еще будучи студентом, он стал членом Русского археологического общества. С 1898 года началось его сотрудничество с Петербургским Археологическим институтом. В этом учреждении с 1898 по 1903 год Рерих преподавал специальный курс под названием «Художественная техника в применении к археологии». Он также выступал в роли организатора и одного из руководителей учебных археологических раскопок, а кроме того, занимался составлением «Археологической карты Петербургской губернии».
Рерих провел множество раскопок на территории Петербургской, Псковской, Новгородской, Тверской, Ярославской и Смоленской губерний. В 1897 году он первым среди археологов обнаружил погребальный комплекс води в Петербургском регионе. В том же 1897 году он создал эскизный рисунок раскопа знаменитого майкопского кургана «Ошад», основываясь на набросках Николая Веселовского.
В 1904 году, совместно с князем Путятиным, Рерих обнаружил несколько неолитических стоянок в районе Валдая, неподалеку от озера Пирос. С 1905 года он начал формировать коллекцию древностей каменного века. Уже в том же году эта коллекция получила высокую оценку на Французском доисторическом конгрессе в Перигё. К 1910 году коллекция насчитывала более 30 тысяч экспонатов из России, Германии, Италии и Франции, и в настоящее время она выставлена в Эрмитаже. Летом 1910 года Рерих вместе с Николаем Макаренко провел первые археологические раскопки в Новгороде. В 1911 году, при активном участии Рериха, была создана Комиссия по регистрации памятников старины в Санкт-Петербургской губернии при Обществе защиты и сохранения в России памятников искусства и старины.
В 1897 году Рерих завершил обучение в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств. Его дипломная работа, картина «Гонец», была приобретена Павлом Третьяковым. Известный критик того времени, Владимир Стасов, высоко отозвался о картине, посоветовав Рериху встретиться с Львом Толстым, чтобы тот "произвел его в художники". Эта встреча с Толстым оказалась судьбоносной для молодого художника. Лев Толстой, обращаясь к Рериху, сравнил жизненный путь с переправой через быструю реку: "Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесёт. Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше — жизнь всё снесёт. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывёт!"
Духовным ориентиром для Николая Рериха стали слова отца Иоанна Кронштадтского, который часто бывал в доме родителей художника. Отец Иоанн напутствовал его: «Не бойся трудностей! Тебе предстоит большая работа на благо Родины».
В своем раннем творчестве Рерих уделял особое внимание историческому жанру. Среди его первых значительных работ – полотна «Утро богатырства Киевского» (1895), «Вечер богатырства Киевского» (1896), «Сходятся старцы» (1898), «Идолы» (1901) и «Строят ладьи» (1903). Эти картины демонстрируют уникальный талант художника и его новаторский подход к искусству. Как отмечал Рихард Рудзитис, уже в этих ранних произведениях прослеживается узнаваемый стиль Рериха: его целостный взгляд на композицию, четкость линий, лаконичность, чистота цвета, музыкальность, выразительность и правдивость. Картины художника основаны на глубоком знании истории, передают атмосферу эпохи и наполнены философским смыслом.
В возрасте 24 лет Рерих стал помощником директора музея при Императорском обществе поощрения художеств, а также занял пост помощника редактора художественного журнала «Искусство и художественная промышленность». Через три года он возглавил должность секретаря Императорского общества поощрения художеств.
В 1899 году, в имении князя Путятина, Рерих познакомился с Еленой Ивановной Шапошниковой. Их венчание состоялось 28 октября 1901 года в церкви при Императорской Академии художеств. Елена Ивановна стала для Николая Рериха не только верной спутницей, но и источником вдохновения. Они прошли жизненный путь рука об руку, взаимно дополняя друг друга в творчестве и духовном развитии. В 1902 году у них родился сын Юрий, будущий известный востоковед, а в 1904 году – Святослав, который впоследствии стал художником и общественным деятелем.
С 1894 по 1902 годы Николай Рерих активно путешествовал по историческим местам России. В 1903-1904 годах, уже вместе с женой, он предпринял масштабное путешествие по стране, посетив более 40 городов, известных своими древними памятниками. Целью этой экспедиции было глубокое изучение истоков русской культуры. Результатом поездки стала обширная серия архитектурных этюдов (около 90 работ), коллекция фотографий древних памятников, часть которой вошла в «Историю русского искусства» Грабаря, а также статьи, в которых Рерих одним из первых обратил внимание на огромную художественную ценность древнерусской иконописи и архитектуры.
После обширных поездок по российским городам, Николай Рерих продолжил свои исследовательские путешествия. В 1904 году он посетил города на Волге, Можайск и Саввино-Сторожевский монастырь. Завершилась эта экспедиция в Талашкино, под Смоленском, в имении Марии Тенишевой. Там, вместе с такими выдающимися деятелями искусства, как Малютин, Врубель, Бенуа, Коровин и Репин, Рерих активно участвовал в проектах, направленных на возрождение древнерусских художественных традиций и народных промыслов. Его сотрудничество с Тенишевой продолжалось до 1917 года, а их дружба продлилась до самой смерти Марии Клавдиевны.
Параллельно, в период с 1912 по 1915 годы, Рерих был вовлечен в еще один значимый проект по возрождению русского искусства – строительство Фёдоровского городка. С 1907 года он сотрудничал с журналом «Старые годы», а с 1910 по 1914 год возглавлял редакционную коллегию многотомного издания «История русского искусства» под общим руководством Грабаря. В 1914 году Рерих также выступил редактором и соавтором крупного издания «Русская икона».
В основе исторической концепции Рериха лежало глубокое понимание взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. Он считал, что прошлое и настоящее должны оцениваться с точки зрения будущего: «…изучая прошлое, мы должны делать это исключительно ради будущего». Его мысль можно выразить так: «Из древних, чудесных камней возведите ступени грядущего».
Художественное творчество Николая Рериха охватывало станковую, монументальную (фрески, мозаика) и театрально-декорационную живопись.
В 1906 году он создал двенадцать эскизов для церкви Покрова Богородицы в имении Голубевых (Пархомовка, Киевская область), а также эскизы мозаик для церкви Святых апостолов Петра и Павла на Шлиссельбургских пороховых заводах (1906) и Троицкого собора Почаевской лавры (1910). Кроме того, он разработал иконостас для церкви Казанской Божией Матери в Перми (1907), изображение святого Георгия для домовой церкви Ю. С. Нечаева-Мальцова (1911), четыре эскиза для росписи часовни Святой Анастасии в Пскове (1913), двенадцать панно для виллы Лившица в Ницце (1914) и эскиз росписи «Святая Ольга» (1915).
В период с 1910 по 1914 годы Рерих занимался оформлением Храма Святого Духа, создав роспись «Царица Небесная» и мозаику «Спас Нерукотворный с предстоящими ангелами». В области монументальной живописи он тесно сотрудничал с архитектором Щусевым. Некоторые мозаики, выполненные по эскизам Рериха мастерской Владимира Фролова, сохранились до наших дней.
Для Дома Бажанова в Санкт-Петербурге художник создал монументальный фриз из девятнадцати полотен, посвященных древнерусским былинам. В 1913-1914 годах Рерих создал два масштабных панно – «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» – для оформления Казанского вокзала в Москве (эти работы не сохранились). С 1909 по 1915 годы он также участвовал в строительстве и оформлении Санкт-Петербургского буддийского храма.
Многогранность таланта Николая Рериха проявилась и в его работе для театра. Он создавал декорации и эскизы для таких постановок, как «Снегурочка», «Пер Гюнт», «Принцесса Мален», «Валькирия» и других. Рерих также был одним из инициаторов создания «Старинного театра» (1907-1908).