Кто такой Эрос.
Эрос (Эрот, Амур) – бог любви, олицетворение любовного влечения и верный спутник и помощник Афродиты, который обеспечивал продолжение жизни на Земле.
Эрос, вселенский бог, объединяющий божественные пары в браке, обычно представлялся как дитя Хаоса и ясного дня, либо как потомок Неба и Земли. Он имел власть как над окружающим миром, так и над моральными принципами людей и богов, контролируя их чувства и желания. В природе он выступал в роли доброжелательного бога весны, способствующего плодородию земли и рождению новой жизни.
Эроса изображали как прекрасного юношу с крыльями, а в более ранние периоды – с цветком и лирой. Позже его атрибутами стали стрелы любви или горящий факел. У Эроса в арсенале два типа стрел. Золотые стрелы наделяют тех, в кого попадают, пылкой любовью и крепкой привязанностью. Другие же стрелы, изготовленные из свинца, имеют прямо противоположное действие: они порождают неприязнь к романтическим чувствам и наполняют души ненавистью.
Эроса также уважали как бога плодородия и продолжения рода, как бога, знакомого с изначальным Хаосом. В мистериях Диониса его называли «протогоном», что означает "перворождённый".
Происхождение.
Гесиод утверждал, что Эрос – одна из четырёх изначальных сил космоса, наравне с Хаосом, Геей и Тартаром, и называл его "прекраснейшим из вечных богов", способным покорить души богов и людей, лишая их рассудка. Алкей считал Эроса сыном Зефира и Ириды, в то время как Сапфо приписывала ему происхождение от Афродиты и Урана. Симонид же утверждал, что его родителями были Арес и Афродита.
Акусилай полагал, что Эрос, Эфир и Метида – дети Эреба и Нюкты, которые, в свою очередь, произошли от Хаоса. Орфическая космогония представляла Эроса рождённым из яйца, снесённого Ночью или созданного Хроносом, и называла его великим даймоном.
Пифагорейцы, вслед за орфиками, верили, что душа каждого человека двупола и содержит в себе мужскую и женскую составляющие, известные как Эрос и Психея. Ферекид утверждал, что Зевс, решив стать демиургом, превратился в Эроса, создав космос из противоположностей и внеся в него гармонию, любовь и единство.
Парменид считал Эроса творением Афродиты, которая, согласно его космогонии, создала его "первым из всех богов". Еврипид называл его сыном Зевса, либо Зевса и Афродиты, а Павсаний - сыном Илифии.
Платон утверждал, что Эрос – сын Пороса (богатства) и Пении (бедности), что обуславливает его двойственную природу и роль посредника между людьми, стремящимися к благу, и богами, снисходящими к людям. Существовала также версия, что он сын Хаоса, а по другой версии – Геи. Отцами Эроса называли также Кроноса, Орфея и других. Эврей же считал его сыном Гефеста и Афродиты.
Согласно рассказу Котты, существовало три Эроса: сын Гермеса и первой Артемиды, сын Гермеса и второй Афродиты, а также сын Ареса и третьей Афродиты, известный как Антэрос. Нонн говорил, что Эрос родился у города Берои.
Эрос и Психея.
Однажды Афродита, обуреваемая ревностью к красоте смертной Психеи, задумала коварный план. Она повелела своему сыну Эросу поразить сердце юной девы золотой стрелой, чтобы та воспылала страстью к самому отвратительному созданию на земле. Эрос, повинуясь воле матери, согласился, но, увидев Психею, сам был пленен её очарованием.
Так Психея стала супругой невидимого Эроса, который навещал её лишь по ночам, скрываясь во тьме. Он запретил ей зажигать свет и видеть его лицо. Психея полюбила своего таинственного мужа, но её сестры, подстрекаемые завистью, убеждали её в том, что она замужем за чудовищем, готовящим ей погибель. Вскоре сомнения закрались в её сердце.
В одну зловещую ночь, поддавшись любопытству и страху, Психея спрятала в спальне лампу и нож. Когда Эрос уснул, она зажгла свет, намереваясь увидеть чудовище, но вместо этого её взору предстал прекрасный юноша.
Пораженная его красотой, она невольно уронила несколько капель горячего масла из лампы на его кожу. Эрос проснулся от боли, увидел нож в её руках и, почувствовав себя преданным, покинул её. В отчаянии Психея отправилась на поиски своего возлюбленного по всему миру.
Эрос вернулся к Афродите, которая исцелила его раны, но обрушила свой гнев на Психею. Подвергнув её жестоким испытаниям, Афродита послала Психею в царство мертвых за шкатулкой с красотой Персефоны, надеясь, что та не переживет опасного путешествия. Однако Психея добралась до цели, но, открыв шкатулку, погрузилась в беспробудный сон, подобный смерти.
Эрос, исцеленный, затосковал по Психее и отправился на её поиски. Обнаружив её, он разбудил её уколом стрелы и полетел к Зевсу просить о помощи. Зевс, умиротворив Афродиту, даровал Психее бессмертие, превратив её в богиню.
Так Душа (Психея) и Любовь (Эрос) стали вечными и неразлучными, символизируя нерушимый союз влюбленных.
От союза Психеи и Эроса появилась на свет дочь, получившая имя Волупия (Идони), что символизирует Наслаждение.
Эрос и Дионис.
В мифологии Эрос играет заметную роль в двух историях, связанных с Дионисом. В первой из них бог любви заставляет юного пастуха по имени Гимнус воспылать страстью к прекрасной наяде Никее. Безответная любовь толкает Гимнуса к отчаянному поступку – он просит Никею лишить его жизни. Она соглашается, однако Эрос, негодуя на Никею за её действия, вдохновляет Диониса на любовь к ней, пронзив его стрелой. Никея отвергает бога вина, и в отместку он отравляет вином источник, из которого она пьет. В состоянии опьянения Никея засыпает, и Дионис пользуется её беспомощностью. После пробуждения она безуспешно пытается найти Диониса, чтобы воздать ему за содеянное.
Во втором мифе Аура, девственная нимфа, состоящая в свите Артемиды, позволяет себе надменное высказывание, утверждая, что превосходит свою госпожу. Она аргументирует это тем, что в отличие от чувственной фигуры Артемиды сохраняет девственную чистоту, косвенно ставя под сомнение девственность богини охоты. Разгневанная Артемида обращается за помощью к Немезиде, богине возмездия, и та поручает Эросу возбудить в Дионисе страсть к Ауpe. Последующий ход событий повторяет историю Никеи: Дионис усыпляет Ауру вином и совершает над ней насилие.
Мифы об Эросе, Афродите и других божествах.
- По воле Афродиты, разгневанной на Родопис и Эвтиникуса за их отречение от любви и брака, Эрос пробудил взаимную страсть в сердцах этих непорочных спутниц Артемиды. В наказание Артемида превратила Родопис в фонтан.
- Другая легенда повествует о состязании Эроса и Афродиты на лугу, где они соревновались в сборе цветов. Эрос, благодаря быстроте своих крыльев, опережал мать, пока нимфа Перистера ("голубка") не передала собранные ею цветы Афродите, обеспечив ей победу. В гневе Эрос превратил Перистеру в птицу, голубку.
- Согласно Порфирию, Фемида, богиня правосудия, сыграла роль в развитии Эроса. Афродита жаловалась Фемиде, что её сын не растет и остается ребенком. Фемида посоветовала Афродите даровать Эросу брата. Так появился Антерос ("противоположность любви"), с присутствием которого Эрос рос, но в его отсутствие вновь уменьшался.
- Однажды, когда Эрос в своем детском облике безуспешно пытался натянуть тетиву лука, Аполлон, сам являвшийся богом-лучником, высмеял его, заявив, что оружие предназначено для старших богов, и хвастался убийством Пифона. Разгневанный Эрос сразил Аполлона стрелой любви, заставив его воспылать страстью к Дафне, девственной лесной нимфе. Дафну же он поразил свинцовой стрелой, вызвав отвращение к Аполлону и его ухаживаниям. В отчаянии Дафна обратилась в дерево, чтобы избежать преследования бога.
- В мифе Овидия о похищении Персефоны, Аид был соблазнён на этот поступок усилиями Афродиты и Эроса. Афродита поручает Эросу вызвать любовь Аида к его племяннице, чтобы их влияние распространилось и на царство мёртвых. Эросу приходится применить стрелу, обладающую наибольшей силой, для смягчения непреклонного сердца Аида.
- Однажды Эрос, испытывая жалость к себе после укуса пчелы, пришел к Афродите, своей матери, и посетовал на маленькую пчелу, уподобив её крылатой змее. Афродита, выслушав его жалобы, решила подшутить над ним и спросила, если укус пчелы вызывает у него такую сильную боль, что же он тогда думает о той боли, которую вызывают у других его собственные стрелы любви.
Культ Эроса
Каждые четыре года в городе Феспии отмечали Эросидии, фестиваль, посвященный Эросу. В рамках этого торжества проводились соревнования по гимнастике и музыке. Эрос, как покровитель любви и товарищества между молодыми людьми, почитался в гимназиях, где его статуи размещали рядом с изображениями Гермеса и Геракла. Спартанцы и критяне обычно приносили жертвы Эросу перед началом сражений. Жертвенный алтарь, посвященный ему, располагался у входа в Академию.
На этом все! Спасибо что дочитали до конца данную статью! Напишите в комментариях было ли вам интересно и про кого бы вы еще хотели узнать. Подписывайтесь на мой дзен и не пропускайте новые статьи!)
#эрос #мифология #древняягреция #мифы #легенды