Предисловие
После поездки в Приэльбрусье летом 2024го твёрдо решил, что на следующий год в обязательном порядке продолжу горные странствия. Иначе вообще не представлялось реальным, слишком это всё было сильнО и сногсшибательно круто.
Предстояло только выбрать куда, благо времени было в запасе навалом. Хотелось поставить свой новый рекорд высоты после трёх с половиной тысяч, думал ну теперь замахнусь-ка я на 4000-4500м, а там посмотрим (наивный мамкин альпинист). И хотелось в новые места, чтоб поменьше людей с подъёмниками, но и чтобы не умереть в каком-нибудь ущелье со сломанной ногой в ожидании помощи, которой неоткуда взяться)
Фоново хотелось опять на север, в Хибины. Но поездка туда была бы в другой плоскости, там не про высоту, а скорее про красоту. И этот поход с палаткой я отложил мысленно на следующие разы. Был и есть конечно в стране ещё необъятный Урал и Алтай, где я не бывал. Там, само собой, лезь не хочу, на Алтае особенно. На Урале самые высокие точки – это гора Народная (1895 метров), гора Манарага (1662 метра), гора Нёр-Ойка (или Неройка) (1645 метров).
Но в какой-то момент на просторах интернета наткнулся на место, о котором не знал, в тех же горах Кавказа. Да и неоткуда было раньше знать, так как не интересовался. Место называлось Безенги (не склоняется, НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ «ИЗ БЕЗЕНГОВ», садись, два, с ударением на последнюю И), и находилось оно относительно немногим дальше непосредственно Приэльбрусья, снёсшего мне крышу в 2024м. Спасибо тем, кто просто выкладывает свои видео о поездках – так мои планы и начались)
Место было прямо вдали от всех популярных инфраструктур, если быть точным – в 80км от Нальчика, и опять в самую горную глубь. Кто-то называет те места малыми Гималаями, ну тут уж кому как нравится. Но неспроста, потому что именно там находятся шесть из восьми кавказских пятитысячников, помимо Эльбруса и Казбека, что делает Безенги самым высокогорным районом Кавказа.
Там была и есть альпинистская спортивно-учебная база, аж с 1959 года, с самым необходимым – магазинчики, комнаты для жилья, столовая, кафе, души. Достаточно аскетично и достаточно экстремально для меня, то что надо, подумал я.
Посмотрев на панорамы с яндекс карты я прибалдел в хорошем смысле слова и окончательно решил, что на 104% точно еду туда. Мысленно, как всегда, уже ехал)))
Дальше базы по карте были только ущелья, ледники и гигантская Безенгийская стена, она же граница с Грузией. Глушь первозданная, гор как пирожков в пирожковой. И с разгорающимся интересом стал изучать карту и смотреть что там может быть по плечу такому начинающему авантюристу вроде меня.
Ожидание и сборы.
Ожидание этой летней поездки снова началось задолго, аж с осени) Узнал, что лучше не спешить с июнем, и ориентироваться на июль. Просто потому, что будет поменьше снега, если лезть сколько-то далеко-высоко, соответственно. Было немного досадно, так как хотелось конечно как можно раньше, но, вспомнив свои полумученические ковыляния по снежным склонам Приэльбрусья, решил прислушаться к голосу логики.
Узнав цены туда на самолёт в летний сезон, икнул, покашлял и понял, что приложение РЖД мне снова в помощь. Ну ради ТАКОГО мне традиционно было не сильно в тягость ехать почти двое суток, глядя на чужие пятки в плацкарте.
Подготовку можно было поделить на три части: откладывание денег, изучение местности (оно же выбор кульминационного маршрута) и мучительный выбор того, что нужно брать с собой, а что не очень нужно.
С первым было «просто»: получил зарплату, отложил. И так до июля.
Со вторым пришлось посоображать, но задумка появилась достаточно быстро. Нашёл список гор Кавказа по высоте, сузил круг до тех, которые там были в пешей досягаемости для меня (как мне казалось сидя дома в тепле на диване с кружкой кофе). Потом оставил те, которые были порядка 4500м, и таким образом остановился на варианте под названием Думалатау (4681м). Спойлер: такой я ивняк-наивняк, не могу, романтик прямоходящий обыкновенный… («В прошлый раз вы помните? Всё приходит с опытом») (с) Каста.
Размышлял примерно так: даже если не получится до вершины, а причины могут оказаться простые, непреодолимые и очевидные, то осилю столько, сколько получится. Желательно не падая при этом в трещины или с обрыва.
С пунктом что с собой брать, а что нет ломал голову чуть не до самого отъезда. Надо было купить для начала нормальную соответствующую обувь, само собой. Палки можно было купить, а можно было и взять напрокат там же по прибытию, чтоб не возить их по две тысячи километров по стране туда-сюда. Палатка была, какой-то туристический минимум уже был, дождевик, горелка итп.. Запомнилась покупка ботинок, наверное некоторые быстрее выбирают какую машину купить.
Открыл для себя такую удобную штуку как складная пластиковая канистра с краником под воду. Показалось очень практичным, сразу прикупил. Кстати оказался подаренный на день рождения флисовый вкладыш для спальника, взял с собой не раздумывая, т.к. спальник у меня был как раз посредственный. Приобрёл наконец БОЛЬШОЙ человечий рюкзак подороже. Большой на 120л) Чтоб не рвались лямки как в Карелии, только отойдя от станции. Чтоб плечам не казалось что в них впиваются острые верёвки. Чтоб с твёрдой спинкой, с фиксатором высоты лямок, красота, не могу, тоже выбирал попристальней чем невесту) Съездил с ним для пробы несколько раз по Ленобласти с палаткой и остался чертовски доволен покупкой.
Ну и как всегда ближе к делу даже не верилось, что отпуск наконец уже наступает, а вместе с ним и день отправления. Тем временем на календаре появилось 1 июля 2025го, и я появился со своими баулами на Московском вокзале города Санкт-Петербурга. Погрузился в свой родной до оскомины плацкарт и морально настроился к пути в 44 часа до Пятигорска.
Поехалииии. Или плацкарт как клеймо)
И всё по новой. Или наоборот, по-старому: небольшие остановки, ожидание этих остановок, чай, кофе, перекусы, книжка, разговорчивый до лёгкой одури сосед, свято уверенный что в СССР всё было куда лучше) Уже относительно знакомые станции после Москвы: Елец, Воронеж, Лиски, Россошь итд…
Относительно знакомые бесконечные поля со всех сторон, изредка появляющаяся мобильная связь на остановках.
Те же что и год назад Минеральные Воды перед самым конечным пунктом, только на этот раз без попадания в пикет за курение у входа на вокзал. Аналогично встал чтобы часок погулять там пока поезд стоит, за пару дней плацкарт конечно становится уже достаточно дОрог. Возможно, даже знакомые бездомные собаки спящие то тут, то там) Таксисты на площади сто процентов те же самые…
И снова Пятигорск, жара, 9 часов утра, на календаре 3 июля. Посидел на лавке, повтыкал немного в телефон, выдыхая после поезда, и небольшая дорога в пару км до автовокзала.
До чего увесистый всё же рюкзак, думал я эти пару километров, хоть и удобный. Вроде бы лишнего ничего особенно не должно быть взято, а добра немеряно… К слову, спереди был ещё второй рюкзак поменьше. Теперь спустя полгода пытаюсь вспомнить, чего же так много было вещей. Ну там одни ботинки конечно занимали места прилично, они не были нужны как минимум до самого прибытия в Безенги. Помню что даже внутрь самих ботинок запихал какую-то мелочёвку, чтоб немного уменьшить объём)
Как и в прошлый раз я здесь задерживаться не собирался, но зато должен был задержаться на обратном пути, что заранее уже радовало. Но пока было не до того и путь лежал в Нальчик (около 80 км), где находился непосредственно офис альплагеря, в который я ехал. Он же офис, он же место прибытия и отправления транспорта до самого лагеря. Не люблю слово трансфер, кажется каким-то безвкусным с оттенком перевозки манекенов для краш тестов.
Автобусы из Пятигорска в Нальчик ходили по много раз в день, этот билет даже не стал покупать заранее, а купил уже тут на автовокзале, на месте. В оставшееся до автобуса время слопал местную шаверму, маршрут пока что повторялся вплоть до бистро и столовой у вокзала)
Приехал автобус, скорее, конечно, маршрутка, и вновь мои баулы ЕЛЕ-ЕЛЕ впихнулись в то, что служило отсеком для багажа к уже лежащим там гладильным доскам, телевизорам, лошадям и металлообрабатывающим станкам. Было похоже, что водитель просто попутно ещё что-то кому-то везёт, а если бы таких как я с рюкзачищами и баулами была ещё пара-тройка человек, то…. Ответ на этот вопрос меня сегодня конечно тревожил чисто из любопытства. К счастью.
Эта часть дороги должна была занять около двух часов, если верить цифрам расписания. Но, собственно, так и получилось, мы летели очень быстро, остановок было немного, как и светофоров.
Но снова мне не было суждено просто спокойно взять и добраться без проволочек. Потому что по пути была граница республики Кабардино-Балкария, на которой теперь, оказывается, проверяли на всякий случай документы у пассажиров. Причём только у мужской части ехавших, и мы выстроились в небольшую очередь на КПП, которая достаточно шустро двигалась, выходя с другой стороны по ходу движения. Когда очередь дошла до меня мне мгновенно не понравилось выражение лица пограничника по ту сторону стекла. Как и то, как задумчиво он нахмурился, глядя на монитор, где отображалось… Было там в общем чему отобразится, к сожалению. Нежелательные куски прошлого, невидимые вот до этого момента. Потом была короткая, к моей радости, беседа с вопросами куда вы и зачем, во время которой я уже успел вообразить, что вот сейчас бесславно может закончиться мой отпуск.
Но не то великий хаос, не то везение, не то подправленная карма, что-то из этого дало мне спокойно сесть и поехать дальше, а то водитель уже вышел уточнять, где там последний недостающий пассажир.
Проехали через реку Баксан, а с ней и поворот в сторону Эльбруса и всего к нему прилегающего. Год назад мне было именно туда, теперь чуть дальше.
Автовокзал автовокзалом, но он находился не в самом городе, а чуть недоезжая, и последние 7 км до нужной улицы Чайковского я добрался уже на такси. Ночевать предстояло в альплагере, но до него ещё нужно было добраться…
На часах было в районе полудня и до заявленного времени отъезда автобуса была ещё куча времени, часа три, если не путаю. Но сначала решил зайти туда и хотя бы сначала скинуть по-возможности тяжёлые вещи. Заодно осмотреться и уже пойти прошвырнуться и коротать время.
Город Нальчик и финишная кривая.
В Нальчике был впервые, видел до этого его только на карте.
- Дата основания:
1724 год
- Население:
245 588 чел. (1 января 2025 г.)
Высадился на нужном перекрёстке и сразу нашёл искомое место по номеру дома и табличке у входа и пошёл спрашивать что к чему. Дядька за компуктером сказал что автобус должен быть вовремя и что вещи можно оставить здесь же, на территории, что я собственно и сделал.
Планов не было, но раз выдалось время просто пошёл гулять, глазеть по сторонам, да перекусить. Незнакомый город, все как всегда заняты чем-то своим, а ты будто инородное тело, которое ходит по улицам, впервые видит все эти названия улиц, никуда не спешит и глазеет)
Выбрал на карте первый попавшийся на глаза сквер и двинул в его сторону, так как было абсолютно непринципиально куда. После огромного Питера дома казались маленькими, никаких высоток, всюду зелень. Достаточно людно.
Сквер оказался «площадью Согласия», аж у здания правительства непосредственно республики Кабардино-Балкария. Посидел у фонтана на солнышке, поснимал немного фото-видео.
Заурчало в животе и пошёл искать что бы слопать, а после зайти в магазин закупиться тем, что не стал попусту тащить из дома сюда. Всякие чай-кофе, шоколадки, каши, энергетики итп. Подозревал что всё это в магазине альплагеря будет стоить подороже чем в обычных продуктовых, как оно потом и оказалось.
В попавшейся по пути небольшой столовой не оказалось, к удивлению, ни одного свободного столика, нашёл другое место, перекусил, купил в магазине плюс-минус всё что хотел и вернулся назад к месту отправления.
Там уже кучковался народ который ждал того же отправления на базу что и я, одна компания приехала только что на автобусе из Мин.Вод., кто как в общем. Все сидели среди кучи здоровых рюкзаков и молчали. Мне показалось это немного странным, какое-то прямо гробовое молчание, будто все едут в последний путь и слова как-то неуместны) Как-то даже неуютно стало, ну да мне с ними вроде не детей растить, а просто в одном автобусе проехать и всё)
К назначенному времени прикатил-таки симпатичный жёлтый ПАЗик, и все шустро выстроились к администратору на проверку имён, фамилий и факта того, что все заранее записались и должны влезть.
Здесь меня ждала некоторая каверза в виде а хватит ли на меня места в автобусе. Список ожидавшихся и список по факту собравшихся не стыковались, и администратор долго и хмуро перечёркивал имена в своём листике, рисовал стрелочки и подписывал новые вводные. Я как-то нерасторопно оказался в конце очереди и, конечно, эта история мне сразу не понравилась, ибо следующий автобус должен был быть похоже не сегодня. Раза три ответив, что я ТОЧНО записывался, что я ТОЧНО Фёдоров, и что записывался на СЕГОДНЯ, я начал, признаться, порядком нервничать и злиться. Как в каком-то детском мультике, где куча зверей не могла сесть на пароход, пока их точно не пересчитают, нас аналогично пересчитали раза 4, после чего, слава Аиду, началась погрузка. Кажется, даже мест хватило на всех тютелька в тютельку.
Вся галёрка автобуса мгновенно превратилась в огромную кучу рюкзаков и тому подобного, все расселись и наконец-то стартанули в последнюю часть вояжа.
По выезду из города начались поля, а потом поля стали опять превращаться в те самые обалденные пейзажи.
На фотографиях совсем не то, это надо наблюдать вживую конечно… Дорога петляла из стороны в сторону, огромные каменные кручи буквально свешивались над головой. Обрывы иногда начинались так близко и такие, мягко говоря, крутые, что внутри становилось немного не по себе. Фантазия услужливо рисовала как громко и неотвратимо наш ПАЗик летит, кувыркаясь, вниз, к чёрту на рога.
Потом были здоровенные луга, бурная река Черек, было много всего, за чем мозг не очень на ходу успевал.
В какой-то момент асфальт перестал существовать и начались последние 20км самых американских горок. На обычной легковушке туда очень не советуют, потому что потому…Поехали медленно, так как быстро тут уже было просто нереально, вцепились в поручни и тряслись до победного) В районе 6 вечера впереди показались домики лагеря и народ радостно загалдел. Часа примерно за 3 добрались, с учётом такого дорожного рок-н-ролла...
Нас высадили прямо на углу здания, в котором была администрация лагеря и началась разгрузочная суета и, соответственно, суета с заселением кого куда.
Погодка стояла мокрая, в воздухе прямо чувствовалась такая водяная взвесь, так было влажно. И самый ближайший прогноз тоже не баловал безоблачным небом, но тут уж что поделать, что досталось – то досталось)
За сим коварно заканчиваю часть первую и иду приступать ко второй))... Продолжение следует)