Найти в Дзене
Галерея на Шаболовке

Зажигая огни: как в Советском Союзе отменили и возродили Новый год

Сейчас нам сложно представить, что 100 лет назад публичное празднование Нового года было официально запрещено. Однако, прежде чем занять законное место в календаре, любимому празднику пришлось пройти немало испытаний.

Фото: ТАСС
Фото: ТАСС

В первые десятилетия XX века Новый год то запрещали, то возвращали. Это было связано с частой сменой статуса Германии, подарившей нам целый ряд традиций Нового года и Рождества: от пышно наряженных сладостями ёлок до светских мероприятий. С приходом к власти большевиков, запрет на празднование отменили – в Германии тоже свершилась революция, и теперь обе страны шли одной дорогой. Однако Новый год и Рождество всё равно воспринимались многими большевиками как «пережиток досоветского прошлого».

А слыхали ль вы о знаменитых ленинских ёлках в Сокольниках?

В 1919 году лично Владимир Ильич Ленин устраивал новогодние гуляния, описание которых можно найти в рассказе Александра Кононова «Ёлка в Сокольниках».

У праздника был интересный социальный контекст. Новогоднюю ёлку дети видели впервые, ведь до революции для русских крестьян Новый год с наряженной игрушками ёлкой был «барской забавой» и «иноземным новшеством».

Праздник был полон сюрпризов: в комнату вваливалось нечто, похожее на слона. Каково же было удивление детей, когда оказывалось, что под чехлом от рояля скрывался Владимир Ильич! После товарищ Ленин аккомпанировал детям на рояле и играл с ними в кошки-мышки.

Казалось бы, положение праздника стабилизируется, но уже в 1920 году красные власти совсем запрещают Новый год, объявив этот любимый детьми и взрослыми праздник исключительно «буржуйским» и религиозным. Тем не менее, отмечать его совсем не перестали – уже без ёлок и светских вечеров, люди праздновали в кругу семьи, в спокойной и почти скрытной обстановке, с традиционными поздравлениями и подарками, особенно для детей. Плотно занавешивались окна, чтобы дежурные не смогли выследить теплые семейные посиделки.

Празднование Нового года в середине 1920-х годов превратилось в строго регламентированное заседание с докладами, направленное на отказ от религиозности. Но даже в таком серьёзном формате находилось место для концертных номеров, игр и танцев. В большинстве документов того периода это мероприятие именуется «Красной ёлкой». 1 января остается рабочим днём.

Образ празднования Нового года в стране постоянно менялся. Казалось, в обществе не было единого понимания, какое значение должен нести этот праздник со своими традициями. Считать ли его пережитком прошлого или, напротив, важной традицией, способной объединить людей в новую историческую эпоху? Эти споры привели к тому, что на восемь лет новогодние торжества оказались под запретом.

Ситуация изменилась только в 1935 году после публикации в газете «Правда», где предлагалось организовать для детей праздничные новогодние ёлки. Это положило начало возрождению традиции. Запускается процесс производства советских ёлочных игрушек, украшений и подарков, а также массовое производство шампанского.

В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах – везде должна быть детская елка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне нового года елку для своих ребятишек.

Из письма секретаря Киевского обкома ВКп(б) П.П. Постышева в редакцию газеты «Правда».

«Сделайте для карнавала», Ю. Бугельский. Пособие по изготовлению карнавальных масок и костюмов своими руками.
«Сделайте для карнавала», Ю. Бугельский. Пособие по изготовлению карнавальных масок и костюмов своими руками.

Организация ёлок сразу превратилась в науку: в 1937 году, по результатам двух годов проб и ошибок, вышел сборник «Ёлка» со статьями, отвечающими на все мыслимые и немыслимые вопросы. Сценарии, песни, стихи, ноты, костюмы, игрушки, инструкции для проводящих, техника безопасности и многое-многое другое было строго регламентировано и четко прописано. Никакой двусмысленности, ведь праздники проводились для детей всех возрастов в разных учреждениях.

А.А. Кокорекин, Новогодняя открытка
А.А. Кокорекин, Новогодняя открытка

Вот, например, стандарты героев и их костюмов:

У Деда Мороза – белая длинная борода и усы, посох/жезл, красный кушак, красно или сине-белый костюм (в соответствии со стандартом 1937 года), у Снегурочки – коса, кокошник или шапочка, белый или сине-белый костюм; персонажи-помощники — звери из сказок о животных и персонажи из репертуара советских книжек для детей (Буратино, Чук и Гек, Незнайка, Тимур и др.).

Советские методисты потратили немало времени и сил, чтобы именно эти герои стали символами приходящего года. На месте Деда Мороза вполне могли оказаться Леший, Петрушка или даже Снеговик.

Был создан целый новогодний мир со своими характерными чертами: поэтическая речь в «ответственные» моменты, игра со светом и темнотой — зажжение цветных огоньков, знаменующее приход Нового года, в конце концов, Дед Мороз с мешком, все тайны которого разбалтывала Снегурочка. Проводящие стремились к тому, чтобы новогоднее представление переживалось участниками как мистическое действие, как ритуал, в котором нет деления на зрителей и действующих лиц: каждый — участник происходящего.

1937 год. Новогодняя елка на Манежной площади, Москва. Снимок старого отпечатка сделан на выставке «Московские истории. XX век. часть I. 1900-1960-е годы»
1937 год. Новогодняя елка на Манежной площади, Москва. Снимок старого отпечатка сделан на выставке «Московские истории. XX век. часть I. 1900-1960-е годы»

В том же 1937 г. из числа парашютистов агитэскадрилий стали формироваться отряды Дедов Морозов, чтобы забросить новогодние подарки в самые недоступные уголки страны. Дети делают игрушки и вешают их на праздничную елку. И подарки (как правило - сладкие) тоже снимаются с елки. Кстати, уже в 1938 году упаковке долгожданных подарочных наборов с конфетами уделяется особое внимание: уже тогда они могли приобретать форму ёлочек, дедов морозов, снеговичков и прочего, на что только хватало фантазии дизайнеров. Устраиваются небольшие кукольные или теневые спектакли. Но главное – детям дается ощущение свободы, их деятельность направляется, но ненавязчиво. Бодрая самодеятельность чередуется с отдыхом – рассказами, угощениями, выступлениями – именно таким должно было бы основное содержание праздника.

Из всех этих элементов состояла Всесоюзная новогодняя елка проводившаяся ежегодно с января 1937 г. в Москве, в здании Колонного зала Дома Союзов. Именно она получает титул главной ёлки страны, на которой творятся настоящие чудеса.

Елки стали национальной программой. Вера в Деда Мороза стала священной и неоспоримой. Советской власти действительно удалось воспитать не одно поколение верящих в чудо детей. С каждым годом эта вера детей и даже взрослых крепла и укоренялась. В конце декабря 1947 г. первый новогодний день был объявлен праздничным нерабочим днем.

Многое изменилось с тех пор. Развились технологии, кажется, удивить нас может только что-то сложное и прежде невиданное. Но стоит нам 31 декабря оказаться рядом с теми, кого мы любим и с замиранием сердца отсчитать бой курантов – ощущение волшебства находит дом в наших сердцах и мы снова радуемся простым вещам.

Автор: Софья Гак

27 и 28 декабря в 16:30 приглашаем на семейный новогодний праздник «Ёлка зажигает огни на Шаболовке»!

На мероприятии будет воссоздана новогодняя атмосфера советского периода. Участники смогут совершить путешествие во времени и познакомиться с традициями встречи Нового года начала прошлого века.

Подробнее

СССР
2461 интересуется