Всем добрый вечер!
У нас он не особо морозный, но к минус десяти будет. Зима же.
Мы сегодня с Аней дома. Она пока не может ходить даже на маленькие прогулки из-за ноги: болит сустав и хорошо, что в квартире мы все-такие уже удобно для нее все сделали. Еще бы в деревне как-то тоже организовать ей всё с бытовыми удобствами, то было бы хорошо. Но там уже такой ветхий домик наш стал, что не знаю как там дальше у неё будет.
Мы же все послевоенные мамины и папины дети почти ровесники: плюс-минус два-четыре года. Я-то тоже не такая уже цветущая и вёрткая тетя в последнее время становлюсь. В общем, это о грустном.
А о занимательном - это название помидоров КЕРЖАК! Я прямо развеселилась в магазине на ПАРТИЗАНСКОЙ, когда их увидела.
Вот прямо спасибо маркетологам за название. Наверное они, маркетологи, сами-то тоже из кержаков-староверов. Короче, кланяюсь я вам, ребята-маркетологи. Правильно делаете, что напоминаете людям про наше не такое уж далекое и не простое прошлое. Вот и я буду сегодня между фото из магазина для садоводов о кержаках немного писать.
И вообще-то кержаки - это сегодня воспринимается все еще вроде как особая, но совсем не четко фиксированная группа/группы русского народа. Ну, и в нашем понимании, в моём, по-крайней мере, это старообрядцы, бежавшие от религиозных преследований за Урал, в Сибирь, на Восток. Да и само их название -кержаки- происходит от реки Керженец в Нижегородской области.
Сегодня эти старообрядческие места там, в Нижегородской области, по праву возрождают и по большей части как туристические места. А в те далекие времена гонения на веру в XVII-XVIII веках именно там располагались многочисленные старообрядческие скиты кержаков.
После разрешенного царем и новой церковной властью погрома Керженских скитов в 1720-х годах староверы массово переселились в Пермскую губернию. А вот уже оттуда кержаки позднее и расселились по всей Сибири - до Алтая, Минусинска, Забайкалья и Дальнего Востока.
Сегодня уже сложно отследить откуда именно из Нижегородчины переселились сначала на Урал, а потом на Алтай именно наши предки Иунихины/Лобановы. Но вот то, что их перевозили, как знающих мастеров, уже с уральских заводов демидовские приказчики, это мы уже сделали. В ревизских сказках по Колывано-Воскресенским заводам на Алтае эти мастеровые -Лобановы-Иунихины- уже указаны.
Ни для кого не секрет, что и мы, можно сказать "выращенные в безбожии", и многие наши ровесники - потомки кержаков, уже давно считают себя просто обычными русскими людьми, но уже явно гордятся (я вот даже и горжусь что предки смогли донести до нас многие ценностные социальные архетипы) тем, что их предки несли через огромные лишения свою веру в идеалы справедливой жизни и ее иерархию.
И, кстати, именно в последние лет примерно 35 и "открылась" вот такая откровенная и открытая гордость в принадлежности к староверческим корням, и это все более и более явно сегодня прослеживается. А ведь даже в переписных карточках 1917 года наши прадеды были указаны как "старожил и великоросс"). Даже вот это определение ВЕЛИКОРОСС уже тогда как бы указывало на принадлежность наших предков к отдельной социальной группе, тогда как все остальные указывались в переписи 1917 года как просто "русский".
Ну, а вот после кульбитов революции и последующей коллективизации и репрессий в советское время и позже слово "кержак" вообще стало в некоторых регионах нарицательным (с отрицательной семантикой), обозначая трудолюбивого, но скуповатого и с особыми "заморочками в ведении хозяйства и особенно быта" человека.
Кержаки же "не могли так уж запросто" в силу своих убеждений делиться утварью, инструментами, жилищами и проч. с живущими неподалеку от них (как бы не совсем чистыми, по их убежденим) соседями и те их просто обзывали - "Жадный, как кержак".
Так вот о кержаках и староверов еще немного.
Я могу на конкретном примере нашего Чарышского района чуточку рассказать. Там у нас явно были выражены крестьянские староверческие деревни и казачьи поселки и станица -Чарышская. И, вплоть до революции, особых раздоров между казаками и крестьянами там не было. Ну, потому что у нас там же еще и горы, а значит, особые условия бытования-выживания-взаимопомощи. И в казаки-то тоже из староверов люди шли. А откуда было в те времена брать народ в служивые? Не из-за границы же выписывать, как это делают сегодня с огромными боевыми группами типа Вагнер, или корейскими бойцами.
Тогда все было более разумно. Кержаки и их потомки, даже если и вера у них была не такой уж крепкой, а с послаблениями, имели большие и крепкие семьи и казаки предпочитали брать себе в жены кержачек. И это даже поощрялось, потому что это были воспитанные в духовной, физической и моральной чистоте девушки.
А вот уже сразу после революции большевики стали целенаправленно стирать память о многих "неправильных русских" - казаках, старообрядцах, поморах. А уж изучение культуры этих огромных, кстати, групп населения было у нас в стране долгое время фактически запрещено.
Это сегодня к ним, к этим разнообразным исследованиям и к памяти о предках-староверах, старообрядцах, кержаках, обратились "изо всех сил", особенно в плане патриотической работы и в вопросах выживания с особо трудных условиях.
Ну, и про то, как среди работящих кержаков-староверов было впоследствии в Сибири и на Алтае много купцов - особая история. По крайней мере Столыпинская реформа и большое переселение людей из Центральной России в Сибирь и на Восток еще больше укрепило государственную и проревизованную церковную власть и она проникла и в довольно закрытые ранее поселения кержаков-староверов. И не всегда положительно. Ну и после революции отъезд в Сибирь и на Восток и за рубеж староверов только продолжился.
Тут уже началось фактическое бегство этих групп людей от революционного раскулачивания. И снова люди по вере и по родству объединялись, строили на новом месте мельницы, нанимали работников - и снова подвергались репрессиям. И было это совсем вроде как недавно...
Так что все это сегодня особенно интересно нам, потомкам тех самых староверов=старообрядцев=кержаков. И внешность их интересна, и одежда, и жилища, пусть какими-то фрагментами, какими-то чертами, но интересна. И их дворы, обнесённые крепким забором, и их постройки для скота, и их системы хранения инвентаря.
Но особенно интересна их бережливость и системы их семейного воспитания и почтительного отношения к труду. Именно это позволяло нашим предкам (староверам и казакам в Чарыше) когда-то избежать не раз в своей жизни в горах полной нищеты.
И никуда у нас не делась генетическая память о наших предках. Она и сегодня в нашем трудолюбии, стойкости и вере. Об истинной вере, конечно, мы говорим сегодня уже иначе, но это уже слишком сложный разговор...
Всем желаю удачи и разных, разных, разных радостей.
Р. S. Уважаемые читатели наших семейных историй. Если вам нравится наша семейно-садовая сага и наши поиски семейных корней, просим вас подписаться.
С уважением, авторы канала «Дом, сад, телескоп»
Спасибо за ваш визит! 👍
Мы ценим вашу поддержку нашего канала💖 и благодарны всем, кто ставит этот значок 👍.