Найти в Дзене
Староблогер

Протопоп Аввакум: за что сожгли самого несгибаемого человека Руси

В земляной тюрьме, в страшных муках, рождалась первая русская автобиография, а её автор готовился к казни, которую сам назовет «очистительным огнём». «До нас положено — лежи оно так во веки веков!» — эти слова, брошенные в лицо патриарху и царю, определили судьбу протопопа Аввакума и раскололи русскую историю надвое. Он стал символом верности, стойкости и невероятной силы духа. Его сожгли как еретика, а сегодня ему ставят памятники, а его литературный гений изучают в университетах. Кем же был этот человек, чей личный протест перерос в движение, изменившее судьбы миллионов? Аввакум Петров родился в 1620 году в простой семье сельского священника в Нижегородских землях. Его отец рано умер, и мальчика воспитывала мать — «великая постница и молитвенница», заложившая в нём основы глубокой, бескомпромиссной веры. Его путь мог бы быть обычным для «поповича»: женитьба на односельчанке Анастасии Марковне, рукоположение в священники, служба в приходе. Но уже в первом своём селе Лопатищи Аввакум
Оглавление
Сожжение протопопа Аввакума. Худ. Пётр Мясоедов
Сожжение протопопа Аввакума. Худ. Пётр Мясоедов

В земляной тюрьме, в страшных муках, рождалась первая русская автобиография, а её автор готовился к казни, которую сам назовет «очистительным огнём».

«До нас положено — лежи оно так во веки веков!» — эти слова, брошенные в лицо патриарху и царю, определили судьбу протопопа Аввакума и раскололи русскую историю надвое. Он стал символом верности, стойкости и невероятной силы духа.

Его сожгли как еретика, а сегодня ему ставят памятники, а его литературный гений изучают в университетах. Кем же был этот человек, чей личный протест перерос в движение, изменившее судьбы миллионов?

Путь от сельского священника до пустозерского узника

Протопоп Аввакум. Худ. Т.Быкова
Протопоп Аввакум. Худ. Т.Быкова

Аввакум Петров родился в 1620 году в простой семье сельского священника в Нижегородских землях. Его отец рано умер, и мальчика воспитывала мать — «великая постница и молитвенница», заложившая в нём основы глубокой, бескомпромиссной веры.

Его путь мог бы быть обычным для «поповича»: женитьба на односельчанке Анастасии Марковне, рукоположение в священники, служба в приходе. Но уже в первом своём селе Лопатищи Аввакум проявил свой неукротимый характер. Он боролся с пьянством, изгонял скоморохов с медведями, ломал их бубны, вводил строгое единогласное пение — и наживал себе первых врагов.

Памятник работы скульптора В. Клыкова старообрядческому священномученику протопопу Аввакуму
Памятник работы скульптора В. Клыкова старообрядческому священномученику протопопу Аввакуму

К 1652 году, уже будучи протопопом в Юрьевце Поволжском, он вошёл в кружок «ревнителей древлего благочестия». Эти люди, среди которых был и будущий патриарх Никон, хотели исправить нравы и упорядочить богослужение. Раскол наступил, когда Никон, став патриархом, начал реформы по греческим образцам.

Патриарх Никон. Худ. Ф.Г. Солнцев
Патриарх Никон. Худ. Ф.Г. Солнцев

Для Аввакума это было предательством исконной русской веры. Он первым выступил с «огнепальной ревностью», заявив: «До нас положено, лежи оно так во веки!». Его челобитная царю Алексею Михайловичу стала вызовом.

Протопоп Аввакум в Сибири. Худ. Е.Д. Мальцев
Протопоп Аввакум в Сибири. Худ. Е.Д. Мальцев

За это в 1653 году началась его 15-летняя голгофа: первая ссылка в Сибирь с женой и малолетними детьми. Он прошёл через нечеловеческие испытания: голод, побои, плавание по бурным рекам на утлых дощаниках, произвол воеводы Пашкова, которого он смело обличал.

Аввакум в Даурии. Худ. С.Д. Милорадович, 1898 г.
Аввакум в Даурии. Худ. С.Д. Милорадович, 1898 г.

В 1664 году он ненадолго вернулся в Москву. Его уговаривали, сулили почёт и богатство, но он остался непреклонен: «Не стоит село без праведника, а град без свята!». Новые ссылки, Собор 1666 года, лишение сана и окончательный приговор — заточение в земляной тюрьме Пустозерска.

15 лет, с 1667 по 1682 год, он провёл в «месте тундряном, студёном и безлесном», в яме, но не сломался. Именно там, лишённый всего, он создал своё главное литературное наследие.

Протопоп Аввакум. Худ. С. Киселев
Протопоп Аввакум. Худ. С. Киселев

14 апреля 1682 года его сожгли в срубе «за великие на царский дом хулы». Легенда гласит, что он до последнего проповедовал из пламени, подняв руку с двуперстным крестным знамением.

Литературный гений в земляной тюрьме

Пустозерская ссылка, уничтожившая его физически, стала расцветом его литературного гения. Лишённый возможности говорить, он обратился к слову письменному.

За 15 лет он написал более 90 сочинений — посланий, челобитных, богословских бесед. Но вершиной всего стало «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».

Автограф «Жития» протопопа Аввакума
Автограф «Жития» протопопа Аввакума

Это был настоящий литературный взрыв. Впервые в русской литературе человек сделал центром повествования самого себя, свой внутренний мир, свои страдания и свою веру. Он писал живым, образным, почти разговорным языком, который был понятен любому крестьянину:

  • «Простого ради человека послушайте, Бога ради… Аще и неучен словом, но разумом…»
  • Описывая страдания жены в ссылке, он передаёт их коротким диалогом. Она спрашивает: «Долго ли муки сея, протопоп, будет?» Он отвечает: «Марковна, до самыя смерти!» Она же, вздохнув: «Добро, Петрович, ино еще побредем».

Это не сухая агиография, а исповедь-откровение, полная боли, иронии, гнева и любви. Его язык — это слияние высокой церковной книжности и сочной народной речи. Современные исследователи на Аввакумовских чтениях в Перми отмечают, что его творчество — призыв «не засорять родной язык», беречь его силу и чистоту.

Предлагаю вам послушать мой подкаст СТАРОБЛОГЕР и подписаться на канал в ТГ , здесь о старообрядцах, о вере и моём личном пути

Сложный человек: отец, муж и борец

За фасадом несгибаемого «огнепального» борца скрывался человек удивительной душевной сложности и теплоты. Его человеческие качества сделали его символом, близким и понятным простым людям.

  1. Преданный семьянин. Его отношения с женой Анастасией Марковной — это история невероятной верности и взаимной поддержки. Она, «верная помощница ко спасению», делила с ним все ужасы ссылок, рожала в телеге, голодала и укрепляла его дух. Именно она, когда он пал духом, сказала: «Дерзай проповедати слово Божие… а о нас не тужи». В его сочинениях она стала, по сути, первым глубоко прописанным женским образом в русской литературе.
  2. Любящий и снисходительный отец. Жестокий к инакомыслию врагов, он был полон любви и прощения к своим детям. Когда его сыновья, не выдержав гонений, на время отреклись от веры, он не проклял их, а писал: «Не гнушайся братией… Един Бог без греха… а человечество немощно, падает яко глина, и восстает, яко ангел».
  3. Противоречивый мыслитель. Его часто представляют врагом просвещения из-за критики «внешней мудрости» — философии Аристотеля или Платона. Однако его критика была направлена не на знание как таковое, а на слепое заимствование чужой культуры в ущерб своей. Сам он был чрезвычайно начитан, обладал феноменальной памятью и в пустозерской яме цитировал по памяти десятки источников. Он выступал за глубокое, осмысленное знание, основанное на вере, против поверхностного «интеллектуального модничанья».

Бескомпромиссное наследие: почему Аввакум важен сегодня?

Памятник протопопу Аввакуму в г. Боровске. Худ. Олег Молчанов
Памятник протопопу Аввакуму в г. Боровске. Худ. Олег Молчанов

Протопоп Аввакум давно перестал быть фигурой только религиозной истории. Его образ живёт в культуре, общественной мысли и национальном самосознании.

  • Символ стойкости и верности принципам. В эпоху компромиссов его фигура служит напоминанием о цене, которую иногда приходится платить за убеждения. Его девизом, я думаю, могла бы стать его же фраза: «Не стоит село без праведника».
  • Литературный первооткрыватель. С него начинается традиция исповедальной, личностной прозы в России. Его «Житие» стоит у истоков той линии, которая ведёт к Достоевскому и Толстому.
  • Объединяющая фигура для старообрядчества. Сегодня, спустя столетия, его наследие активно возрождается. В его честь освящаются храмы (например, в Ивделе), регулярно проходят научно-практические «Аввакумовские чтения», где учёные, священники и миряне обсуждают актуальность его идей. В 2022 году на Рогожском в Москве был открыт бронзовый памятник Аввакуму, а его имя носит Православный старообрядческий гуманитарный институт.

Он стал мостом между средневековой Русью и Россией Нового времени. В его личности и судьбе сошлось всё: беззаветная вера и литературный новаторский гений, фанатичная непреклонность и глубокая человечность, трагедия раскола и рождение новой культурной традиции.

«Люблю свой русский природный язык, — писал Аввакум, — витийствовать не умею, но язык свой знаю». Он не просто знал его. Он вдохнул в этот язык такую страсть и такую жизнь, что они три с половиной века спустя обжигают читателя.

Икона XIII века
Икона XIII века

Он проиграл в борьбе с государственной машиной, но выиграл в битве за память и смыслы. Его огонь, поглотивший тело, разжёг другой — неугасимый огонь в истории русской веры, слова и духа.
Подписывайтесь:
ТГ канал "Староблогер", аудиоподкаст, группу в Max.