В земляной тюрьме, в страшных муках, рождалась первая русская автобиография, а её автор готовился к казни, которую сам назовет «очистительным огнём».
«До нас положено — лежи оно так во веки веков!» — эти слова, брошенные в лицо патриарху и царю, определили судьбу протопопа Аввакума и раскололи русскую историю надвое. Он стал символом верности, стойкости и невероятной силы духа.
Его сожгли как еретика, а сегодня ему ставят памятники, а его литературный гений изучают в университетах. Кем же был этот человек, чей личный протест перерос в движение, изменившее судьбы миллионов?
Путь от сельского священника до пустозерского узника
Аввакум Петров родился в 1620 году в простой семье сельского священника в Нижегородских землях. Его отец рано умер, и мальчика воспитывала мать — «великая постница и молитвенница», заложившая в нём основы глубокой, бескомпромиссной веры.
Его путь мог бы быть обычным для «поповича»: женитьба на односельчанке Анастасии Марковне, рукоположение в священники, служба в приходе. Но уже в первом своём селе Лопатищи Аввакум проявил свой неукротимый характер. Он боролся с пьянством, изгонял скоморохов с медведями, ломал их бубны, вводил строгое единогласное пение — и наживал себе первых врагов.
К 1652 году, уже будучи протопопом в Юрьевце Поволжском, он вошёл в кружок «ревнителей древлего благочестия». Эти люди, среди которых был и будущий патриарх Никон, хотели исправить нравы и упорядочить богослужение. Раскол наступил, когда Никон, став патриархом, начал реформы по греческим образцам.
Для Аввакума это было предательством исконной русской веры. Он первым выступил с «огнепальной ревностью», заявив: «До нас положено, лежи оно так во веки!». Его челобитная царю Алексею Михайловичу стала вызовом.
За это в 1653 году началась его 15-летняя голгофа: первая ссылка в Сибирь с женой и малолетними детьми. Он прошёл через нечеловеческие испытания: голод, побои, плавание по бурным рекам на утлых дощаниках, произвол воеводы Пашкова, которого он смело обличал.
В 1664 году он ненадолго вернулся в Москву. Его уговаривали, сулили почёт и богатство, но он остался непреклонен: «Не стоит село без праведника, а град без свята!». Новые ссылки, Собор 1666 года, лишение сана и окончательный приговор — заточение в земляной тюрьме Пустозерска.
15 лет, с 1667 по 1682 год, он провёл в «месте тундряном, студёном и безлесном», в яме, но не сломался. Именно там, лишённый всего, он создал своё главное литературное наследие.
14 апреля 1682 года его сожгли в срубе «за великие на царский дом хулы». Легенда гласит, что он до последнего проповедовал из пламени, подняв руку с двуперстным крестным знамением.
Литературный гений в земляной тюрьме
Пустозерская ссылка, уничтожившая его физически, стала расцветом его литературного гения. Лишённый возможности говорить, он обратился к слову письменному.
За 15 лет он написал более 90 сочинений — посланий, челобитных, богословских бесед. Но вершиной всего стало «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».
Это был настоящий литературный взрыв. Впервые в русской литературе человек сделал центром повествования самого себя, свой внутренний мир, свои страдания и свою веру. Он писал живым, образным, почти разговорным языком, который был понятен любому крестьянину:
- «Простого ради человека послушайте, Бога ради… Аще и неучен словом, но разумом…»
- Описывая страдания жены в ссылке, он передаёт их коротким диалогом. Она спрашивает: «Долго ли муки сея, протопоп, будет?» Он отвечает: «Марковна, до самыя смерти!» Она же, вздохнув: «Добро, Петрович, ино еще побредем».
Это не сухая агиография, а исповедь-откровение, полная боли, иронии, гнева и любви. Его язык — это слияние высокой церковной книжности и сочной народной речи. Современные исследователи на Аввакумовских чтениях в Перми отмечают, что его творчество — призыв «не засорять родной язык», беречь его силу и чистоту.
Предлагаю вам послушать мой подкаст СТАРОБЛОГЕР и подписаться на канал в ТГ , здесь о старообрядцах, о вере и моём личном пути
Сложный человек: отец, муж и борец
За фасадом несгибаемого «огнепального» борца скрывался человек удивительной душевной сложности и теплоты. Его человеческие качества сделали его символом, близким и понятным простым людям.
- Преданный семьянин. Его отношения с женой Анастасией Марковной — это история невероятной верности и взаимной поддержки. Она, «верная помощница ко спасению», делила с ним все ужасы ссылок, рожала в телеге, голодала и укрепляла его дух. Именно она, когда он пал духом, сказала: «Дерзай проповедати слово Божие… а о нас не тужи». В его сочинениях она стала, по сути, первым глубоко прописанным женским образом в русской литературе.
- Любящий и снисходительный отец. Жестокий к инакомыслию врагов, он был полон любви и прощения к своим детям. Когда его сыновья, не выдержав гонений, на время отреклись от веры, он не проклял их, а писал: «Не гнушайся братией… Един Бог без греха… а человечество немощно, падает яко глина, и восстает, яко ангел».
- Противоречивый мыслитель. Его часто представляют врагом просвещения из-за критики «внешней мудрости» — философии Аристотеля или Платона. Однако его критика была направлена не на знание как таковое, а на слепое заимствование чужой культуры в ущерб своей. Сам он был чрезвычайно начитан, обладал феноменальной памятью и в пустозерской яме цитировал по памяти десятки источников. Он выступал за глубокое, осмысленное знание, основанное на вере, против поверхностного «интеллектуального модничанья».
Бескомпромиссное наследие: почему Аввакум важен сегодня?
Протопоп Аввакум давно перестал быть фигурой только религиозной истории. Его образ живёт в культуре, общественной мысли и национальном самосознании.
- Символ стойкости и верности принципам. В эпоху компромиссов его фигура служит напоминанием о цене, которую иногда приходится платить за убеждения. Его девизом, я думаю, могла бы стать его же фраза: «Не стоит село без праведника».
- Литературный первооткрыватель. С него начинается традиция исповедальной, личностной прозы в России. Его «Житие» стоит у истоков той линии, которая ведёт к Достоевскому и Толстому.
- Объединяющая фигура для старообрядчества. Сегодня, спустя столетия, его наследие активно возрождается. В его честь освящаются храмы (например, в Ивделе), регулярно проходят научно-практические «Аввакумовские чтения», где учёные, священники и миряне обсуждают актуальность его идей. В 2022 году на Рогожском в Москве был открыт бронзовый памятник Аввакуму, а его имя носит Православный старообрядческий гуманитарный институт.
Он стал мостом между средневековой Русью и Россией Нового времени. В его личности и судьбе сошлось всё: беззаветная вера и литературный новаторский гений, фанатичная непреклонность и глубокая человечность, трагедия раскола и рождение новой культурной традиции.
«Люблю свой русский природный язык, — писал Аввакум, — витийствовать не умею, но язык свой знаю». Он не просто знал его. Он вдохнул в этот язык такую страсть и такую жизнь, что они три с половиной века спустя обжигают читателя.
Он проиграл в борьбе с государственной машиной, но выиграл в битве за память и смыслы. Его огонь, поглотивший тело, разжёг другой — неугасимый огонь в истории русской веры, слова и духа.
Подписывайтесь: ТГ канал "Староблогер", аудиоподкаст, группу в Max.