Найти в Дзене
Дедушка Максима

Валерий Золотухин - портрет актера.

ДВАДЦАТЬ лет назад мы впервые увидели артиста Валерия Золотухина в фильме «Пакет» (по рассказу Л. Пан­телеева). Потом в «Бумбараше» (по Гайдару), затем в ро­лях милиционера Сережкина в «Хозяине тайги», шофера в «Единственной», Моцарта в пушкинской трагедии... Из по­следних фильмов—Дима Громцев («Человек с аккордео­ном»»), Костя Мухин («Средь бела дня»). Если присмотреться к его ролям, то удивляют разнообра­зие и многогранность таланта. Есть и острый, забавный ри­сунок, и реалистическая мане­ра второй половины XIX века, и лубок, и гротеск 20-х го­дов — вплоть до акварельных красок последних лет. И все же в большинстве ро­лей просматривается некое об­щее начало. Известно, что судь­ба актера—в руках режиссера, ибо за ним право выбора. Од­нако создается впечатление, что сам актер выбирал эти ро­ли в соответствии со своим характером, взглядами на жизнь и даже жизненным
опы­том. У Золотухина почти все герои положительные. Те по­ложительные, что не с плака­та, не напоказ, не «правиль­ные»»,
Оглавление
23 августа 1986
23 августа 1986

Tалант преодоления.

  • К портрету актера
-2

ДВАДЦАТЬ лет назад мы впервые увидели артиста Валерия Золотухина в фильме «Пакет» (по рассказу Л. Пан­телеева). Потом в «Бумбараше» (по Гайдару), затем в ро­лях милиционера Сережкина в «Хозяине тайги», шофера в «Единственной», Моцарта в пушкинской трагедии... Из по­следних фильмов—Дима Громцев («Человек с аккордео­ном»»), Костя Мухин («Средь бела дня»).

Если присмотреться к его ролям, то удивляют разнообра­зие и многогранность таланта. Есть и острый, забавный ри­сунок, и реалистическая мане­ра второй половины XIX века, и лубок, и гротеск 20-х го­дов — вплоть до акварельных красок последних лет. И все же в большинстве ро­лей просматривается некое об­щее начало. Известно, что судь­ба актера—в руках режиссера, ибо за ним право выбора. Од­нако создается впечатление, что сам актер выбирал эти ро­ли в соответствии со своим характером, взглядами на жизнь и даже жизненным
опы­том. У Золотухина почти все герои положительные. Те по­ложительные, что не с плака­та, не напоказ, не «правиль­ные»», а из жизни, мечты, ве­ры, любви и надежды.

Есть еще одно и, быть мо­жет, главное качество, которое роднит героев Золотухина,— их народность. Известно: есть народность, а есть и псевдона­родность, которая прячется за лаптями, прялками, картина­ми, изображающими веники да косы. Истинная же цародность духовна. Герои Золотухина следуют исконным нашим идеалам, представлениям, причем не в прямом лобовом плане, а в этакой русской манере, «на особинку». Помните Иванушку-дурачка? Он и прост, да умен, он и рад, да со слезой, он неудачлив, да в конце на­гражден судьбой.

В век всеядной эстрадности в хоре голосов голос Золоту­хина не спутаешь ни с чьим. И поет он не «благостные», «гладенькие»» песни, а выби­рает неспокойные, драматические из русских песен и вкла­дывает в них страсть и боль сердечную. На шукшин­ском празднике он пел «Младсокола», про черного ворона и. злого сокола, про их битву. А как звучит «Не одна во по­ле дороженька...» в фильме по рассказам Тургенева, как поет Яшка Турок — Золотухин! Или песня «Шумел, горел пожар московский»» в телепередаче «Бородино», особенно в кон­це, когда показывают пустые мундиры и артист без слов ве­дет мелодию. Или в «Анне Снегиной» С. Есенина, или в своих авторских концертах! Сколько самозабвения, заду­шевности в чтеце, авторе и певце — актере Золотухине.

Иногда думаешь о ценно­стях человеческой жизни. Что в ней ценно? Может быть, покой, теплый уголок? Удиви­тельно, но эти любители теп­лых уголков менее счастли­вы, чем те, кто отдает, тра­тит, расходует себя беспощад­но, ибо чём больше отдаешь — тем больше получаешь, пото­му что все компенсируется удовлетворением от сделанно­го, а оно-то и есть — счастье. Жизненный путь артиста нелегок, даже тернист. Из-за ко­стного туберкулеза школьные науки Золотухин проходил, лежа на больничной койке. Однако упорство его привело постепенно не только к осу­ществлению заложенных при­родой способностей, мечты, но к тому, что способности, та­лант свой он развил, углубил, сделал разносторонним (поет, играет, читает стихи, пишет рассказы-воспоминания). Всю жизнь в одном театре — Теат­ре на Таганке. Верен своим режиссерам, товарищам по сцене. С В. Высоцким вместе работал над фильмами «Ин­тервенция», «Как царь Петр арапа женил», в «Единствен­ной», в «Хозяине тайги». В рассказе «Лемешев» пи­сатель Золотухин (его смело можно назвать так не потому, что вышли две его книги, а по­тому, что у него есть свой стиль, язык, свое видение ми­ра) пишет об искусстве: «От­ветственность, требователь­ность старых мастеров к себе, к своему делу поразительна. Того же полного сгорания, пол­ной отдачи самого себя свое­му искусству онй требуют и от других и по-другому не мыс­лят существования человека в искусстве. Во всякой малой или большой работе для каж­дого свои трудности, своя под­водная часть айсберга, кото­рую необходимо обнаружить и обойти так, чтоб тебя слушали, смотрели не только сегодня, «не один раз», но хотя бы и завтра».

Вот так и он работает над повышением своего мастерст­ва, над ролями. Тяжелый и радостный труд, и неустан­ный. Тут неизбежны перегруз­ки, стрессы. Как их снимать, эти стрессы? Как переклю­чаться?

— В повести «Пушки при­везли» писатель Юрий Вязем­ский рассказывает об актере, который снимает стрессы силь­ным душем в лицо, мягким по­лотенцем и слушанием музы­ки в наушники... Мне это не подходит. Что? Сосредото­ченность. Записная книжка, точная запись всего, что пла­нируется на завтра, послезавт­ра и на... месяц... Потом машина. Раньше в такси, теперь в машине расслабляешься... Ну и, конечно, книга, хорошая книга—лучшее лекарство, осо­бенно если в ней рассказано с болью, со страстью о нашей жизни...

Продолжаем разговор с Ва­лерием Сергеевичем.

— Вам в жизни, кажется, пришлось много раз, из-за бо­лезней, встречаться с медсест­рами, врачами. Что вы скаже­те о них?

— Скажу, что если бы не они, то теперь бы я тут с ва­ми не разговаривал. В1942 го­ду к нам на Алтай привезли сотни больных детей. Санато­рий в Чемале детский. Труд­но и теперь об этом вспоми­нать. Что за удивительные лю­ди были ленинградские врачи! В каких условиях жили —до­ма и даже бараки превращали в лечебные корпуса, а един­ственным транспортным сред­ством был бык... До сих пор помню моего лечащего врача Антонину Яковлевну Сайкову, мою ежечасную надежду на выписку. Маленькая, тонень­кая, в белоснежном халатике, на каблучках цокает к нам в любую стужу и жару. Ей два­дцать два года. Одна лечила, а потом приехали еще два спе­циалиста... Весь санаторий жил одной дружной семьей.

— Мне кажется, что в последних ваших ролях это за­ложенное с детства милосердие, добро особенно ярко ста­ли проявляться. Возьмите Ди­му Громцева или Костю Му­хина...

— Может быть, не знаю, со стороны виднее, говорят. Од­нако, как мне кажется, в че­ловеке живет вечная тоска по прощению. Он должен знать, что может быть лучше. Чело­век часто бывает виновен в чем-то, пусть даже в мелочах. И очень важно знать, что у те­бя есть товарищ, друг или про­сто знакомый, перед которым ты можешь раскрыться и бу­дешь прощен. В каком-то смы­сле и искусство может быть таким «существом», которое помогает освободиться от скверны, научить добру, про­щению, укрепить ненависть к злу... Думаю, что Дима Громцев такой.

— А Костя Мухин? Он и мухи не обидит, а вот, поди ж ты, защищая честь жены, сы­на, друзей, убил хулигана.

— Да, эта роль — одна из моих любимых, там, кажется, удалось выразить что-то соб­ственное, глубокое;— немного­словно и сдержанно отвечает артист (он вообще таков.)

Многие, вероятно, читали рассказ писателя Золотухина о том, как он поступал в теат­ральное училище. И в памя­ти остался этакий бесшабаш­но-нагловатый паренек. Такой автопортрет создал артист, портрет с большой долей самоиронии. Да, усмешка, ирония в собственный адрес — одна из особенностей Золотухина. Но усмешка эта для того, чтобы скрыть внутреннюю ранимость, чувствительность, даже болез­ненную реакцию на всяческие каверзы. Он болеет и за то­варищей, за справедливость, за общее дело. В равнодушии его никак не упрекнешь. Отсутствие равнодушия к нашим заботам — это и есть патриотизм, гражданствен­ность. Гражданственность чув­ствуется чуть пе в каждой ро­ли, в песне, в рассказах. Золотухин откровенен и прям до предела. Среди последних работ ак­тера — капитан Копейкин из гоголевских «Мертвых душ», экранизацию которых осуще­ствил на телевидении Михаил Швейцер, и главная роль в «Мизантропе».. Мольера, по­ставленном в Театре на Таган­ке Анатолием Эфросом. На мой взгляд, это несомненные удачи, о которых можно, надо писать много и подробно...

...Хочется закончить очерк строками о призвании из его книги «Печаль и смех моих крылечек» (крылечки — это и детство, это и сцена — так Зо­лотухин сближает высокое в нашей жизни и бытовое):

«Молодой человек, я поста­раюсь объяснить вам,. сколь трудна и ответственна наша профессия, как много молодых людей стремится приоб­рести ее, и удастся многим, но сколь велико потом число не­счастных, разочарованных, жизнь растративших зря, по­тому что внешний блеск, ми­шура, призрак скорой славы сбивают многих с толку, а не в славе, криках «браво» и прочей «бижутерии» смысл на­шей профессии. А в чем же ее смысл, этой профессии? В том, чтобы мы смотрели и задавали потом во­просы, волновались, печали­лись, радовались и не просто веселились, а радовались, пре­одолевая печаль и боль...»

А. АЛЕКСЕЕВА.

О ЧЕМ ПИСАЛИ СОВЕТСКИЕ ГАЗЕТЫ