Найти в Дзене
Historia

Мистерии и моралите

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новую статью. В средневековой Англии спектакли были частью религиозных празднеств: Рождества, Сретения, Пасхи, Дня Всех Святых и др. Особое место среди них занимал праздник Тела Господня, учрежденный в начале XIV века папой Климентом V. В Англии было множество постановок «Пьес Тела Господня», в которых разыгрывались основные эпизоды Священной истории: от падения Люцифера до Страшного суда. Этот жанр средневекового искусства получил название мистерия от латинского «ministerium» («служба», «занятие»), однако в самой Англии эти представления чаще называли «pageant». Английское «pageant» обозначало специальную двухэтажную повозку, верхняя площадка которой служила сценой, а нижняя – помещением для труппы. Типичный цикл мистерии состоял из отдельных эпизодов – «пэджентов». Зрители смотрели эпизод за эпизодом, пока все театральные повозки проходили перед собравшимися. Самый крупный цикл английской мистерии – Йоркский цикл – состоял из 48 пэджентов. Ка

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новую статью.

В средневековой Англии спектакли были частью религиозных празднеств: Рождества, Сретения, Пасхи, Дня Всех Святых и др. Особое место среди них занимал праздник Тела Господня, учрежденный в начале XIV века папой Климентом V. В Англии было множество постановок «Пьес Тела Господня», в которых разыгрывались основные эпизоды Священной истории: от падения Люцифера до Страшного суда. Этот жанр средневекового искусства получил название мистерия от латинского «ministerium» («служба», «занятие»), однако в самой Англии эти представления чаще называли «pageant». Английское «pageant» обозначало специальную двухэтажную повозку, верхняя площадка которой служила сценой, а нижняя – помещением для труппы.

Типичный цикл мистерии состоял из отдельных эпизодов – «пэджентов». Зрители смотрели эпизод за эпизодом, пока все театральные повозки проходили перед собравшимися. Самый крупный цикл английской мистерии – Йоркский цикл – состоял из 48 пэджентов. Каждую повозку по традиции готовил определеный ремесленный цех или гильдия. Например, эпизод построения Ноева ковчега обычно ставили корабельные плотники; «Ной и потоп» играли моряки и рыбаки; «Поклонение волхвов» отдавали золотых дел мастерам; «Тайную вечерю» – пекарям. Поэтому ежегодное представление было еще и своеобразным состязанием цехов.

Исполнение мистерии в Ковентри, Англия, в XV веке, гравюра Дэвида Ги. Источник: Wikimedia Commons
Исполнение мистерии в Ковентри, Англия, в XV веке, гравюра Дэвида Ги. Источник: Wikimedia Commons

Наряду с мистериями в средневековой Англии большой популярностью пользовались миракли – «пьесы о святых» или «пьесы о внезапном обращении». В отличие от мистерий они не складывались в циклы. Героями мираклей были популярные библейские персонажи: святой Николай, Иоанн Креститель, Богородица, апостол Павел, Мария Магдалина и т.п.

Другим популярным видом спектаклей были моралите – представления, в которых действующими лицами были не люди, а отвлеченные понятия: Истина, Добро, Коварство и т. п. В английских текстах XV–XVI вв. моралите упоминаются как moral interludes или moral plays. Эти аллегорические представления наставляли зрителей в духе христианской этики, призывали к умеренности и покаянию.

Моралите – более короткое, нежели мистерия, религиозное представление. Если в более ранних средневековых представлениях главными героями были такие аллегорические персонажи, как Правда, Благочестие, Богатство, Бедность, Смерть, Порок, то позднее, в эпоху Возрождения, появились новые герои. Например, существовало несколько пьес, где изображался брачный союз между Умом и Наукой.

В моралите Давида Линдсея «Забавная сатира о трех сословиях» (1540 г.) содержалась критика католической церкви, отражающая дух Реформации Генриха VIII (1491-1547). В этом произведении Короля Человечность соблазняет Беспутство, которое пытается доказать ему на примере монахов, что распущенная жизнь не является греховной. Лесть, одетая монахом, соглашается с Беспутством. В это время Истина, которая появляется с английским текстом Евангелия в руках, обвиняется в ереси. Подобное положение вещей не устраивает граждан; для разрешения проблемы собирается парламент трех сословий: дворянства, духовенства и горожан.

Перед второй частью представления разыгрывалась интерлюдия. В ней нищий Паупер рассказывал, как притеснения церковных и светских властей, а также непосильные налоги довели его до крайней бедности. Последнее, что у него оставалось, тут же выманивает продавец индульгенций. Во второй части появлялись сословия. Их сопровождали «недруги». Так, духовенство вели Жадность и Чувственность, дворянство – Притеснения, а городское сословие – Надувательство. Моралите заканчивалось тем, что духовенство за противодействие реформе лишилось некоторых своих функций, которые передали ученым богословам, а пороки отправляются на виселицу.

“Сатира о трех сословиях” – одно из самых популярных моралите, созданных в поддержку церковной реформы. Однако, несмотря на то, что пьеса защищала интересы короля, в ней заметна критика существующего положения вещей и критика власти церковных иерархов и лордов.

Изображение сцены из пьесы Шекспира «Ричард III». Источник: Wikimedia Commons
Изображение сцены из пьесы Шекспира «Ричард III». Источник: Wikimedia Commons

Смелая сатира в пьесах не осталась без внимания правителей. Так, королева Елизавета I (1533-1603) в 1559 году запретила ставить пьесы на английском языке, в которых затрагиваются вопросы религии или государственного управления. До этого пьесы XIV-XV вв. писались и исполнялись только на английском языке, что делало их понятными для широких слоев горожан и простого народа. Указ Елизаветы сузил рамки для постановщиков моралите, и этот вид театральной деятельности начал терять свою популярность. Тяжелый удар прежней актерской вольнице нанес и закон о бродяжничестве, принятый в 1572 году; он распространялся и на актеров. Теперь труппам приходилось искать себе знатных покровителей, поэтому количество трупп уменьшилось, а центром театральной жизни постепенно стал Лондон. Таким образом, в эпоху Ренессанса на смену средневековым любительским спектаклям пришел профессиональный театр, не связанный с религиозными праздниками.

Источники:

Иванов Д. А. Из истории английского театра //Иностранная литература. – 2014. – №. 5. – С. 30-47.

Кертман Л. Е. География, история и культура Англии. Высшая школа, 1979.

Богодаpoвa Н. А. Театр мистерии и город в Англии в XIV — первой половине XVвв. : [Электронный ресурс]. URL: http://annales.info/evrope/england/misterii.htm

История английской литературы. Том I. Выпуск первый. [Электронный ресурс]. URL: http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/istoriya-anglijskoj-literatury/index.htm