ОКВЭД — не просто набор цифр, а обязательный классификатор для всех юридических лиц и ИП. По нему можно понять, чем занимается предприятие. От выбора ОКВЭД зависит уровень господдержки и возможность получать налоговые льготы.
Что такое ОКВЭД простыми словами
С этой аббревиатурой придётся столкнуться каждому, кто собирается открыть своё дело. Но если один раз разберётесь, вопросов больше не возникнет.
Расшифровка аббревиатуры и назначение
ОКВЭД — Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. Это справочник, где за каждым видом деятельности закреплён уникальный цифровой код. Их очень много: ОКВЭД 2025 года насчитывает более 2 000 кодов, и список продолжает расти.
Классификатор состоит из разделов с перечислением видов деятельности. Каждому виду присвоено буквенное обозначение от A до U. Вид дробится на классы, группы и подгруппы, которые тоже имеют собственные порядковые номера и краткую расшифровку.
Структура кода: от двух до шести цифр
Каждый код ОКВЭД выглядит как комбинация двух-шести цифр. Структура такая:
- XX — указание на класс;
- XX.X — подкласс;
- XX.XX — группа;
- XX.XX.X — подгруппа;
- XX.XX.XX — вид.
Для примера — расшифровка ОКВЭД кода 13.20.12. Если разбирать его структуру, получим:
- 13 — класс — производство текстильных изделий;
- 13.2 — подкласс — производство текстильных тканей;
- 13.20 — группа — производство текстильных тканей (наименования подкласса и группы в данном случае совпадают);
- 13.20.1 — подгруппа — производство тканей (без специальных тканей) из натуральных волокон, кроме хлопка;
- 13.20.12 — вид деятельности — производство шерстяных тканей.
Кто обязан выбирать коды ОКВЭД
Выбор ОКВЭД обязателен до открытия бизнеса по закону. Коды указываются в заявлении при регистрации нового юридического лица или ИП. Правда, писать все цифры необязательно, можно ограничиться четырьмя (меньше нельзя), без указания подгруппы, чтобы существенно не ограничивать сферу деятельности бизнеса.
Поясним на примере. Михаил собирается открыть мастерскую по изготовлению кухонных гарнитуров. При постановке на учёт он может указать ОКВЭД с подгруппой 31.02.2 «Изготовление кухонной мебели по индивидуальному заказу населения». Но в таком случае он не сможет делать мебель для реализации в торговых точках или через интернет-площадки объявлений. Предпринимателю лучше взять общую группировку 31.02 «Производство кухонной мебели».
Для чего нужны коды ОКВЭД
Благодаря коду ОКВЭД можно расшифровать, на чём специализируется бизнес. Давайте разберём, зачем нужна такая информация.
Учёт и анализ бизнеса государством
По ОКВЭД сотрудники ФНС проверяют, занимаются ли компании и предприниматели тем типом деятельности, который выбрали при регистрации, ведь от этого зависят платежи по налогам. К примеру, если ИП отметил, что занимается дизайном сайтов, но выставляет счета за услуги по грузоперевозкам, налоговая служба заподозрит, что предприниматель занимается незаконной деятельностью, и может начать в отношении него проверку.
Использование в отчётности и документах
Коды ОКВЭД Росстат использует для сбора статистики, чтобы знать количество компаний и предпринимателей и то, в каких отраслях экономики они работают. А контрагенты и партнёры изучают данные, указанные при регистрации, чтобы убедиться, что фирма, с которой предстоит заключить договор, надёжная и ничего не скрывает.
Влияние на налоговые режимы
В некоторых случаях выбранные коды ОКВЭД прямо влияют на налоговые обязательства организации или индивидуального предпринимателя. К примеру, пользоваться УСН (упрощённой системой налогообложения) не могут компании, чья деятельность квалифицируется как производство ювелирных украшений (32.1), оказание банковских услуг (коды класса 64) или страховых услуг (класс 65), казино (код 92.11). Государство разграничивает, какие виды деятельности для каких налоговых режимов подойдут.
Как выбрать ОКВЭД для ИП и ООО
Предприниматель вправе выбрать основной и дополнительные коды ОКВЭД: основной — это та деятельность, которая принесёт больше денег. Дополнительные — те, чем ещё планирует заниматься компания (ИП).
Коды для основного вида деятельности и дополнительных выбирают по одной схеме.
Пошаговая инструкция подбора кодов
- Проанализируйте классы выбранного раздела и найдите те, которые наиболее точно характеризуют бизнес.
- Изучите расшифровку подклассов и групп. Узнайте, требуется ли для выбранного вида деятельности специальное разрешение или лицензия, есть ли какие-то ограничения и какой налоговый режим подходит.
Принцип «от общего к частному»
Сначала выбираете общее направление деятельности и конкретный раздел. Потом уточняете подкласс и группу. Если есть необходимость, можно «копнуть» глубже и дойти до подгруппы и вида деятельности.
Иногда сложно понять, какому коду ОКВЭД соответствует сфера деятельности. В случае сомнений лучше обратиться за консультацией к юристу.
Примеры выбора кодов для разных сфер
Представим, что организация собирается открыть компьютерный клуб. Руководитель переходит в раздел R «Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений». Далее он выбирает:
- класс 93 «Деятельность в области спорта, отдыха и развлечений»;
- подкласс 93.2 «Деятельность в области отдыха и развлечений»;
- группу 93.29, которая включает деятельность компьютерных клубов. Именно этот четырёхзначный код ОКВЭД для ООО и нужно указать при регистрации.
Другой пример — ИП хочет заниматься ремонтом автомобилей. В классификаторе для этого вида деятельности в разделе G есть класс 45 «Торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт». Группа 45.20 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств» как раз подходит в качестве ОКВЭД для ИП. Этого четырёхзначного кода достаточно, поскольку он включает все подгруппы и виды деятельности, то есть предприниматель сможет одновременно предоставлять услуги по:
- техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей и лёгких грузовых автотранспортных средств (45.20.1);
- техническому обслуживанию и ремонту прочих автотранспортных средств (45.20.2);
- мойке автотранспортных средств, полированию и предоставлению аналогичных услуг (45.20.3);
- технической помощи на дорогах и транспортированию неисправных автотранспортных средств к месту их ремонта или стоянки (45.20.4);
- по зарядке аккумуляторных батарей транспортных средств с электродвигателями (45.20.5).
Количество кодов ОКВЭД
Сколько кодов выбрать в начале деятельности, законодательство не уточняет. В заявлениях на регистрацию ИП и юрлица оставлено 57 полей для указания кодов, но листов может быть несколько, а значит, количество кодов формально неограниченно.
Основной и дополнительные коды
Хотя предприниматель может указать любое количество кодов, основным будет тот, который приносит максимальную выручку (более 60–70%). Но если компания или ИП укажут один код, а выручку и обороты будет приносить другой, налоговики автоматически будут считать основным ОКВЭД тот, который даёт прибыль.
Что касается дополнительных ОКВЭД, то они помогают расширять сферу деятельности, но не противоречат основному направлению. К примеру, ИП открывает ателье по пошиву одежды. Основной ОКВЭД — 14.12.2 «Пошив производственной одежды по индивидуальному заказу населения». Дополнительно ИП планирует оказывать услуги по ремонту одежды. В этом случае нужно вписать ещё код 95.29 «Ремонт прочих предметов личного потребления и бытовых товаров». Будет естественно, если владелец ателье дополнит список ОКВЭД производством одежды из кожи или спецодежды. Но нелогично и подозрительно добавлять коды для изготовления кухонной мебели или строительства зданий.
Рекомендуемое количество кодов
Нет чёткого требования, сколько должно быть кодов ОКВЭД, а рекомендации экспертов разнятся. Но большинство склоняется к тому, что основной код — всегда один, дополнительных — не больше 20. На практике компании и предприниматели выбирают от пяти до семи ОКВЭД.
Риски при указании слишком многих кодов
Длинный список ОКВЭД может привести к нежелательным последствиям. Какие-то коды деятельности требуют наличия лицензий, а какие-то — уплаты увеличенного тарифа страховых взносов на травматизм. Не стоит указывать коды «про запас», если не собираетесь заниматься этим бизнесом.
Кроме того, слишком большое число ОКВЭД точно привлечёт внимание налоговой. А банки могут заблокировать поступление средств на счёт, если компания, которая, условно, занимается дополнительным образованием, получает деньги по договору поставки продуктов питания.
Возникнут трудности и у партнёров: им будет сложно определить, чем на самом деле занимается ваша компания.
На что влияет ОКВЭД
ОКВЭД — это инструмент, которым надо умело воспользоваться, поскольку коды влияют на разные аспекты бизнеса.
Выбор системы налогообложения
На общей системе налогообложения (ОСНО) можно работать с любыми ОКВЭД, но и налогов нужно платить больше. Бывает, что для компании или предпринимателя выгоднее перейти на льготный режим, но и тут есть условия, связанные с видом деятельности.
К примеру, льготные режимы налогообложения, где сдают меньше отчётов и платят налоги по сниженным ставкам, подходят только для определённых кодов ОКВЭД. Так, единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) разрешено применять тем, кто выбрал коды из раздела А («Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство»), а также производителям вина, игристых вин и виноградного сусла из собственного урожая (код ОКВЭД 11.02).
Аналогичные ограничения по видам деятельности введены налоговым законодательством для каждого специального налогового режима.
Размер страховых взносов за травматизм
С 1 сентября 2025 года Соцфонд самостоятельно устанавливает основной и дополнительные коды вида деятельности для определения тарифа страховых взносов на травматизм. Данные поставляет ФНС и Росстат. Чем более травмоопасной считается деятельность, тем выше тариф взносов. Минимальный тариф 0,2% у следующих видов деятельности:
- производство табачных изделий (12.00);
- забор, очистка и распределение воды (36.00);
- деятельность агентов по оптовой торговле текстильными изделиями, одеждой, обувью, изделиями из кожи и меха (46.16);
- прочие.
Максимально возможный тариф 8,5% установлен компаниям угольной промышленности (ОКВЭД 05.10, 05.20) и добывающей металлургии (07.29).
Получение государственной поддержки
Правильно подобранные ОКВЭД помогают получить налоговые льготы. Один из примеров — выплаты компаниям из отраслей, пострадавших от коронавируса. Или налоговые каникулы для ИП, которые работают в производстве, науке, социальной сфере (предпринимателей освобождают от уплаты налогов в первые два года работы).
Конкретный список кодов ОКВЭД, когда применяется нулевая ставка, утверждает регион. К примеру, в Ленинградской области льготы введены для ИП с кодами из раздела С — классы 10 и 11, за исключением групп:
- 11.01 «Перегонка, очистка и смешивание спиртов»;
- 11.02 «Производство вина из винограда»;
- 11.03 «Производство сидра и прочих плодовых вин»;
- 11.04 «Производство прочих недистиллированных напитков из сброженных материалов»;
- 11.05 «Производство пива».
Региональные налоговые льготы
Помимо федеральных, в регионах есть собственные льготы. В Ленобласти юрлица и ИП платят налог в размере 1%, если выбрали, например, коды 13.10.1 «Прядение хлопчатобумажных волокон», 23.41 «Производство хозяйственных и декоративных керамических изделий» или 32.40 «Производство игр и игрушек». Для бизнеса с ОКВЭД 01.19.2 «Цветоводство», 85.11 «Образование дошкольное» или 01.45.2 «Производство сырого овечьего и козьего молока» налоговая ставка 3%.
Готовые подборки кодов ОКВЭД
Подготовили несколько наборов кодов — наши примеры помогут вам найти наиболее подходящий вариант для себя.
Коды для интернет-торговли
- 47.91 «Розничная торговля через интернет или почту»;
- 47.91.1 «Торговля по почте»;
- 47.91.2 «Торговля через сайты»;
- 47.91.3 «Торговля розничная через Интернет-аукционы»;
- 47.91.4 «Торговля розничная, осуществляемая непосредственно при помощи телевидения, радио, телефона».
Коды для маркетплейсов
Дополнительно к перечню выше для маркетплейсов можно использовать коды:
- 47.99 «Торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков»;
- 52.10 «Деятельность по складированию и хранению»;
- 53.20.31 «Деятельность по курьерской доставке различными видами транспорта»;
- 62.09 «Прочая деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий»;
- 82.92 «Деятельность по упаковыванию товаров».
Коды для производства мебели
- 31.01 «Производство мебели для офисов и предприятий торговли»;
- 31.02 «Производство кухонной мебели»;
- 31.02.1 «Производство кухонной мебели, кроме изготовленной по индивидуальному заказу населения»;
- 31.02.2 «Изготовление кухонной мебели по индивидуальному заказу населения»;
- 31.09 «Производство прочей мебели»;
- 31.09.1 «Производство прочей мебели, кроме изготовленной по индивидуальному заказу населения»;
- 31.09.2 «Изготовление прочей мебели и отдельных мебельных деталей, не включённых в другие группировки по индивидуальному заказу населения».
Коды для сферы услуг
В зависимости от конкретной деятельности ИП и юрлица могут указать при регистрации следующие коды:
- 33.11 «Ремонт металлоизделий»;
- 33.12 «Ремонт машин и оборудования»;
- 96.02 «Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты»;
- 96.04 «Деятельность физкультурно-оздоровительная»;
- 96.09 «Предоставление прочих персональных услуг, не включённых в другие группировки».
Изменение кодов ОКВЭД
Дополнение списка или изменение ОКВЭД возможно путём подачи заявления в налоговую инспекцию. Но у ИП и организаций процедура пересмотра кодов несколько отличается.
Процедура для индивидуальных предпринимателей
Чтобы изменить список ОКВЭД, ИП подаёт в налоговую инспекцию форму Р24001, в которой указывает новые коды, а те, которыми больше не пользуется, — исключает. Заявление ИП направляет по почте, через электронные сервисы ФНС или лично.
Процедура для организаций (ООО)
В тех ООО, где виды деятельности прописаны в уставе, для их пересмотра сначала проводится собрание участников. По итогам собрания оформляют протокол и вносят изменения в устав. На основании одобренных поправок в налоговую инспекцию направляют заявление по форме Р13014, где прописывают новые коды.
Если в уставе нет ограничений по видам деятельности, руководство подаёт заявление без предварительных согласований.
Сроки внесения изменений
Об исключении кодов или добавлении новых необходимо сообщить в налоговый орган в течение семи рабочих дней со дня принятия такого решения.
Частые ошибки и проблемы
На протяжении всей статьи мы упоминали о возможных проблемах и ошибках при выборе и использовании ОКВЭД. Выделим основные ещё раз.
Несоответствие кодов реальной деятельности
Открывая бизнес, выбирайте те коды, которые помогут осуществлять предпринимательскую деятельность. Лучше совсем немного, чем огромный список лишних. Позже добавить один-два кода — это несложно и бесплатно. И запомните: без актуальных ОКВЭД в ЕГРЮЛ (Едином государственном реестре юридических лиц) и ЕГРИП (Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей) работать нельзя, подобная деятельность считается ведением бизнеса без регистрации.
Помимо этого, возникают проблемы с получением денег по договорам, а некоторые сделки даже срываются: контрагенты не понимают, насколько надёжная ваша компания.
Запрещённые виды деятельности для ИП
ИП приходится выбирать коды с некоторыми ограничениями. К примеру, индивидуальный предприниматель не сможет оказывать страховые и банковские услуги, так как они требуют получения лицензии, которую выдают исключительно юридическим лицам. Под частичным запретом и туристская деятельность (79.11), поскольку туроператором может быть только организация.
Если у ИП имеется судимость, ему запрещено осуществлять образовательную деятельность, работать с несовершеннолетними.
Отсутствие лицензируемых кодов
Законом введён перечень видов деятельности, для осуществления которых обязательно получить лицензию. Их коды тоже содержатся в ОКВЭД, но для ИП такие сферы недоступны. К примеру, индивидуальный предприниматель не сможет получить лицензию на производство и продажу лекарственных средств (21.20, 47.43) или космическую деятельность (30.30, 33.16), на оказание страховых (класс 65) и банковских (класс 64) услуг.
Штрафы за нарушения
Есть несколько оснований для привлечения бизнеса к ответственности за некорректную работу с кодами ОКВЭД.
Наказание за работу без кодов ОКВЭД
Если компания или ИП оказывает услуги в области бухучёта, проводит финансовый аудит и предоставляет налоговые консультации, но ни в основном, ни в дополнительных кодах не указан набор цифр 69.20, налоговики признают это ведением бизнеса без регистрации. Штраф за ОКВЭД, о котором не знает ФНС, — от пяти до десяти тысяч рублей.
Штрафы за несвоевременное изменение кодов
Если бизнес решил сменить вид деятельности, но не уведомил об этом налоговиков в течение семи рабочих дней, штраф — 5 000 руб.
Ответственность за неверные коды
Налоговики не смогут оштрафовать, если при регистрации указаны некорректные коды: допущена ошибка, вписано меньше четырёх цифр. Но они откажут в регистрации бизнеса или льготном налоговом режиме.
Вопросы и ответы
Отличие ОКВЭД от ОКВЭД-2
ОКВЭД и ОКВЭД-2 — это разные редакции одного и того же справочника. При регистрации бизнеса или внесении изменений в список используемых ОКВЭД необходимо пользоваться ОКВЭД-2. Следите, чтобы это была актуальная редакция, со всеми поправками, поскольку власти продолжают дорабатывать классификатор.
Что делать, если нет подходящего кода
Если вы изучили справочник, но не нашли подходящего кода, указывайте в заявлении максимально приближенный. К примеру, для обучения танцам нет специального ОКВЭД, но можно указать код 93.13 «Деятельность фитнес-центров» или 85.41.2 «Образование в области культуры». Совсем не указывать код нельзя: такое заявление налоговики не примут.
Нужно ли подтверждать основные коды
Подтверждать вид деятельности не надо. Сведения отчётного типа (для статистики и тарифа взносов на травматизм) госорганы определяют самостоятельно. А задача ИП и юрлиц — следить, чтобы в государственных реестрах все данные были актуальными.
Заключение
Правильный выбор кодов ОКВЭД при регистрации бизнеса позволяет избежать штрафов и проблем с налоговыми органами, открывает доступ к льготным налоговым режимам и государственной поддержке.
Находить новых клиентов — не менее важная задача, чем соблюдение всех нормативных кодов, и гораздо более сложная. Делимся лайфхаком: любые рекламные активности будут приносить лучший результат, если адресовать сообщение сразу той аудитории, которой оно может быть наиболее интересно. Например, через платформу МТС Маркетолог удобно формировать сегменты для различных рассылок с помощью технологий Big Data и запускать кампании любого масштаба.
Жмите на ссылку, чтобы перейти в МТС Маркетолог
Подписывайтесь на наш канал. Делимся полезными решениями для малого и среднего бизнеса, помогаем разобраться, рассказываем про тренды.