Найти в Дзене
soullaway soullaway

В поисках сумасбродных призраков рок-н-ролла. (Часть первая)

Чем глубже погружаешься в дебри западной музыки, тем сильнее убеждаешься в том, что отличий у нас всё же больше чем сходств. Когда-то у меня была иллюзия, что и в родном отечестве всё происходило как у коллег на западе, но нет. Наши культуры, несмотря на сходства, имеют всё же серьёзные отличия. И зачастую русский рок был всё-таки подражательным. Это не плохо и не хорошо. Просто у нас история сложилась иначе. Да и многие вещи в наших широтах попросту недопустимы. Их бы не приняла публика, их бы не стали издавать. Даже в 90-е годы, о которых сейчас рассказывают массу небылиц. Конечно, фриков у нас хватало, в том числе и среди музыкантов. Вот о фриках сегодня и поговорим. Только не об отечественных. Тем более такого понятия как фрик-сцена в России попросту не существует. Да и что это такое на западе, тоже не очень понятно. Поглядел ради интереса значение этого термина. Речь именно о тех, кто относится к музыкальной сцене. Люди с отклонениями во внешности, заложенными от природы, к теме б

Чем глубже погружаешься в дебри западной музыки, тем сильнее убеждаешься в том, что отличий у нас всё же больше чем сходств. Когда-то у меня была иллюзия, что и в родном отечестве всё происходило как у коллег на западе, но нет. Наши культуры, несмотря на сходства, имеют всё же серьёзные отличия. И зачастую русский рок был всё-таки подражательным. Это не плохо и не хорошо. Просто у нас история сложилась иначе. Да и многие вещи в наших широтах попросту недопустимы. Их бы не приняла публика, их бы не стали издавать. Даже в 90-е годы, о которых сейчас рассказывают массу небылиц.

Конечно, фриков у нас хватало, в том числе и среди музыкантов. Вот о фриках сегодня и поговорим. Только не об отечественных. Тем более такого понятия как фрик-сцена в России попросту не существует. Да и что это такое на западе, тоже не очень понятно.

Поглядел ради интереса значение этого термина. Речь именно о тех, кто относится к музыкальной сцене. Люди с отклонениями во внешности, заложенными от природы, к теме беседы отношения не имеют. Так вот у фрика может быть необычная причёска, экстравагантный стиль одежды, образ жизни, который вызывает удивление или осуждение окружающих. Что-то там есть ещё, но в целом посыл понятен.

Получается как-то узко с моей точки зрения. Надо бы расширить, а то под это определение может попасть любой персонаж, ночующий на теплотрассе. Мне лично нравится в данном случае такое определение как сумасброд. Может быть, чудак или человек, делающий причудливые вещи. И вот она первая загвоздка. По-моему перед нами тот случай, когда слово невозможно перевести с точно таким же значением.

Впрочем, едва ли этих самых фриков можно чётко классифицировать даже на западной сцене. Потому давайте проигнорируем всякого рода авангард начала двадцатого века и откатимся в 60-е годы. Именно это время принято считать началом фрик сцены. Но стоп, это же годы расцвета хиппи, не так ли? И здесь мы упираемся в фигуру Вито Паулекаса. Стоит разобраться, что это за человек. Или хотя бы попробовать.

Вы когда-нибудь задумывались о том, кто же был первым хиппи? Именно Вито и называют человеком начавшим формировать данное движение. Вдумайтесь ещё раз в то, что я написал. Первый хиппи. То есть о нём должно быть просто невероятное количество информации. Однако её нет. Так же как нет толком и фотографий с его изображением, что уже само по себе странно.

Доподлинно известно, что Вито, родился в 1913 году. Да, он появился на свет в семье иммигрантов из Литвы, но появился он на свет в Америке. Чем Вито занимался в детстве, где учился и получил ли вообще образование неизвестно, но зато мы точно знаем, что в подростковом возрасте он впервые оказался в исправительном учреждении.

К середине 30-х годов Вито увлёкся танцевальными марафонами и даже побеждал в каких-то конкурсах, но деньги, по всей видимости, он предпочитал добывать криминальным путём. Так в 1938 году он оказался в тюрьме за вооруженное ограбление. Это тяжёлая статья и я так понимаю, судья выдал Вито 25 лет. Вот только отсидев четыре года, Вито смог попасть в торговый флот и с 1942 года служил верой и правдой американским вооруженным силам. Давайте не будем забывать о том, что в годы Второй мировой войны американский торговый флот потерял 733 судна. Более того потери личного состава там были выше чем в обычных ВМС.

Здесь я хочу подчеркнуть важную деталь. Никаких фотографий того периода мне не удалось выявить в сети. То есть нескольких периодов. Зато выяснилось, что не меня одного смутил тот факт, что первый хиппи вообще не отображен в истории. Ещё раз внимательно смотрим на даты. Человек родился в 1913 году, а первое его фото в приемлемом качестве датируется 1967 годом.

-2

Здесь можно предположить, что попросту у кого-то всё валяется на полке в сарае и это банально никому неинтересно, но нет. Это именно странная ситуация. Я достаточно долго изучал англоязычный сегмент интернета и уж о хиппи или панках, там полно информации. Вито Паулекас, будто вычищен отовсюду. На всякий случай ещё раз напоминаю, что при этом его же принято считать первым хиппи. Уже этот факт заслуживал бы статьи в каком-нибудь уважаемом издании, но никаких статей нет.

Мне попались интересные размышления по поводу Вито связанные с некоей теорией заговора. Теории заговора я не люблю, но информацию озвучу. Дело в том, что его двоюродной сестрой была Ева Пол так же известная как Бобо Рокфеллер. Первоначальное же имя этой дамы Йевуте Паулекюте, а Рокфеллером она стала после замужества. Возможно, фамилия здесь всплывает не просто так. Вито выходит через свою сестру был с ними знаком.

-3

Или не был? Вопрос дискуссионный. Потому что, к примеру родители Бобо на свадьбе не присутствовали. Пресса сообщала, что они не смогли приехать из-за неотложных дел. Ну да, на свадьбу собственной дочери не смогли явиться. Впрочем, и присутствовало там всего лишь десять человек.

Здесь важно отметить, что уже в 1954 году Боба развелась с мужем, оставив себе, пять миллионов долларов и сына. Её сын Уинтроп Пол Рокфеллер, спустя много лет станет вице-губернатором штата Арканзас. Да-да, племянник того самого первого хиппи. На фото же Бобо сразу после развода.

-4

То есть если Вито и был знаком с Рокфеллером, то мельком, да и выглядит это сомнительным. Но где он, кстати, был к тому времени?

В 1946 году уволившись из торгового флота, Вито перебрался в Лос-Анджелес, где открыл свою студию по лепке из глины. Там же он давал уроки танцев. Как мы помним, танцевать он действительно умел с юности. И здесь мы снова сталкиваемся со странными вещами.

Дело в том, что в 1961 году Вито, женился на барышне по имени Сюзанна К. Шаффер. Она к слову была его на тридцать лет моложе, и вместе с ней открыл магазин, где как раз и продавались вещи, которые чуть позже будут носить хиппи. Никакого названия или тем более фотографий этого магазина история не сохранила, что само по себе странно.

Здесь важно понимать, что Лос-Анджелес начала 60-х годов переживал не самые радужные времена. Одним из важнейших мест для города в предыдущее десятилетие был клуб Ciro's. Список звёзд посещавших это заведение займёт целую портянку. Ава Гарднер, Сидни Пуатье, Анита Экберг, Фрэнк Синатра. Это лишь немногие из имён любивших то место.

-5

Место было престижным, и если человек мог позволить себе ходить туда, то значит, в его жизни был полный порядок. Нет никаких сомнений, что кроме звёзд клуб посещали бандиты. Нет, не вся эта ерунда из подворотен, а люди, действительно владевшие серьёзными деньгами.

Давно не секрет, что тот же Фрэнк Синатра сотрудничал с бандитами. Вполне может быть, что и клуб был изначально способом отмывания денег. Вот только к 1959 году он закрылся, и хорошие времена остались в прошлом.

-6

В начале 60-х годов на бульваре Сансет не было ни одного клуба. Ещё раз специально подчеркну. Атмосфера не располагала к появлению хиппи с их надуманным дружелюбием и миром во всём мире. Для кого Вито с женой открывал свой магазин решительно непонятно. Тем более мы ведём речь не о крошечном магазинчике с дешёвыми товарами, а о бутике. Откуда-то Вито взял деньги, так же как и понимание того, что его товар найдёт покупателя.

Так же будто по волшебству к 1964 году вдоль Сансет-стрип начали снова открываться клубы и другие заведения, привлекавшие посетителей. Неотъемлемой частью всех этих заведений был Вито со своими танцовщицами, которые зачастую могли уйти с вечеринки вообще без одежды. Той самой одежды, что Вито, выдавал им в своём бутике. Танцевали девушки так, что раздеться было нормой. Тогда же Вито открыл то ли ночлежку, то ли студию для бездомных. Бездомными по какой-то причине регулярно становились молодые девчонки, и вот что там творилось в этой ночлежке, хорошо иллюстрируют воспоминания одной из посетительниц. Позволю себе привести цитату.

«Две юные девушки ласкали друг друга языками... все молча наблюдали за происходящим, как будто это было частью их обязательного обучения под руководством директора Вито».

Что мы видим в данном случае? Да культ же, который внезапно сформировался вокруг человека, чья личность загадочна и информация о нём обрывочна. Тут невольно напрашиваются параллели с неким Чарльзом Мэнсоном, но до этого я дойду чуть позже. Здесь же отмечу, что тогда же, в 1964 году на Сансет-стрип открылся клуб «Whisky a Go Go» и на нём остановимся чуть подробнее.

-7

Мне всегда было любопытно, что же означает это странное название, но всё оказалось прозаично. Дело не в танцовщицах, а в том, что «à gogo» это заимствование из французского языка. Переводится как «вволю». Думаю, примерный перевод понятен.

Непонятен другой момент. Неожиданно нашлась масса групп, которые не только играли музыку для нового клуба, но и находили оборудование для игры, места для репетиций и внезапно заключали контракты с крупнейшими лейблами.

Кстати танцовщицы гоу-гоу, действительно тоже связаны с этим клубом. Он их, можно сказать, популяризировал, но существовали они и до него. Корни же тут ведут и вовсе во Францию. Именно там располагался бар, где живую музыку заменили пластинками и специально нанятые девушки должны были заводить толпу. Ну а дальше идея нашла поддержку и в Америке.

-8

По поводу клубов отмечу, что в 60-х Лос-Анджелес обзавёлся такими клубами The Trip, Gazzaris, London Fog, да и Ciro’s был реанимирован. Казалось бы, клубы и клубы, но в Gazzaris регулярно играли Айк и Тина Тёрнер, а в London Fog начинали The Doors. Был там в ту пору и Трубадур, правда это заведение существовало с 50-х и не закрывалось, да и не на Сансете он расположен.

Интересно здесь ещё вот что. По воспоминаниям очевидцев и Love и The Byrds, да и The Doors на первых порах живьём звучали отвратительно. И публика ходила не столько на выступления этих коллективов, сколько поглазеть на странную компанию, которую возглавлял Вито Паулекас, а также его жена Сзоу и его же дружок Карл Францони.

То есть к 60-м годам у Вито была целая компания странных людей любящих плясать и устраивать какие-то непонятные шоу. Шоу не на сцене, а в зале. Вот эти люди и называли себя фриками, ничуточку не стесняясь такого определения. На фото Вито опознается в верхнем ряду третьим слева.

-9

Не будет лишним сказать, что коммуна Вито, назовём это так, проживала в большом деревянном срубе, куда в дальнейшем переехал Фрэнк Заппа. В этих же кругах вращался Капитан Бифхарт. А из танцовщиц окружавших Вито впоследствии получилась группа The GTOs.

Нравы в коммуне царили свободные и, судя по всему, всё это напоминало именно секту. Вдумайтесь сами. Взрослый мужик, откуда-то берущий деньги и запрещенные вещества, приводит к себе молодых девчонок и они по каким-то неясным причинам остаются там жить. Где он брал деньги? Чем привлекал молодых хиппи, которых вдруг стало много? Никакой информации на этот счёт найти невозможно.

-10

Зато можно немного проникнуться атмосферой той эпохи зная, что в это же время в том же самом месте существовала община отца Йода. Ещё одна, в общем-то, секта. Персонаж более чем любопытный. Он на той же Сансет-Стрип открыл три ресторана здорового питания, куда опять же регулярно любили захаживать звёзды.

В коммуне же Йода в свою очередь было примерно 150 человек. Ну и лично у него имелось 14 жён. Многие вещи, касающиеся жизни этого коллектива, покрыты тайной и чем именно занимались в коммуне, мы доподлинно не знаем. Но интересно, что здесь фигурирует тот же самый город и та же самая эпоха. На фото Йода с одной из своих жён.

-11

По поводу всякого рода сект и тяги к оккультизму надо заметить, что это вообще большая и интересная тема. С одной стороны многие вещи нам узнать, не дано, ибо они не предполагали публичности, но с другой стороны пересечения там могут быть самые невообразимые.

Вот что могло связывать Антона ла Вея и Джейн Мэнсфилд? А они были очень хорошо знакомы. И к слову это всё те же самые 60-е годы.

-12

Смотрите, что у нас получается. Внезапно в этом десятилетии берётся новая мода на хиппи. Повсюду гремит опять же новая для того времени музыка и культура меняется вообще полностью.

Грубо говоря, в 1961 году западный мир затаив дыхание читал новости о том, что Гагарин полетел в космос, а буквально спустя несколько лет увлекается какой-то психоделической революцией и популярной культурой. В космос же молодежь предпочитает уходить с помощью запрещенных веществ.

Да, нечто подобное было и до этого, но такого масштаба не существовало. К слову о популярной культуре. На следующем фото можно опознать Джорджа Харрисона, Джона Леннона и Джейн Мэнсфилд. Где они находятся? Верно, в клубе «Whisky a Go Go».

-13

Лос-Анджелес важнейшее место для Америки, в конце концов, Голливуд расположен там, но там же происходила масса любопытных вещей в 60-е годы. Вещей, которые я объяснить не могу.

Очевидно, что запрещенные вещества приносили хорошую прибыль, но у меня порою возникает ощущение, что в какой-то момент их будто специально выплеснули на улицы. Логистика, производство, да, распространение требует не только людей, но и финансов. Работникам криминальной индустрии надо бы что-то есть.

Нахожу я весьма странным, что именно в Лос-Анджелесе обосновались сразу три секты. Мы знаем об отце Йода. Ранчо, где проживал Мэнсон со своими соратниками это тоже район Лос-Анджелеса. Ну и не забываем Вито, ведь его коммуна подозрительно напоминает секту. Нюанс в том, что информация о Вито буквально ускользает сквозь пальцы. Хотя несомненно он был важнейшей фигурой в контркультуре Лос-Анджелеса того времени. Первый хиппи всё-таки.

Больше всего меня поразила история с его трёхлетним сыном. В 1966 году мальчик провалился в люк на крыше дома и погиб. Это случилось днём, а уже вечером Вито со своей женой был на очередной вечеринке и отнесся к этому весьма легкомысленно. Мне одному это кажется ненормальным?

Нет. К примеру, Альбан Пфистерер участник группы Love позже говорил, что вполне возможно Вито, накормил сына запрещенными веществами. Для того бардака, что творился в его коммуне это было вполне реально.

-14

И вот мы наконец-то дошли до самого главного, то есть до сцены, о которой вообще-то я изначально и собирался поговорить. Казалось бы, что может быть общего у группы The Byrds и Вито? Да-да, это именно The Byrds на заглавном фото. Так вот именно у него они и репетировали изначально. Коммуна же Вито поддерживала группу и на концертах. Нигде, ещё раз подчеркну, нигде в мемуарах участников команды об этом факте не вспоминают.

Ну да, я понимаю, что тут не до каких-то фриков, которые завлекали публику на концерт и устраивали свои безумные танцы во время выступлений. Всё-таки The Byrds стали весьма влиятельной командой продавшей миллионы пластинок по всему миру.

Только я никогда не поверю, что человек забудет свою юность и то с чего всё начиналось. На фото группа к слову с участницами конкурса Мисс Мира. Мисс Америка и Мисс Ирландия намекают на это.

-15

Да, ещё из интересного пересечения рок-н-рола и того же фолка не могу не отметить один занимательный факт. The Byrds выступали с Бобом Диланом и вовсю записывали его песни. Там на целую пластинку в итоге композиций хватило. Так что как ни крути, но ноги рок музыки растут, в том числе из фолка, как бы потом это не пытались отрицать.

-16

Опытный передовик может на этом месте сказать, что вообще-то следы Вито, а именно вокруг его фигуры здесь всё вертится, можно выявить даже на киноплёнке. И да, он будет прав.

Кадры Вито, можно увидеть в документальном фильме «Огромный Голливуд». Мелькает он и в ленте «Ты — то, что ты ешь». Оба фильма зафиксировали эпоху хиппи, но ирония в том, что тот же Фрэнк Заппа так же мелькающий в фильмах к хиппи относился скорее с презрением. Появления же Вито это скорее какое-то исключение.

-17

А если вообще вдуматься в события 60-х годов и провести небольшой анализ звёзд того времени то может получиться крайне забавная ситуация. Если Сансет-стрип был бульваром с кипевшей клубной жизнью, то жить музыканты в какой-то момент начали в районе Лорел-Каньон. И кто же туда переехал?

Джим Моррисон, сын, между прочим, контр-адмирала. Фрэнк Заппа – его отец работал на оборонную промышленность. Как я уже сказал, Фрэнк арендовал в итоге тот же сруб, где до него проживала коммуна Вито. Жена Фрэнка Гейл Заппа начинавшая как танцовщица в коммуне Вито в свою очередь дочка офицера занимавшегося ядерным вооружением. Кстати и в детский садик она ходила вместе с Королем ящериц. Била его там по голове пластиковым молоточком в песочнице.

И он, и она родились и выросли вообще на другом конце Америки. Фрэнк к слову тоже из Балтимора. В Лорел-Каньон жил и Джексон Браун. Кто его отец? Верно. Военный. И да, родился он и вовсе в Германии.

Что туда привело всех этих молодых людей из хороших семей? Зачем они туда поехали? Проще всего ответить, что время было такое. Вполне может быть. Вполне. Но музыкальная жизнь того времени кипела в Лондоне, хорошо, перебраться через океан непросто, но был Нью-Йорк, был Детройт в конце концов, но вместо этого тот же Элис Купер перебрался в Лос-Анджелес и поселился всё в том же Лорел-Каньоне.

Правда, это было уже под самый конец 60-х, а снимок и вовсе 1975 года.

-18

Тем не менее, как-то объяснить феномен Лос-Анджелеса у меня не получается. Ведь все эти люди приехали не встраиваться в готовую музыкальную индустрию. Они там появились, когда индустрии ещё толком не было.

Ну и справедливости ради скажу, что данный район привлекал знаменитостей и до того как там обосновался Вито с первыми хиппи. К примеру, там жила Лорен Бэколл. Ниже снимок 1948 года и здесь снова уместен вопрос.

Если там жили звёзды, то недвижимость, там была как я пониманию недешевой. Опять же откуда Вито взял средства на аренду огромного деревянного дома? Там в подвале даже боулинг был. Вы вообще понимаете, о каком жильё мы ведём речь?

-19

Впрочем, меня опять понесло куда-то в сторону. Возможно дело в том, что здесь слишком много каких-то переплетений. И нам стоит вернуться ко всё тому же Вито с его фриками. Связан был с ними и некто Ким Фоули.

-20

Это мощный дядя в музыкальной индустрии. Он работал с группами Soft Machine, The Seeds, KISS, The Runaways. Хотя и с Фрэнком Заппой он так же работал.

А как у нас называется первый альбом The Mothers of Invention? Верно. Он называется «Freak Out!» и выпущен аж в 1966 году. Обратили же внимание на название? Да и в списке участников записи, Вито, указан как артист.

-21

Выше я уже говорил о сектах, которые плодились в Лос-Анджелесе и в данном случае надо упомянуть Тони и Сьюзан Аламо. В середине 60-х годов эта парочка обосновалась в Лос-Анджелесе, и Тони решил, что из него выйдет отличный продюсер. Да, сам он тоже пытался петь, но славы не снискал.

В итоге к концу десятилетия он вместе с женой основал Христианский фонд Аламо, параллельно проповедуя отказ от мирских ценностей. Сама парочка при этом не отказывала себе вообще ни в чём.

Уже спустя много лет за Тони всё-таки взялась полиция, и он был признан виновным в десяти изнасилованиях. Остаток жизни Тони провёл в тюрьме. Пальцы к слову загибаете? Это уже четвёртая секта.

-22

Чем же меня заинтересовал этот деятель? Да тем, что он пытался продвигать такого исполнителя как Бобби Джеймсон. Бобби пример очередного аутсайдера, которого не довели до добра вещества. Он начал в 60-х выпустив диск «Songs of Protest and Anti-Protest». Уже неплохое название, да, но диск успеха не имел. Зато сам Бобби погрузился в тусовки с хиппи.

-23

Всё это привело к активному участию в антиправительственных беспорядках, нахлынувших на Лос-Анджелес в 1966 году. Об этих событиях позже споют The Mamas & the Papas, The Monkees и Фрэнк Заппа. Власти решили прикрыть клуб Pandora's Box и молодежь это не оценила. К слову среди протестующих граждан был молодой актёр Джек Николсон.

В общем, контркультура и запрещенные вещества увлекли Бобби, а дальше хоть и была ещё пара альбомов, но никакого успеха он так и не достиг. И да, это ещё один представитель контркультуры Лос-Анджелеса. Видите, как всё интересно переплетено?

-24

Внимательно же вчитываясь в историю можно прийти к выводу, что за такой мирной и доброй обложкой идеологии хиппи стояли на самом деле секты, запрещённые вещества, массовые беспорядки и тысячи искалеченных судеб.

-25

Почему возникло это движение и привело ли оно к чему-то вопрос, на который у меня нет ответа. Да, пожалуй, в музыке действительно привело. Но и Заппа, и Моррисон себя хиппи не считали. Более того относились к ним скорее с презрением.

-26

Можно ли того же Заппу отнести к представителям фрик-сцены? Скорее да, чем нет, тем более он был тесно связан, с загадочным первым хиппи Вито, но подробнее о Заппе, а так же таком человеке как Дэвид Пил и музыканте Sun Ra поговорим в следующей части. Материал как обычно вырос до огромных размеров.

На сегодня же у меня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.