Найти в Дзене

Россия опережает США на три года в разработке двигателя для сверхзвуковой гражданской авиации

Россия на три года опережает США в разработке двигателя для перспективной сверхзвуковой гражданской авиации. Об этом заявил генеральный директор ЦИАМ имени П. И. Баранова Андрей Козлов. По его словам, на текущем этапе Россия остаётся единоличным лидером в этом технологически сложном направлении. «У них [США] отставание года на три. Американцы раскидали проект на стартапы, но так и не смогли сложить отдельные „кубики“. Потому что это, действительно, очень сложная, очень высокотехнологичная вещь», — отметил Козлов. Ключевая задача — снижение массы Как пояснил глава ЦИАМ, основной вызов при создании двигателя для сверхзвукового пассажирского самолёта — обеспечение максимальной полезной нагрузки воздушного судна. Это требует радикального снижения массы силовой установки без потери ресурса и надёжности. В институте уже имеются практические заделы в этом направлении. В частности, ведутся работы по применению композитных лопаток, которые значительно легче традиционных титановых и при этом спо

Россия на три года опережает США в разработке двигателя для перспективной сверхзвуковой гражданской авиации. Об этом заявил генеральный директор ЦИАМ имени П. И. Баранова Андрей Козлов.

По его словам, на текущем этапе Россия остаётся единоличным лидером в этом технологически сложном направлении.

«У них [США] отставание года на три. Американцы раскидали проект на стартапы, но так и не смогли сложить отдельные „кубики“. Потому что это, действительно, очень сложная, очень высокотехнологичная вещь», — отметил Козлов.

Ключевая задача — снижение массы

Как пояснил глава ЦИАМ, основной вызов при создании двигателя для сверхзвукового пассажирского самолёта — обеспечение максимальной полезной нагрузки воздушного судна. Это требует радикального снижения массы силовой установки без потери ресурса и надёжности.

В институте уже имеются практические заделы в этом направлении. В частности, ведутся работы по применению композитных лопаток, которые значительно легче традиционных титановых и при этом способны выдерживать экстремальные механические и температурные нагрузки.

Критические технологии и испытания

ЦИАМ сформировал перечень критических технологий, необходимых для создания перспективного двигателя. Он включает:

  • новые жаропрочные и композитные материалы;
  • облегчённые конструкционные решения;
  • технологии обеспечения ресурса при сверхзвуковых режимах полёта.

При этом, как подчёркивает Козлов, ключевым этапом остаются квалификационные испытания.

«Институту необходимо проводить квалификационные испытания не просто нового материала, а каждой конкретной детали, которая будет испытывать наиболее сильные нагрузки», — отметил он.

Стратегическое значение

Разработка двигателя для гражданской сверхзвуковой авиации считается одной из самых сложных задач современного авиастроения. Она требует одновременного прорыва в материалах, аэродинамике, термонагруженности и экономичности.

Заявленное трёхлетнее опережение США указывает на то, что Россия сохраняет системный научно-инженерный задел в области авиационного двигателестроения — сфере, где фрагментированный подход, по словам представителей отрасли, не даёт устойчивого результата.

Источник: https://www1.ru/news/2025/12/16/rossiia-operedila-ssa-na-tri-goda-v-sozdanii-superdvigatelia-dlia-av...

Больше интересного – на медиапортале https://www.cta.ru/