Найти в Дзене
Люди в окнах

Зачем и как учить детей подводить итоги года

В конце декабря все мы мысленно листаем календарь, думая о том, каким был этот год. Но задумывались ли вы, что такие же вопросы можно задать и своему ребёнку? Зачем? Мы часто воспринимаем детство как беззаботную пору, где не может быть серьёзных итогов, переживаний. А зря. Опыт детского нейропсихолога Ольги Малинкиной показывает — также как у взрослых, жизнь детей полна разных чувств, в том числе обесцениваний, разочарований. Но в отличие от нас, дети не умеют распознавать свои чувства, и поэтому теряются, пугаются. Помочь им научиться понимать и принимать себя, находить ресурс как в победах, так и в поражениях, можем конечно мы — взрослые. Ольга предлагает призвать на помощь предновогоднюю магию и превратить подведение итогов года в волшебный ритуал, который поможет детям осознавать свой опыт, а значит — инвестировать в эмоциональный интеллект и здоровую самооценку. Давайте посмотрим, как это работает. Слово Ольге. Жил-был маленький мальчик, который всего боялся. Боялся не только проб
Оглавление

В конце декабря все мы мысленно листаем календарь, думая о том, каким был этот год. Но задумывались ли вы, что такие же вопросы можно задать и своему ребёнку?

Зачем? Мы часто воспринимаем детство как беззаботную пору, где не может быть серьёзных итогов, переживаний. А зря. Опыт детского нейропсихолога Ольги Малинкиной показывает — также как у взрослых, жизнь детей полна разных чувств, в том числе обесцениваний, разочарований. Но в отличие от нас, дети не умеют распознавать свои чувства, и поэтому теряются, пугаются. Помочь им научиться понимать и принимать себя, находить ресурс как в победах, так и в поражениях, можем конечно мы — взрослые. Ольга предлагает призвать на помощь предновогоднюю магию и превратить подведение итогов года в волшебный ритуал, который поможет детям осознавать свой опыт, а значит — инвестировать в эмоциональный интеллект и здоровую самооценку. Давайте посмотрим, как это работает. Слово Ольге.

Жил-был маленький мальчик, который всего боялся. Боялся не только пробовать новое, но и делать то, что делал редко. Этот мальчик не умел присваивать себе опыт, рефлексировать, его мир был наполнен страшилками, а не возможностями. Он не осознавал, что вообще-то уже со многим успешно справлялся в этой жизни — уже научился ходить, есть ложкой, одеваться, собирать пирамидку, а иногда делать и вовсе взрослые дела — например, убираться. Так работает тревожность. Когда не осознаёшь свой опыт, приходится все время делать одни и те же действия как в первый раз — с той же тревогой, волнением и страхом. Итак, мальчик лишал себя многих радостей и удовольствий, потому что все силы уходили на то, чтобы справляться со страхами. Когда он достаточно подрос, чтобы начать разбираться в своих чувствах, мама рассказала ему, как превращать события в опыт. Мальчик научился побеждать свои страхи и оказалось, что жизнь наполнена разными интересными событиями. Это история про моего младшего сына. Хотите помочь своим детям разобраться с чувствами?

-2

Декабрь — отличное время не только самим практиковать алхимию превращения событий в опыт и ресурс, но и помочь нашим детям овладеть этим поистине бесценным навыком. Давайте сначала посмотрим на то, как наш мозг обрабатывает опыт.

Сказочный архивариус

Наш мозг устроен как сказочный архивариус или хранитель волшебных карт: он постоянно сортирует переживания, формируя нейронные связи. Без осмысления впечатления остаются разрозненными «файлами» или рассыпанными жемчужинами, из которых не собрать ожерелье.

Закрепление успеха. Когда мы проговариваем или рисуем достижение («я научился плавать!»), мозг активирует систему вознаграждения. Это создаёт прочную нейронную связь: «мои усилия → приятная победа → я могу!».

Это как если бы Золушка не просто поехала на бал, а потом записала в свой дневник: «Сегодня я была смелой, поверила в помощь феи и смогла изменить свой вечер». Такая запись превращает мимолётное волшебство во внутренний ресурс — веру в то, что чудеса возможны и благодаря тебе самому.

Обработка трудностей. Если неприятный опыт остаётся невысказанным, он может стать источником тревоги. Проговаривая его в безопасной обстановке, мы помогаем префронтальной коре рационально оценить ситуацию.

Мы как бы «архивируем» этого дракона в книгу опыта, как это делал бы храбрый, но разумный рыцарь. Теперь это не чудовище под кроватью, а история о том, как я с ним справился, которую можно перелистать.

Формирование временнóй перспективы. Умение связывать прошлое, настоящее и будущее — сложная функция лобных долей. Ритуал итогов и планов — лучшая тренировка для этого.

-3

Это похоже на то, как Алиса в Стране Чудес училась ориентироваться в мире, где время текло по-другому. Наши вопросы помогают ребёнку выстроить свою собственную, понятную «линию времени». Как помочь детям «обработать» опыт так, чтобы он стал ресурсом?

Как подводить итоги: от «Капитошки» до «Капсулы времени» (идеи по возрастам)

Главное правило — формат должен соответствовать возрасту и характеру ребёнка. Очень важно обойтись без оценок и советов, это создаст доверительную атмосферу. Если в процессе услышите то, что покажется тревожным, лучше проконсультироваться со специалистом.

1. Для малышей (3–5 лет) через игру и творчество

  • «Банка успехов»: найдите красивую банку, словно волшебный сосуд для драгоценных воспоминаний, как у Белоснежки с её поющей шкатулкой. Вы можете сложить туда записки о хороших моментах года сами и попросить ребёнка нарисовать рисунки. В канун Нового года торжественно пересмотрите и прочитайте — это ваша семейная сокровищница радости.
  • «Волшебные ладошки»: обведите ладошку ребёнка на листе. На пальчиках вместе нарисуйте 5 самых радостных воспоминаний года. В центре ладошки — самое главное, как волшебный знак, открывающий дверь в следующий год.
  • «Прощаемся с грустинками»: вырежьте из бумаги «Капитошек-грустинок». Пусть ребёнок расскажет, что его огорчало. А затем вместе скомкайте и выбросите их (мне нравится вырезать из салфеток и растворять в воде), символически отпуская, как Эльза из «Холодного сердца» отпускала свои страхи и тревоги, чтобы они растаяли без следа.

2. Для школьников (6–12 лет): диалог и визуализация

  • Интервью «Год в вопросах»: создайте атмосферу настоящего интервью. Задавайте вопросы. Ваш ребёнок — главный герой своей саги, а вы — внимательный летописец, который хочет записать все важные детали его путешествия.
  • Коллаж «Мой год»: разделите ватман на две части: «Мои победы и радости» и «Что я преодолел». Это похоже на карту сокровищ и пройденных маршрутов, которую рисовали бы пираты или путешественники. Здесь может быть «Остров Первой Пятёрки», «Гора Выученного Стиха» или «Мост Примирения с Другом».
  • Шкала «Я раньше — Я теперь»: нарисуйте шкалу: слева — «Я в январе», справа — «Я в декабре». Это наглядный урок роста, который напоминает историю Гадкого Утёнка: в начале года он мог чувствовать себя неуклюжим и непонятым, а к концу — осознать, как вырастил новые «перья» талантов и уверенности.

3. Для подростков (13+): уважение и глубина

  • Письмо себе в прошлое / из будущего: это упражнение — чистая магия времени, как в «Гарри Поттере», где есть Маховик времени или Омут памяти. Написать письмо себе в прошлое — дать совет и поддержку. Написать из будущего — увидеть свой сегодняшний шаг как часть большой важной истории.
  • Карта ценностей года: какие слова определяли этот год? «Дружба», «Настойчивость», «Открытие»? Создайте из них облако тегов. Это ваш семейный флаг года, который отражает не достижения, а суть пережитого, подобно тому, как герои в сказках получали не просто трофеи, а качества — мудрость, смелость, доброе сердце.
Когда мы подвели итоги, самое время двинуться дальше — к мечтам.

Как строить планы на новый год: не цели, а мечты с шагами

Планирование с детьми должно быть лёгким, вдохновляющим и гибким.

  • От мечты к шагу: спросите: «О чём ты мечтаешь в новом году?» Помогите разбить мечту на крошечные шаги. Помните, как Алиса разговаривала с Чеширским Котом? «Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?» — «Это зависит от того, куда ты хочешь прийти». Ваш вопрос «о чём ты мечтаешь?» — это и есть начало пути. А маленькие шаги — те самые тропинки в Стране Чудес.
  • «Капсула времени»: пусть каждый член семьи положит в коробку записку с целями. Спрячьте и откройте 31 декабря следующего года. Это как волшебный сундук, который зарывают пираты, или послание в бутылке, которое отправляют в плавание по морю времени. Обещание, данное самому себе, становится самой сильной магией.
  • Доска визуализации: вырежьте из журналов картинки, которые отражают желания. Создайте общую семейную или личную доску мечты. Это ваш «ковёр-самолёт» или «волшебный портал», который визуально переносит вас в то будущее, которое вы хотите создать. Каждая картинка — точка на карте вашего следующего путешествия.

Чего важно избегать

Главный принцип — не навреди. Не превращайте игру в отчёт для «королевы»: «А почему не отличник? А вот Маша...». Так говорят мачехи и злые сёстры в сказках, обесценивая главных героев. Вы же — мудрый наставник или добрая фея, которая видит уникальный путь ребёнка.

Не навязывайте свои итоги за ребёнка. Его главной радостью может быть не победа в олимпиаде, а крепкая дружба. Русалочка мечтала не о подводном троне, а о любви и новой жизни — и это была её мечта.

-4
Подводя итоги года с ребёнком, мы даём ему бесценные инструменты: умение рефлексировать, ценить себя, смело мечтать и преодолевать трудности. Мы показываем, что его опыт важен, а его голос — услышан. Это лучший подарок, который готовит его не к контрольной, а к большой, яркой, сказочной жизни, где он — и автор, и главный герой.

Поделюсь своим опытом. Я подвожу итоги намного чаще, чем раз в год. Мы с детьми подводим итоги всех важных событий, которые случаются, и сразу трансформируем в опыт. И этот опыт используем в подобных ситуациях. Если своего опыта нет, я нахожу мультфильм с подобной ситуацией, и мы используем опыт героя. А ещё я очень люблю фотографировать моменты. А потом мы вспоминаем эмоции, связанные с этими моментами.

А вы уже пробовали подводить итоги года вместе с детьми? Какой формат понравился вам больше всего? Делитесь вашими ритуалами и находками в комментариях!

С заботой о вас и ваших детях, Оля, ваш детский психолог, логопед и нейропсихолог.

Редакция благодарит Ольгу за бесценные советы! Теперь подведение итогов выглядит как очень выгодное инвестирование — в жизнь наших детей и в наши с ними отношения. С наступающим! Подводите итоги, мечтайте вместе и будьте счастливы!