Найти в Дзене
Полит74

Челябинский юрист предположил рост числа налоговых споров после налоговой реформы

В Челябинске отгремел второй налоговый форум, посвящённый новациям, которые постепенно будут вступать в действие на протяжении нескольких лет. Напомним, что на полях мероприятия был наш корреспондент, которому удалось пообщаться с рядом спикеров и гостей форума. В диалоге с Андреем Коршуновым, адвокатом и председателем комитета Южно-Уральской торгово-промышленной палаты по правовой поддержке предпринимательства наш журналист выяснил, к чему могут привести грядущие налоговые изменения. Сложности у всех разные —Андрей Геннадьевич, на прошлом форуме прозвучала поэтическая фраза «налоговая осень». Сейчас наступает время «налоговой зимы»? — Ох, Матвей, как бы нам с Вами не накликать «налоговый ледниковый период». Но кроме шуток, я бы не сказал, что наступила некая «налоговая зима». Просто всё меняется: приоритеты формирования бюджета и приоритеты того, как тратить собранное. У бизнеса сложности будут связаны даже не с тем, что повысилось общее налоговое бремя. Для него это не очень страшно.

В Челябинске отгремел второй налоговый форум, посвящённый новациям, которые постепенно будут вступать в действие на протяжении нескольких лет. Напомним, что на полях мероприятия был наш корреспондент, которому удалось пообщаться с рядом спикеров и гостей форума.

В диалоге с Андреем Коршуновым, адвокатом и председателем комитета Южно-Уральской торгово-промышленной палаты по правовой поддержке предпринимательства наш журналист выяснил, к чему могут привести грядущие налоговые изменения.

Сложности у всех разные

—Андрей Геннадьевич, на прошлом форуме прозвучала поэтическая фраза «налоговая осень». Сейчас наступает время «налоговой зимы»?

— Ох, Матвей, как бы нам с Вами не накликать «налоговый ледниковый период». Но кроме шуток, я бы не сказал, что наступила некая «налоговая зима». Просто всё меняется: приоритеты формирования бюджета и приоритеты того, как тратить собранное.

У бизнеса сложности будут связаны даже не с тем, что повысилось общее налоговое бремя. Для него это не очень страшно. Бизнес, как мы с Вами знаем, никаких налогов не платит, в конечном счёте всё это бремя ляжет на плечи конечного потребителя.

А вот разные вещи с бухгалтерским учётом могу создать для предпринимателей сложности. Вот, например, мы сегодня обсуждали автоматизированную упрощённую систему налогообложения, которой многим хотелось бы воспользоваться, только пока им не совсем понятно, как.

Следующий момент: НДС на УСН. Там даже чисто методологические проблемы существуют: как налог на добавленную стоимость, который начисляется по одному методу взять на УСН, в которой начисление идёт по-другому. Но как-то, видимо, нужно взять.

И поэтому всё это требует более сложного подхода, а ведь многие у нас привыкли к простой бухгалтерии. Соответственно, эти услуги вырастут в цене и более того, нужны будут специалисты, которые должны где-то «вырасти», их нужно подготовить.

Далее, естественно вырастет риск ошибок, и, как следствие, риск возникновения налоговых споров, потому что в налоговых органах сейчас тоже ощущается дефицит кадров, людей, которые могут правильно оценить ситуацию.

Разные вещи с бухгалтерским учётом могу создать для предпринимателей сложности

И вот такие сложности, конечно, возникнут. Обывателю, естественно, будет видна только вершина айсберга: подорожание услуг, рост цен. Только у предпринимателей, бухгалтеров, консультантов немного другие проблемы: как всё грамотно посчитать, как при этом не ошибиться, чтобы не было доначислений.

У нас же как бывает, люди отчитываются по налогам за определённый период, думают, что у них всё правильно, а через три года приходит ФНС и говорит: «Нет, неправильно». И предпринимателю откуда-то нужно достать много-много денег, которых нет, из-за чего налоговая проверка плавно перетекает в банкротный процесс.

Эти проблемы и волнуют бизнес, так что, как учит нас теория игр: чем раньше ты займёшься проблемой, тем больше шансов решить её успешно.

Максимум три года

— Вот на плакате три слова: «вызовы», «решения», «перспективы». И перспективы-то какие?

— Во многом они зависят от конкретного предпринимателя. Если он готов правильно посчитать, пройти этот период с минимальными издержками, то он получит конкурентное преимущество.

Если же вы попытаетесь обмануть государство, которое вас потом всё равно изобличит, то перспектив у вас, как правило вообще никаких нет, и вы проигрываете.

Перспективы во многом зависят от конкретного предпринимателя

Хотя возможен другой момент, если кто-то захочет похитрить и поэкономить три года, то он тоже будет иметь конкурентное преимущество. Его, конечно, потом поймают и накажут, только все остальные до этого момента ещё должны дожить.

Именно поэтому мы видим в последних выступлениях государственных деятелей по теме налогообложения много тезисов о том, что условия должны быть для всех равными. То есть, никто не пытается спрятаться, и никто не может спрятаться. Вот в такой ситуации у бизнеса всё будет не так уж и плохо.

Потому что негативна-то как раз ситуация, когда одного заставили заплатить всё до копейки, а другой смог спрятаться и за счёт полученного преимущества вытеснять конкурентов с рынка.

— Я правильно понимаю, что если предприниматель собирается «играть с огнём», то эта игра продлится максимум три года?

— Плюс-минус, потому что существует срок проверки, срок обжалования в суде и прочие моменты про сроки. Три года, да, потом уже придётся расплачиваться. Если же человек сильно «схематозид», не предусмотрел никакой подушки и у него нечего взять в залог для отсрочки/рассрочки исполнения решения, то, скорее всего история закончится банкротством или даже привлечением к субсидиарной ответственности.

— Как практикующий юрист, Вы отмечаете уменьшение количества всех этих схем, попыток уйти в тень?

— Понимаете, людей очень много. Одни берутся за ум, другие, наоборот, от него отказываются. Да, наиболее выгодным, на первый взгляд, решением при увеличении налогового бремени кажется уйти от него использованием всяческих «схематозов».

Только они все известны, и они все успешно выявляются. Так что стоит сто раз подумать, чем это всё закончится. Те компании, доверители, с которыми лично я работаю, уже выстроили грамотную работу. Так что, так сказать, «в тупую», в лоб обмануть государство уже никто не пытается.