Найти в Дзене
Вязники в курсе

Водяные мельницы на Мстёрке и Таре в Вязниковском районе

В старину водяные мельницы являлись стратегическими объектами. Мука — ржаная, пшеничная, овсяная, гречневая играла важнейшую роль в рационе питания наших предков. А потому водяные мельницы работали с весны до поздней осени. Единственным недостатком водяных мельниц являлась их сезонность: зимой они не работали. Самые первые по времени водяные мельницы нашего края известны в пределах Стародубского княжества. Две из них находились на территории нынешнего Вязниковского района на реках Мстерке и Таре. В 1599 году в селе Усолье на реке Уводи, которое князья Стародубские-Льяловские пожаловали Суздальскому Покровскому девичьему монастырю, была построена монастырская водяная мельница. Плотина этой мельницы значительно подняла уровень речной воды и частично затопила окрестные сенокосные луга. Соседний помещик Клементий Иванович Зловидов, по прозвищу Несмеян, чьи луга пострадали от мельничной плотины, подал официальную жалобу на имя царя Бориса Федоровича Годунова. Материалы разбора этой жалобы

В старину водяные мельницы являлись стратегическими объектами. Мука — ржаная, пшеничная, овсяная, гречневая играла важнейшую роль в рационе питания наших предков. А потому водяные мельницы работали с весны до поздней осени. Единственным недостатком водяных мельниц являлась их сезонность: зимой они не работали. Самые первые по времени водяные мельницы нашего края известны в пределах Стародубского княжества. Две из них находились на территории нынешнего Вязниковского района на реках Мстерке и Таре.

В 1599 году в селе Усолье на реке Уводи, которое князья Стародубские-Льяловские пожаловали Суздальскому Покровскому девичьему монастырю, была построена монастырская водяная мельница. Плотина этой мельницы значительно подняла уровень речной воды и частично затопила окрестные сенокосные луга. Соседний помещик Клементий Иванович Зловидов, по прозвищу Несмеян, чьи луга пострадали от мельничной плотины, подал официальную жалобу на имя царя Бориса Федоровича Годунова. Материалы разбора этой жалобы составили целое дело, которое дошло до наших дней и сохранило год основания этой мельницы. Помещик тогда в качестве компенсации получил право молоть свой хлеб на усольской мельнице бесплатно. А сама эта водяная мельница, многократно перестраиваемая и ремонтируемая, просуществовала вплоть до начала 1930-х гг.

Она молола зерно на всю округу. Например, даже в голодный и неурожайный 1607 год там намолотили почти 8 тонн ржи. Известно, что в 1731 году пострадавшую от сильного половодья усольскую мельницу отстроили заново по указу племянницы Петра Великого императрицы Анны Иоанновны.

В 1880-е годы усольская мельница, которая уже оценивалась более чем в 5700 рублей, представляла собой сложное сооружение с семью водяными колесами. Имелось 6 мукомольных поставов для ржи, 1 крупяной постав, 3 маслобойных пресса с 4 пестам каждый, 4 толчеи с 2 пестами каждая. На мельнице было устроено керосиновое освещение. Там круглосуточно трудились 7 рабочих.

Водяные мельницы в Вязниковском крае в пределах бывшего Стародубского княжества появились, видимо, примерно в то же время, что и в Усолье. Известно, что одна из них находилась на реке Мстерке между селами Троицкое (Новое) Татарово и Барское Татарово. Сохранилось описание этой мельницы, составленное суздальским уездным казначеем капитаном Андреем Ивановичем Виновым в первой половине 1770-х гг.:

«Троицы Сергиевой лавры при селе Татарове мучная называемая Романовская о двух поставах [мельница], а во владении состоит за экономическими того села крестьянами половина, а другая по берегу помещичья. за нее половину [помещик платит] того села крестьянам».

Помещиком села Барское Татарово тогда был надворный советник Петр Степанович Нестеров, прокурор Суздальской провинции, он и арендовал половину водяной мельницы на реке Мстерке у крестьян села Троицкое Татарово (данное селение с середины XVI века до 1764 года являлось вотчиной Троице-Сергиевой лавры, а потом перешло в ведение Государственной коллегии экономии).

П. С. Нестеров после выхода в отставку из прокуратуры занимал в Вязниковском уезде пост предводителя дворянства, но при этом не брезговал и ремеслом мельника. Сам он, конечно, муку не молол, но доходы от помола исправно получал. Позже совладельцами этой водяной мельницы были потомки и наследники П. С. Нестерова Кашинцевы и Протасьевы.

Вторая водяная мельница находилась в самом нижнем течении реки Тары, неподалеку от места впадения ее в Клязьму близ Богоявленской слободы (Мстеры). О ней также писал капитан А. И. Винов:

«При оном же селе Татарове на реке Таре об одном поставе [водяная мельница], в которой экономического владения состоит половина, а другая помещичья. Означенную ж одну половину владеют за не явлением охочих лиц оного села Татарова крестьяне».

Таким образом, эта вторая водяная мельница, вдвое меньше первой, целиком находилась в ведении экономических (фактически государственных) крестьян села Троицкое Татарово. И хотя от этого села до устья Тары не близко (куда ближе были Барское Татарово и Богоявленская слобода), но, видимо, крестьяне Троицкого Татарова имели там отхожие пустоши — земельные угодья, закрепленные за данным селением.

Еще одна водяная мельница в конце XVIII — XIX веках находилась в среднем течении той же реки Тары в помещичьем сельце Осинки, последними владельцами которого были господа Обтяжновы. Очевидно, эта мельница возникла позже двух татаровских, но просуществовала тоже достаточно долго. Напоминанием об осинковской мельнице до сих пор служит плотина в этой деревне, которая ныне фактически выполняет функцию импровизированного мостика.

На Мстерке и Таре существовали и другие водяные мельницы (например, в самой Мстере), но уже более позднего происхождения.

Ныне же водяные мельницы у нас давно отошли в область преданий.

Николай ФРОЛОВ.

Источник: Газета «Районка, 21 век» №47 (769) от 11.12.2025 г.