Не буду уподобляться некоторым моим коллегам по платформе Дзен и требовать закрытия проекта "Тайны следствия". Многим зрителям нравится по сей день этот сериал-долгожитель. Многие смотрят с удовольствием. Зачем же отнимать у людей радость? Но вот выступить с обоснованной критикой, как говорится, сам бог велел. Иногда критика реально может пойти на пользу, если, разумеется, она конструктивная. Впрочем, вряд ли те, на кого она направлена в данном случае, вообще ею интересуются. Иначе не было бы того, что мы видим на экране каждый год последние сезонов пятнадцать фильма "Тайны следствия": скукота, ляп на ляпе, подчас откровенная халтура.
А на днях завершился, только вдумайтесь, двадцать пятый сезон. Юбилейный. Да-да, четверть века мы имеем возможность проживать вместе с героями этого кинематографического детектива. Хотя, оговорюсь сразу, истинно детективным он уже давно перестал быть. Нет и в помине тех действительно таинственных, захватывающих с первых кадров и не отпускающих уже до конца, сюжетов. То, что мы лицезреем сейчас, даже рядом не поставишь с тем, что было в самом начале. Первые сезонов пять-шесть смотрелись на одном дыхании. Более того, мы подчас не знали, как дождаться очередной серии, очередного расследования прокурорского работника Марии Швецовой. Теперь же, чего греха таить, смотрим, если можно так сказать, по инерции. По привычке. Но, наверно, ещё и в надежде, что однажды всё изменится в лучшую сторону, станет интереснее. В общем, не хочем пока предавать некогда любимый сериал. А он между тем с каждым разом становится всё более и более похожим на банальную мелодраму с элементами, я бы даже сказала, вкраплениями детективных линий. Увы!
Конечно, на юбилейный сезон возлагались особые надежды. Думалось, на этот раз сценаристы, режиссёры и продюсеры не разочаруют, расстараются настолько, что зритель будет целый год, буквально до следующего сезона, пребывать в неописуемом восторге. Не случилось. Всё, как последние лет пятнадцать. Если не хуже. Не сработал даже кинематографический приём с возвращением старых героев сериала. Не в смысле возраста, а в смысле того, что их давненько не было видно. Исчезли, так сказать, по-английски и адреса не оставили. А теперь вот появились вновь. Впрочем, об этом чуть ниже, а сейчас про героев, так сказать, постоянных, никуда не пропадавших.
Разумеется, начнём с главной героини, на которой завязан и держится весь сериал "Тайны следствия". Мария Сергеевна Швецова в исполнении актрисы Анны Ковальчук, всё также на своём посту, работает в Следственном комитете старшим следователем. Правда, всё меньше времени проводит на месте преступления, по большей части сидит в своём кабинете, руководит процессом расследования. По сравнению с ранними сезонами главная героиня чуть менее зациклена на работе, по крайней мере, трудится в основном от звонка до звонка, так сказать, с девяти до восемнадцати. Да и глаз уже заметно меньше горит на свою работу. Но, наверно, ещё хуже выглядит её личная жизнь. Когда наша героиня была замужем за бизнесменом Дмитрием Луганским (актёр Мирослав Малич), выглядела намного достойнее. Но, видимо, пятнадцать сезонов быть добропорядочной замужней дамой - непозволительная роскошь для долгоиграющего сериала. Сценаристы решили развалить некогда прочную семью. И завертелось, и понеслось. Мария Сергеевна в каждом сезоне имела уже разных партнёров в личной жизни: то врача, то коллегу, то журналиста. Однажды даже на сезон вернули господина Луганского, но и тут, что называется, не срослось.
Напомню, предыдущий, двадцать четвёртый, сезон закончился тем, что Мария Сергеевна сбегает буквально из-под венца, оставив жениха и гостей в недоумении. И прямиком в свадебном платье мчится на яхту к Олегу Платонову (актер Алексей Комашко), которого ранее отвергла, предпочтя журналиста Васнецова. И вот теперь Олег и Мария пара, но почему-то тщательно скрывают свои отношения ото всех без исключения. Смотрится это, должна сказать, как детский сад какой-то. В конце последней серии Платонов делает своей возлюбленной предложение руки и сердца. И в этот же самый миг Марии Сергеевне по телефону предлагается повышение и переезд в Москву. По мне, финальная серия получилась крайне скомканной, а последние кадры явно дают понять, что следует ждать по крайней мере ещё один сезон. Но самое главное, что я хотела сказать про главную героиню, она почему-то не стареет от слова "совсем". Более того, выглядит едва ли не свежее, чем в ранних сезонах. Чудеса да и только. Вроде бы надо радоваться, вот только на её фоне все остальные стареют явно. Как будто бы время остановилось для госпожи Швецовой, а для остальных даже убыстрилось слегка. По мне, это некий не просто видимый немой укор героям сериала, а даже, если хотите, некий приговор.
Что касается остальных героев сериала, то там ничего интересного не происходит. Подполковник Кораблёв (актёр Игорь Николаев) на протяжении всего юбилейного сезона пристраивает бездомную кошку Мусю, что выглядит крайне нудно. Хотя, знаете, даже отношения с кошкой гораздо интереснее наблюдать, чем отношения с женой Маргаритой( актриса Наталья Ионова). Дама здесь как будто лишняя. Имеется в виду не только семья, но и сериал в целом. По мне, не пришёлся данный персонаж, так сказать, ко двору. Майор Курочкин( актёр Александр Новиков) постепенно превращается в скучного стареющего опера, любящего вкусно поесть. Нет, он в отличие от многих хотя бы пытается шутить, но подчас уж очень плоско и предсказуемо. При этом больше жаль его супругу Ольгу (актриса Светлана Щедрина), которая когда-то очень ярко вписалась в сюжет детектива. Но тогда она была юристом, работником Следственного отдела, адвокатом. Сейчас же стала домохозяйкой, присматривающей за своей дочерью и сыном коллеги. Превратили некогда колоритный персонаж в достаточно проходной. В народе про таких говорят "обабилась совсем". Жаль.
Про других героев так и вообще говорить не хочется. Признаться, в прошлом сезоне делала ставки на эксперта-криминалиста Аркадия Башмакова (актёр Александр Кононец), ибо там намечался роман с коллегой Марии Швецовой - Людмилой Колонковой (актриса Ольга Павловец), но парень явно не потянул достаточно притязательную даму. И в этом сезоне герои фактически не контактировали вообще. Не спасло положение и введение в проект совсем нового персонажа Дениса Храброва (актёр Дмитрий Миллер), владельца заводов, газет, пароходов. Тот по сюжету испытывает симпатию к Марии Сергеевне, но в итоге остаётся не у дел. Признаться, не знаю, зачем сей персонаж тут был нужен вообще, разве что позлить Платонова и показать Швецову слегка ветряной особой. Очень жаль, но годы не делают главную героиню более мудрой, напротив, она словно бы постепенно впадает в пору легкомысленной юности. В общем, видимо, ставки делались на возвращение героев давних сезонов. Якобы, зрителя должна поглотить ностальгия. По мне, опять же не случилось.
Все, конечно, помнят секретаршу Зою (актриса Юлия Яковлева). Ярчайший, надо сказать, был персонаж. Ну, просто рыжая бестия. Пропала из сериала достаточно давно. Вернулась, надо радоваться, но не тут-то было. Во-первых, эпизодов с её участием было не так много, как бы хотелось. Во-вторых, актриса, а значит, и героиня заметно состарилась. Я бы могла смело ей дать лет семьдесят, когда она по сюжету должна быть немногим старше самой Швецовой. Сейчас же при общих сценах дамы выглядят, как мать и дочь, не сказать бы, бабушка и внучка. Показали и бывшего супруга Зои -журналиста Старосельцева (актёр Олег Алмазов), но и тут очень короткие эпизоды, не более того. А ведь когда-то, в нескольких сезонах сериала "Тайны следствия" данный герой был очень заметен, выходя подчас на первые планы. Ещё мельче показали бывшего, самого первого, мужа Швецовой - Андрея (актёр Александр Чевычелов). Персонаж банально потерял банковскую карту, которую потом находят у преступников. Швецова встречается в кафе с бывшим мужем, дабы выяснить некоторые нюансы, а тот приглашает их общую дочь Злату посетить авангардную выставку. А потом, сославшись на занятость, отменяет приглашение. Что тут к чему, вообще не понятно. Просто притянуто за уши, лишь бы герой появился в кадре.
Не обошлось и без появления второго супруга Марии Сергеевны, уже упомянутого выше, Дмитрия Луганского. Признаться, ещё и не успели по нему соскучиться, ибо пару лет назад он был героем целого сезона. Здесь Луганский предстаёт, как любитель и защитник национального наследия страны. Проще говоря, выкупает у разных лиц предметы старины, яляющиеся культурными ценностями. Живёт, правда, в Тихвине, и с бывшей женой даже ни разу не встречается ни разу в одном кадре. Немного удивляет, но больше возмущает появление бывшего следователя - Бориса Шилова (актёр Антон Ксенев). Дело в том, что данный персонаж, живущий на две семьи, в свободное от основной работы время успевал брать взятки, отмазывая преступников, и даже убил человека. Разумеется, его посадили. Да вот случилось это всего пару лет назад. И вдруг в нынешнем сезона он уже работает охранником в спортивном комплексе. Там случается преступление, он немного помогает Леониду Кораблёву в раскрытии, а потом даже просится к тому на работу. Разумеется, получает отказ. Но всё это, как насмешка над самим сериалом "Тайны следствия", ежели правосудие не способно наказать по заслугам.
Но, знаете, больше других, по-моему, пострадали два персонажа из прошлых сезонов: Николай Филонов( актёр Игорь Григорьев) и Альбина (актриса Алла Довлатова). Первый на протяжении долгих лет был следователем, даже какое-то время являлся непосредственным начальником самой Марии Швецовой. Личность, далеко не однозначная, но всё-таки харизматичная. Мне, например, нравились даже его отрицательные черты, ибо актёр играл великолепно, а подчас и антигерои могут восхищать. Потом господин Филонов пропал из сериала, его стали забывать. Но вот зачем-то вновь вывели на свет божий, но с каким-то невнятным эпизодом. Вроде как Николай Петрович работает юрист-консультом у, как выясняется, не совсем порядочного гражданина. Конечно, Филонов помогает вывести этого человека на чистую воду, но на этом всё. Что-то не очень вразумительное вышло.
А некогда лучшая подруга Швецовой - Альбина, вроде как приезжает из-за границы после восемнадцати лет отсутствия. Что же, как говорится, бывает. Вот только не очень понятно, почему подруги не общались всё это время, ведь телефонную и другие дистанционные связи никто пока не отменял. Более того, при встрече Мария Сергеевна особой радости не выказывает, точнее, Ковальчук сыграла эту встречу плохо. А сама Альбина просто жаждет выдать подругу замуж и втихомолку встречается с Денисом Храбровым, так сказать, разведать обстановку. В общем, лезет не в своё дело. Вот и весь эпизод с некогда, можно сказать, украшением сериала. Да-да, уверена, именно Альбина чисто внешне не уступала ни в чём Швецовой, а частенько выглядела намного ярче и красивее. И сезоны с её участием смотрелись наиболее зрелищно. Сейчас, правда, дама заметно растолстела и уже не столь свежа. Но всё равно можно было придумать сюжетную линию с её участием и получше, дав возможность зрителям насладиться игрой Довлатовой.
Очень надеялась, что вернут в "Тайны следствия" оперативного работника Владимира Винокурова (актёр Сергей Барышев). Персонаж был и весьма заметный, и достаточно яркий. Кстати, питал чувства к Марии Швецовой, но та считала его лишь хорошим другом. Потом Винокуров женился на ярком персонаже - Евгении Анатольевне(актриса Эмилия Спивак), которая сначала была следователем, а потом переквалифицировалась в адвокаты. Героиня также исчезла из сериала достаточно внезапно. Причин этого не знаю, а вот почему пропал Винокуров, в курсе. Сергей Барышев неоднократно прояснял ситуацию на этот счёт. Оказывается в данном проекте тёплый примваген полагается лишь главной актрисе, стало быть, Анне Ковальчук. Остальные артисты гримируются и переодеваются, где придётся. При этом одежда у персонажей часто не по сезону, из-за чего многие часто простужаются. Однажды Барышеву эта ситуация надоела, и он попросил у продюсеров примваген. Те, очевидно, посчитали это неслыханной наглостью, и Винокуров исчез из сериала "Тайны следствия". А вот вернуть его пока, видимо, не захотели.
В общем, как ни крути, актёров сериала "Тайны следствия" откровенно жалко. Ведь все они попали в некую западню. Артист вообще профессия достаточно зависимая. И от режиссёров, и от продюсеров, и от сценаристов. Похоже, сейчас сериал находится не в самых профессиональных руках. Сценарии крайне слабые, сюжеты не слишком продуманные, диалоги банальные. Скажу больше, создаётся впечатление, что нынешние сценаристы просто не видели прошлые сезоны, им, видимо, лень с ними ознакомиться. Хоть подсказал бы им кто-нибудь, что у Марии Швецовой не только дочь Злата, а ещё есть старший сын и приёмная дочь. Но, о них, как говорится, ни гу-гу. Не понимая, как, не зная прошлое героев, можно писать их настоящее?! От этого и ляп на ляпе, и откровенно слабые сюжетные линии, а уж про детективные составляющие вообще молчу. Лично я в доброй половине серий нового сезона преступников вычисляла едва ли не с первых кадров, опережая саму госпожу Швецову на много шагов вперёд. Это для детективного сериала, разумеется, не просто не очень хорошо, это провально.
Но, если вы меня спросите, буду ли смотреть дальше, отвечу положительно. Буду. Может, по привычке, может, из-за чего-то ещё. Тем более, традиционно новые сезоны идут в декабре, в преддверии Нового года. Поэтому каждый раз верится в чудо. А вдруг на этот раз будет что-то очень и очень интересное! Захватывающее! Как говорится, ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад...
Выводы, как всегда, делайте сами. МыслиТЕ, одним словом.
ЯНА СОВА
фото взято в интернете из открытых источников. Спасибо автору.
Если публикации канала вызывают интерес, предлагаю подписаться. При желании можно ставить "лайки".