В Зелёной гостиной мурановского усадебного дома привлекает внимание деревянный угловой киот, бережно хранящий старинные семейные иконы рода Энгельгардтов. Этот уголок словно переносит нас в прошлое, позволяя прикоснуться к духовной культуре русского дворянства XIX века. На нижней полке киота можно увидеть Казанскую икону Божией Матери, на верхней — образ Богородицы «Знамение». О последней иконе пойдёт речь сегодня в нашей традиционной рубрике #СобраниеМураново.
- ⏳ -
Икона выполнена в технике темперы на деревянной доске, её размеры составляет 60,2 на 52,5 см, а вес достигает внушительных 6450 граммов. От иконы сохранился также роскошный серебряный оклад с драгоценными камнями, который сейчас хранится отдельно в фондах музея. Оклад с иконы был снят только перед реставрацией в 1982 году.
По сторонам иконы мы видим изображения святых: святого великомученика Георгия Победоносца, святого великомученика Иакова Персиянина, святого преподобного Макария Великого и святого преподобного Онуфрия Великого. В нижней части иконы, на тёмном поле, имеется надпись на церковно-славянском языке: «И́стинное изображе́нїе подо́бїе имѣ́ра Сса́мого чюдотво́рнаго ѽбраза зна́менїѧ прес҃ты́ѧ бдцы ѩ́же овели́ком нобѣ гра́дѣ. пи́санъ ҂аѱ з҃і году» («Истинное изображение подобие и мера самого чудотворного образа Знамения Пресвятой богородицы, яже в Великом Нове граде. Писано в 1717 г.»). Таким образом, дата написания иконы — 1717 год.
В центре иконы мы видим Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно поднимающая Свои руки вверх; на груди её, на фоне круглого щита (или сферы) — благословляющий Божественный Младенец. Иконография образа «Знамение» относится к типу Великой Панагии, прообразы которого известны ещё с первых веков христианства. Древнейшие образцы подобных композиций сохранились в катакомбах Рима, где встречаются первые живописные образы Девы Марии с Младенцем Христом.
Традиционно «Знамение» представляет собой фигуру Богородицы, воздевшей руки в молении, с изображением Младенца Христа на груди. Эта композиция связана с текстом пророка Исайи, предсказавшего рождение Спасителя мира: «...Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил». Это пророчество стало основой всей христианской доктрины Боговоплощения, и потому подобные изображения получили широкое распространение в православном искусстве.
История почитания иконы тесно связана с событием, произошедшим в XII веке в Великом Новгороде. Во время осады города войском князя Андрея Боголюбского жители обратились к образу Божией Матери, выставив его на городской стене. Одна из стрел неприятеля угодила в иконописный лик Пресвятой Богородицы, вызвав появление слёз на Её изображении. После этого войска новгородцев одержали победу над врагом. Это событие положило начало установлению праздника в честь Знамения Божией Матери, отмечаемого ежегодно 10 декабря (27 ноября по старому стилю).
Икона принадлежала семейству Энгельгардтов и передавалась из поколения в поколение. Глава семьи Лев Николаевич Энгельгардт (1766—1836), хозяин усадьбы Мураново, оставил значительный след в военной истории России и отечественной мемуаристике. Л.Н. Энгельгардт был участником многих военных кампаний и автором исторических «Записок» о временах правления Екатерины II, Павла I и Александра I. Обычно семья проводила в усадьбе летние месяцы, живя в не сохранившемся до нашего времени одноэтажном деревянном доме на каменном фундаменте. В имении была устроена домовая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. Судя по сохранившимся документам, церковь находилась непосредственно в господском доме, она была освящена 11 мая 1817 года.
Жизнь Л.Н. Энгельгардта не обошли стороною несчастья: ранняя смерть детей, смерть любимой супруги Екатерины Петровны в 1821 году, тяжёлая неизлечимая болезнь сына Петра. Лев Николаевич переносил эти скорби с истинным смирением, подобно библейскому Иову, без ропота на Бога. В молитве и чтении Священного Писания находил он утешение и обретал жизненные силы.
Икона Божией Матери «Знамение» была завещана именно упомянутому Петру Львовичу Энгельгардту (1800–1848) и какое-то время принадлежала ему. Пётр был поручиком Ряжского пехотного полка, но в течение своей службы был замечен в ряде труднообъяснимых поступков, в том числе и в растрате выданных ему крупных казенных сумм, и признан душевнобольным. С декабря 1826 года имение Мураново принадлежало Петру, но в 1827 году по просьбе отца и в соответствии с указом императора Николая I над отставным поручиком была учреждена дворянская опека.
Л.Н. Энгельгардт составлял завещание три раза: в 1818, 1828 и 1834 годах. В завещании, составленном в январе 1818 года, читаем: « <…> благословляем сына нашего Петра Образом Знамения Пресвятыя Богородицы, дочь нашу Настасью образом Спасителя, дочь нашу Наталью образом Боголюбския Богоматери, дочь нашу Софью образом Рожества Пресвятыя Богородицы…».
✒ Из Завещания, составленного 10 февраля 1828 года: « <…> завещаю вместе с матерью Вашею и благословляем.
1-е. сына нашего Петра Образом Знамения Пресвятыя Богородицы и всеми образами, которыя в Мурановской Церкви и в московском доме сзади мною на досках надписано моей рукой Петру.
2-е. дочь Настасью сверх тех образов, которыми благословил её при замужестве всеми теми образами, которые в Мурановской Церкви и сзади мною на досках надписано моею рукою Настасье.
3-е. дочь Софью благословляем образом рожества Пресвятыя Богородицы и всеми теми образами, которые в Мурановской Церкви и в Московском доме и сзади мною на досках надписано моею рукою Софье».
Из сравнения этих двух завещаний следует, что образ Знамения Богородицы, завещанный Петру, находился в мурановском доме, ибо упоминается в январском Завещании 1818 года, когда церковь Казанской Божией Матери в Муранове ещё не была освящена.
Таким образом, икона находилась в угловом киоте, который никогда не покидал своего места: в усадебный период — спальни хозяйки дома, в музейный период — Зелёной гостиной. Сначала здесь была спальня старшей сестры Л.Н. Энгельгардта Настасьи Львовны, в замужестве Боратынском, затем — младшей, Софьи Львовны, в замужестве Путяты. Трудно сказать что-либо конкретное о спальне первой владелицы дома Анастасии Львовны Боратынской (урождённой Энгельгардт). Но несомненно, что у её сестры С.Л. Путяты стоял именно этот киот. После смерти С.Л. Путяты в 1884 году никто из обитателей не сделал эту комнату своей. Постепенно она превратилась в одну из гостиных дома, в которой останавливались гости усадьбы. Например, её занимала Эрнестина Фёдоровна Тютчева, вдова поэта, если оставалась с детьми, когда родители ненадолго уезжали.
Сегодня эту удивительную икону, наполняющую пространство Музея-заповедника «Усадьба «Мураново» особой атмосферой духовности и семейной преемственности, по-прежнему можно увидеть в экспозиции музея. Она напоминает нам о глубоких традициях русской православной культуры, связывая поколения через веру и искусство.
⠀
📝 Материал подготовил Александр Сахно.
⠀
⠀
🎄 Новогодние программы в Муранове • билеты
🎫 Пушкинская карта – бесплатный ежедневный доступ в мир искусства!
📲 программа мероприятий ВЫХОДНЫЕ В МУРАНОВЕ: быть в курсе