Найти в Дзене

Собрание Мураново: образ Богородицы «Знамение».

В Зелёной гостиной мурановского усадебного дома привлекает внимание деревянный угловой киот, бережно хранящий старинные семейные иконы рода Энгельгардтов. Этот уголок словно переносит нас в прошлое, позволяя прикоснуться к духовной культуре русского дворянства XIX века. На нижней полке киота можно увидеть Казанскую икону Божией Матери, на верхней — образ Богородицы «Знамение». О последней иконе пойдёт речь сегодня в нашей традиционной рубрике #СобраниеМураново. - ⏳ - Икона выполнена в технике темперы на деревянной доске, её размеры составляет 60,2 на 52,5 см, а вес достигает внушительных 6450 граммов. От иконы сохранился также роскошный серебряный оклад с драгоценными камнями, который сейчас хранится отдельно в фондах музея. Оклад с иконы был снят только перед реставрацией в 1982 году. По сторонам иконы мы видим изображения святых: святого великомученика Георгия Победоносца, святого великомученика Иакова Персиянина, святого преподобного Макария Великого и святого преподобного Онуфрия
Икона Божией Матери «Знамение». Россия. 1717 г. Дерево, темпера.
Икона Божией Матери «Знамение». Россия. 1717 г. Дерево, темпера.
Мураново. Зелёная гостиная. Фотография А.В. Котуранова.
Мураново. Зелёная гостиная. Фотография А.В. Котуранова.

В Зелёной гостиной мурановского усадебного дома привлекает внимание деревянный угловой киот, бережно хранящий старинные семейные иконы рода Энгельгардтов. Этот уголок словно переносит нас в прошлое, позволяя прикоснуться к духовной культуре русского дворянства XIX века. На нижней полке киота можно увидеть Казанскую икону Божией Матери, на верхней — образ Богородицы «Знамение». О последней иконе пойдёт речь сегодня в нашей традиционной рубрике #СобраниеМураново.

- ⏳ -

Икона выполнена в технике темперы на деревянной доске, её размеры составляет 60,2 на 52,5 см, а вес достигает внушительных 6450 граммов. От иконы сохранился также роскошный серебряный оклад с драгоценными камнями, который сейчас хранится отдельно в фондах музея. Оклад с иконы был снят только перед реставрацией в 1982 году.

По сторонам иконы мы видим изображения святых: святого великомученика Георгия Победоносца, святого великомученика Иакова Персиянина, святого преподобного Макария Великого и святого преподобного Онуфрия Великого. В нижней части иконы, на тёмном поле, имеется надпись на церковно-славянском языке: «И́стинное изображе́нїе подо́бїе имѣ́ра Сса́мого чюдотво́рнаго ѽбраза зна́менїѧ прес҃ты́ѧ бдцы ѩ́же овели́ком нобѣ гра́дѣ. пи́санъ ҂аѱ з҃і году» («Истинное изображение подобие и мера самого чудотворного образа Знамения Пресвятой богородицы, яже в Великом Нове граде. Писано в 1717 г.»). Таким образом, дата написания иконы — 1717 год.

В центре иконы мы видим Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно поднимающая Свои руки вверх; на груди её, на фоне круглого щита (или сферы) — благословляющий Божественный Младенец. Иконография образа «Знамение» относится к типу Великой Панагии, прообразы которого известны ещё с первых веков христианства. Древнейшие образцы подобных композиций сохранились в катакомбах Рима, где встречаются первые живописные образы Девы Марии с Младенцем Христом.

Традиционно «Знамение» представляет собой фигуру Богородицы, воздевшей руки в молении, с изображением Младенца Христа на груди. Эта композиция связана с текстом пророка Исайи, предсказавшего рождение Спасителя мира: «...Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил». Это пророчество стало основой всей христианской доктрины Боговоплощения, и потому подобные изображения получили широкое распространение в православном искусстве.

История почитания иконы тесно связана с событием, произошедшим в XII веке в Великом Новгороде. Во время осады города войском князя Андрея Боголюбского жители обратились к образу Божией Матери, выставив его на городской стене. Одна из стрел неприятеля угодила в иконописный лик Пресвятой Богородицы, вызвав появление слёз на Её изображении. После этого войска новгородцев одержали победу над врагом. Это событие положило начало установлению праздника в честь Знамения Божией Матери, отмечаемого ежегодно 10 декабря (27 ноября по старому стилю).

Икона принадлежала семейству Энгельгардтов и передавалась из поколения в поколение. Глава семьи Лев Николаевич Энгельгардт (1766—1836), хозяин усадьбы Мураново, оставил значительный след в военной истории России и отечественной мемуаристике. Л.Н. Энгельгардт был участником многих военных кампаний и автором исторических «Записок» о временах правления Екатерины II, Павла I и Александра I. Обычно семья проводила в усадьбе летние месяцы, живя в не сохранившемся до нашего времени одноэтажном деревянном доме на каменном фундаменте. В имении была устроена домовая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. Судя по сохранившимся документам, церковь находилась непосредственно в господском доме, она была освящена 11 мая 1817 года.

Жизнь Л.Н. Энгельгардта не обошли стороною несчастья: ранняя смерть детей, смерть любимой супруги Екатерины Петровны в 1821 году, тяжёлая неизлечимая болезнь сына Петра. Лев Николаевич переносил эти скорби с истинным смирением, подобно библейскому Иову, без ропота на Бога. В молитве и чтении Священного Писания находил он утешение и обретал жизненные силы.

Икона Божией Матери «Знамение» была завещана именно упомянутому Петру Львовичу Энгельгардту (1800–1848) и какое-то время принадлежала ему. Пётр был поручиком Ряжского пехотного полка, но в течение своей службы был замечен в ряде труднообъяснимых поступков, в том числе и в растрате выданных ему крупных казенных сумм, и признан душевнобольным. С декабря 1826 года имение Мураново принадлежало Петру, но в 1827 году по просьбе отца и в соответствии с указом императора Николая I над отставным поручиком была учреждена дворянская опека.

Л.Н. Энгельгардт составлял завещание три раза: в 1818, 1828 и 1834 годах. В завещании, составленном в январе 1818 года, читаем: « <…> благословляем сына нашего Петра Образом Знамения Пресвятыя Богородицы, дочь нашу Настасью образом Спасителя, дочь нашу Наталью образом Боголюбския Богоматери, дочь нашу Софью образом Рожества Пресвятыя Богородицы…».

✒ Из Завещания, составленного 10 февраля 1828 года: « <…> завещаю вместе с матерью Вашею и благословляем.

1-е. сына нашего Петра Образом Знамения Пресвятыя Богородицы и всеми образами, которыя в Мурановской Церкви и в московском доме сзади мною на досках надписано моей рукой Петру.

2-е. дочь Настасью сверх тех образов, которыми благословил её при замужестве всеми теми образами, которые в Мурановской Церкви и сзади мною на досках надписано моею рукою Настасье.

3-е. дочь Софью благословляем образом рожества Пресвятыя Богородицы и всеми теми образами, которые в Мурановской Церкви и в Московском доме и сзади мною на досках надписано моею рукою Софье».

Из сравнения этих двух завещаний следует, что образ Знамения Богородицы, завещанный Петру, находился в мурановском доме, ибо упоминается в январском Завещании 1818 года, когда церковь Казанской Божией Матери в Муранове ещё не была освящена.

Таким образом, икона находилась в угловом киоте, который никогда не покидал своего места: в усадебный период — спальни хозяйки дома, в музейный период — Зелёной гостиной. Сначала здесь была спальня старшей сестры Л.Н. Энгельгардта Настасьи Львовны, в замужестве Боратынском, затем — младшей, Софьи Львовны, в замужестве Путяты. Трудно сказать что-либо конкретное о спальне первой владелицы дома Анастасии Львовны Боратынской (урождённой Энгельгардт). Но несомненно, что у её сестры С.Л. Путяты стоял именно этот киот. После смерти С.Л. Путяты в 1884 году никто из обитателей не сделал эту комнату своей. Постепенно она превратилась в одну из гостиных дома, в которой останавливались гости усадьбы. Например, её занимала Эрнестина Фёдоровна Тютчева, вдова поэта, если оставалась с детьми, когда родители ненадолго уезжали.

Сегодня эту удивительную икону, наполняющую пространство Музея-заповедника «Усадьба «Мураново» особой атмосферой духовности и семейной преемственности, по-прежнему можно увидеть в экспозиции музея. Она напоминает нам о глубоких традициях русской православной культуры, связывая поколения через веру и искусство.

📝 Материал подготовил Александр Сахно.


🎄
Новогодние программы в Муранове • билеты
🎫 Пушкинская карта – бесплатный ежедневный доступ в мир искусства!
📲 программа мероприятий ВЫХОДНЫЕ В МУРАНОВЕ: 
быть в курсе