Найти в Дзене
«Фабрика Слухов»

От «Похождений императора» до «Зверополиса 2»: лучшие работы Disney и Pixar за 25 лет

За последние 25 лет Disney и Pixar успели подарить зрителям все – от дерзких комедий и семейных драм до философских притч о душе и памяти. В этом рейтинге собраны лучшие фильмы и мультфильмы, созданные студией с 2000-го по 2025‑й годы – те, что определяли лицо студии и превращались в культовые ленты для поколения Z. Проверь, сколько из них есть в твоем списке любимых. Изначально задуманная как музыкальная вариация на тему «Принца и нищего», картина превратилась в сумасшедшую комедию про разбалованного императора, превращенного в ламу, и упрямого крестьянина. Мультфильм показался критикам слишком легкомысленным и получил смешанные отзывы, но со временем стал культовой – именно здесь студия позволила своим аниматорам «оторваться» и выдала одни из самых смешных сцен в своей истории. Этот мультфильм с первого дня стал хитом и продолжил победное шествие Pixar. Студия буквально выглянула из «шкафа» и объяснила, чем занимаются монстры, когда не пугают детей. Идея мира остров, работающих на фа
Оглавление

За последние 25 лет Disney и Pixar успели подарить зрителям все – от дерзких комедий и семейных драм до философских притч о душе и памяти. В этом рейтинге собраны лучшие фильмы и мультфильмы, созданные студией с 2000-го по 2025‑й годы – те, что определяли лицо студии и превращались в культовые ленты для поколения Z. Проверь, сколько из них есть в твоем списке любимых.

2000 – «Похождения императора» (The Emperor’s New Groove)

Изначально задуманная как музыкальная вариация на тему «Принца и нищего», картина превратилась в сумасшедшую комедию про разбалованного императора, превращенного в ламу, и упрямого крестьянина.

-2

Мультфильм показался критикам слишком легкомысленным и получил смешанные отзывы, но со временем стал культовой – именно здесь студия позволила своим аниматорам «оторваться» и выдала одни из самых смешных сцен в своей истории.

2001 – «Корпорация монстров» (Monsters, Inc.)

Этот мультфильм с первого дня стал хитом и продолжил победное шествие Pixar.

-3

Студия буквально выглянула из «шкафа» и объяснила, чем занимаются монстры, когда не пугают детей. Идея мира остров, работающих на фабрике криков оказалась не только изобретательной, но и невероятно обаятельной. А ключом к успеху стала дружба Салли и Майка – один из самых харизматичных дуэтов в истории анимации. Фильм стал самым кассовым анимационным релизом года.

2002 – «Лило и Стич» (Lilo & Stitch)

После ренессанса 90‑х анимационный отдел Disney в нулевые работал не так ровно, но «Лило и Стич» стали безусловной вершиной. Фильм объединяет современную гавайскую реальность, научную фантастику и комедию, но главное – пронзительную семейную драму.

-4

Лило – одна из самых «живых» и прописанных героинь Disney, а Стич – персонаж, которому в диснеевской библиотеке нет аналогов. История сиротства, ответственности и понятия «Охана» (семья, где никого не бросают и не забывают) показала удивительно реалистичные отношения между сестрами и доказала, что Disney может быть не только сказочным, но и очень земным.

2003 – «В поисках Немо» (Finding Nemo)

2003 год был подарком для фанатов Disney: «Пираты Карибского моря: Проклятие Черной жемчужины», «Братец медвежонок»… Но именно путешествие в подводный мир вывело анимацию на новый уровень.

-5

«В поисках Немо» 11 недель держался в десятке лидеров проката и обошел «Короля Льва» по сборам, став на тот момент самым кассовым анимационным фильмом. Завораживающая картинка, галерея запоминающихся персонажей и вдохновляющая история о страхах и доверии заставляли зрителей возвращаться в кино, чтобы вновь увидеть этот замечательный мультфильм. Это одна из тех работ, которая одинаково сильно действует и на детей, и на взрослых.

2004 – «Суперсемейка» (The Incredibles)

К пятому полнометражному фильму Pixar студия впервые сосредоточилась на людях – пусть и на супергероях. К тому же режиссером стал не «домашний» автор студии, а приглашенный Брэд Берд («Стальной гигант», «Симпсоны»).

-6

Изначально задуманная как 2D‑картина, «Суперсемейка» идеально перешла в 3D. При этом сценарий здесь не менее важен, чем визуал. Фильм работает одновременно как шпионский триллер, супергеройское кино и семейная драмеди. История о кризисе, скрытых талантах и балансе между работой и домом оказалась до болезненного узнаваемой.

2005 – «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и платяной шкаф»

Экранизацию романа К. С. Льюиса пытались сделать не раз, но именно версия от Disney стала «главной» для поколения. В 2005‑м визуальные технологии, наконец, догнали авторскую фантазию: Нарния, и ее обитатели ожили так, как мечтали читатели.

-7

Здесь безупречно все: спецэффекты, декорации, оскароносный грим и кастинг. Братья и сестры Певенси, особенно юная Люси в исполнении Джорджи Хенли, попали в образ, а дуэт Джеймса Макэвоя (мистер Тумнус) и Тильды Суинтон (Белая Колдунья) выглядят так, словно сошли со страниц книги. По уровню это, пожалуй, самая близкая ответка «Властелину колец».

2006 – «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца»

Первая часть «Пиратов» остается лучшим фильмом франшизы, но «Сундук мертвеца» часто недооценивают. При этом это самый кассовый фильм 2006 года и единственный эпизод серии, заработавший «Оскар» за визуальные эффекты.

-8

Искрометные реплики, изобретательные экшен-сцены и до сих пор впечатляющий Дэйви Джонс сделали сиквел образцовым приключенческим кино. По накалу он напоминает «Храм судьбы», а по драматическому финалу – «Империя наносит ответный удар», заслуживая гораздо больше признания, чем порой получает.

2008 – «ВАЛЛ·И» (Wall‑E)

Pixar всегда славились диалогами, поэтому ставка на почти немое кино казалась рискованной. У ВАЛЛ·И слов чуть больше, чем у R2‑D2, но визуальный язык фильма оказался красноречивее любых монологов.

-9

Это и экологическая антиутопия о будущем, где ленивое человечество полностью зависит от корпораций, и трогательная история любви двух роботов. Картина смотрится как предупреждение о том, к чему может привести потребительский образ жизни, и при этом остается одной из самых добрых и человечных работ Pixar.

2009 – «Вверх» (Up)

В 2009‑м Disney вернулись к классическому мюзиклу с «Принцессой и лягушкой», но главный удар по сердцу нанес «Вверх». История любви Карла и Элли, рассказанная в нескольких минутах без диалогов, стала одной из самых эмоциональных сцен в анимации.

-10

Даже после смерти Элли, ее присутствие ощущается в каждом решении Карла, который, наконец, отправляется в путешествие своей мечты. Огромные птицы, говорящие собаки и дом на воздушных шарах лишь обрамляют главное – мысль о том, что величайшее приключение жизни может быть спрятано в повседневных радостях с любимым человеком.

2010 – «История игрушек 3» (Toy Story 3)

2010‑е стали десятилетием ностальгии, и Disney отметили его сразу двумя фильмами: «Рапунцель: Запутанная история» обновила традицию принцесс, а «История игрушек 3» заставила взрослых плакать в кинозале чуть ли не чаще детей.

-11

Сиквел особенно задел тех, кто рос вместе с Энди и видел первую часть в детстве. Но история расставания с любимыми игрушками близка любому, кто когда‑то держался за свое прошлое. Третья часть одновременно подводит итог и открывает новую главу, говоря о том, что иногда «отпустить» – это тоже акт любви.

2012 – «Ральф» (Wreck‑It Ralph)

«Ральф» легко можно было принять за проект Pixar: мир внутри аркадных игр, юмор и теплая история дружбы напоминают «Историю игрушек». В то время как Pixar выпустили более «классическую» сказку «Храбрая сердцем», Disney рискнули окунуться в игровую культуру.

-12

Режиссер Рич Мур рассказал историю «злодея», который хочет быть хорошим, и гонщицы‑аутсайдера, мечтающей о трассе. Это не только редкий удачный «фильм по мотивам видеоигр», но и трогательное кино о самоценности, принятии своей роли и поиске предназначения.

2013 – «Холодное сердце» (Frozen)

После «Храброй сердцем», где акцент сместился с романа на семью, «Холодное сердце» еще сильнее углубило тему сестринской любви. Связь Анны и Эльзы чувствуется даже тогда, когда они разделены стенами и тайнами.

-13

Фильм не только подарил миру песню «Let It Go», в русской версии «Отпусти и забудь», но и пересмотрел саму концепцию «истинной любви»: это уже не поцелуй принца, а жертва ради родного человека. При этом лента ловко подшучивает над старыми штампами Disney и в то же время остается, возможно, самым «диснеевским» фильмом своего времени.

2015 – «Головоломка» (Inside Out)

После игрушек, машин и роботов Pixar логично добрались до воплощенных эмоций. Действие «Головоломки» разворачивается в голове 11‑летней Райли, где ее чувствами управляют Радость, Печаль, Гнев, Страх, Брезгливость и компания.

-14

Фильм одновременно прост и сложен: дети считывают базовые эмоции, взрослые – метафоры, устройство памяти и тонкие шутки о фактах и мнениях. Главное послание – в том, что Печаль так же важна, как Радость, и без нее невозможно взрослеть. Результат – один из самых терапевтичных и обсуждаемых проектов Pixar.

2016 – «Моана» (Moana)

В 2016‑м Disney выпустили сразу два мощных фильма: «Зверополис» с актуальной притчей о предрассудках и «Моану» – возвращение к мюзиклу.

-15

Рон Клементс и Джон Маскер вдохновились полинезийской мифологией, а не готовым литературным первоисточником. Океан здесь – персонаж, татуировки – ожившая 2D‑анимация, а дуэт Моаны и Мауи дает один из самых харизматичных союзов студии. Песни добавили свежее звучание и сделали зов океана практически физически ощутимым.

2017 – «Тайна Коко» (Coco)

Смерть присутствует в Disney со времен «Бэмби», но «Тайна Коко» предлагает уникальный взгляд через традицию Дня мертвых. Фильм утверждает: пока мы помним ушедших, они продолжают жить в нашем сердце.

-16

Музыка в картине – не просто украшение, а ключ к сюжету и памяти. Песня «Не забывай» звучит несколько раз в разных контекстах, каждый раз раскрывая новый смысл. Это история о семье, наследии и силе искусства, которая учит слушать не только слова, но и друг друга.

2019 – «Холодное сердце 2» (Frozen II)

Сиквелы от Disney не всегда радовали, но «Холодное сердце 2» пошло другим путем. Вместо простого повторения формулы создатели предложили более мрачную, взрослую историю, углубив мир и героев.

-17

В центре сюжета – самоценность и поиск своего голоса, а франшиза растет вместе со зрителями, оставляя надежду на продолжение.

2020 – «Душа» (Soul)

Pixar не впервые задаются экзистенциальными вопросами, но «Душа» заходит особенно далеко. Это фильм о смысле жизни, о том, что делает нас самими собой, и о том, зачем вообще просыпаться утром.

-18

При всей тяжеловесности тем, лента полна юмора, джазовой легкости и визуальной изобретательности. Для детей «Душа» – красочное приключение, для взрослых – почти философская притча о кризисе среднего возраста и поиске радости в простых моментах. Картина мягко напоминает: важно не только «найти призвание», но и научиться просто жить.

2021 – «Энканто» (Encanto)

В «Энканто» нет злодея в привычном понимании. Есть дом, семья Мадригал и груз ожиданий, под которым трещат по швам отношения детей и взрослых. История, вдохновленная Колумбией, сияет яркими красками и музыкой.

-19

Но главное – внимательный взгляд к каждому члену семьи. Неудивительно, что фильм взял «Оскар» и стал новым анимационным ориентиром Disney.

2024 – «Головоломка 2» (Inside Out 2)

Возвращение в голову повзрослевшей Райли стало одним из самых ожидаемых проектов Pixar и полностью оправдало ожидания. Сиквел расширил эмоциональный «каст»: к Радости и Печали и другим основным героям истории присоединились Тревога, Зависть, Смущение и Апатия.

-20

Фильм исследует подростковый возраст, когда чувства становятся сложнее, а самооценка – хрупче. Шутки летят одна за другой, но под ними лежит серьезная мысль: взрослеть – значит не избавляться от «некомфортных» эмоций, а учиться жить с ними в мире. «Головоломка 2» стала редким продолжением, которое не просто повторяет концепцию, а развивает ее.

2025 – «Зверополис 2» (Zootopia 2)

Два лучших сиквела подряд – редкая удача даже для Disney. «Зверополис 2» доказал, что расширять вселенную иногда действительно стоит. Фильм сохранил социальную остроту оригинала, но переключил внимание на новые проблемы.

-21

На этот раз лента исследует классовое неравенство внутри самих хищников и показывает, как обновленные системы все еще могут воспроизводить несправедливость в более скрытых формах.

Напарники Ник и Джуди остаются ядром повествования, а их развитие не дает истории превратиться в лозунг без эмоций. Баланс отсылок к первой части, свежих идей и детально спрятанных пасхалок делает сиквел обязательным к просмотру для фанатов оригинала.