2024 год стал поистине триумфальным для кинематографа в жанре научной фантастики благодаря таким фильмам, как «Дюна: Часть вторая», «Чужой: Ромул» и «Субстанция», среди прочих. Поэтому 2025-му пришлось вступать в наследство с высокой планкой.
Хотя в этом году, возможно, и не появилось столько традиционных блокбастеров, сколько в предыдущие годы, режиссёры и сценаристы продолжают находить изобретательные способы исследовать такие темы, как эксплуатация, экологический крах и ужас телесности — от крупнобюджетных супергеройских лент до независимых хорроров, которые буквально покорили критиков.
Год ещё не завершился, но уже вышло достаточно фильмов, чтобы составить сильный список научно-фантастических работ, достойных внимания. Опираясь как на собственные предпочтения, так и на общий консенсус критиков и зрителей относительно лучших научно-фантастических картин года, я собрал богатую коллекцию фильмов, которые стоит посмотреть.
«28 лет спустя»
«28 лет спустя» — третий фильм в постапокалиптической франшизе, наполненной зомби, начавшейся в 2002 году с «28 дней спустя». Действие разворачивается спустя 28 лет после вспышки вируса Ярости, которая опустошила население планеты и вернула человечество к состоянию изоляции, отчаяния и истощающихся ресурсов.
Между «28 дней спустя» и этим фильмом произошло множество событий, которые стоило бы вспомнить, однако картина и сама даёт необходимый контекст: в самом начале показан флэшбэк, в котором мы видим юношу по имени Джимми Кристал (Рокко Хейнс) в момент первоначальной вспышки вируса.
Сразу неясно, как история Джимми связана с жизнью героев нового фильма — сборщика ресурсов Джейми (Аарон Тейлор-Джонсон), его жены Айлы (Джоди Комер) и их сына Спайка (Альфи Уильямс). Однако к финалу фильма становится очевидно, что франшиза продолжает закладывать основу для будущих частей.
Хотя на первый взгляд «28 лет спустя» может не восприниматься как научная фантастика, картина предлагает глубокое размышление о предназначении медицины и холодной науке вирусных эпидемий.
«Фантастическая четвёрка: Первые шаги»
Кинематографическая вселенная Marvel началась с «Железного человека» — супергероя, чья сила основана на инженерном гении Тони Старка. Вследствие этого вся КВМ всегда делала упор на футуристические технологии, а не на врождённые сверхспособности.
В фильме «Фантастическая четвёрка: Первые шаги» настоящая «супер»-сила — не столько в самих четырёх главных героях, сколько в интеллекте Рида Ричардса (Педро Паскаль). В картине, где присутствуют космические путешествия, телепортация и инопланетные существа, способность Джонни (Джозеф Куинн) время от времени воспламеняться уже не кажется чем-то невероятным.
Винтажная, космически-утопическая эстетика фильма во многом напоминает короткие рассказы Рея Брэдбери. Повествование строится вокруг Земли, где человечество договорилось уничтожить ядерное оружие и поручить разрешение конфликтов команде избранных — идея поистине вдохновляющая и почти утопическая.
Хотя Сью (Ванесса Кирби) берёт на себя львиную долю борьбы с главным антагонистом благодаря силе материнского начала, большинство решений в сюжете возникают как результат технологических прорывов.
«Фантастическая четвёрка: Первые шаги» — это чистая, энергичная и визуально насыщенная картина в рамках КВМ, полная мелких деталей, которые можно упустить с первого просмотра, но в своей основе она блестяще держит зрителя в напряжении до самого конца.
«Оценка»
Подобно эпизоду «Чёрного зеркала» или «Сумеречной зоны», «Оценка» даёт взглянуть на воображаемое будущее, избегая при этом многословного построения мира и избыточных пояснений.
Зритель сам заполняет пробелы, знакомясь с молодой, состоятельной парой — Мией (Элизабет Олсен) и Арьяном (Химеш Патель). Им отчаянно хочется завести ребёнка, но из-за экологического кризиса и жёстких ограничений на рост населения и использование ресурсов им необходимо сначала получить официальное разрешение.
Именно здесь появляется Вирджиния (Алисия Викандер).
Миа и Арьян проходят изнурительную семидневную оценку под руководством Вирджинии, которая выступает то в роли ребёнка в различных сценариях, то в роли неумолимого судьи их решений. Подменяя естественную человеческую функцию насильственным регулированием и внешним вмешательством, «Оценка» рисует мрачную картину возможного будущего, если состояние планеты продолжит ухудшаться.
Особенно сильны актёрские работы Элизабет Олсен и Алисии Викандер — их игра делает фильм одним из самых глубоких и провокационных научно-фантастических произведений года.
«Жизнь Чака»
«Жизнь Чака» — фильм, который ближе к магическому реализму, но всё же содержит важные черты фантастики. Это необычная работа режиссёра Майка Фланагана, основанная на одноимённой книге Стивена Кинга.
История рассказана в обратном хронологическом порядке и следует за Чаком (Том Хиддлстон), бухгалтером 39 лет, чья смерть совпадает с концом света. Во «Жизни Чака» многое остаётся нераскрытым, и хотя в других историях это могло бы раздражать, здесь такая неполнота кажется уместной и даже необходимой.
Жизнь Чака коротка, странна и не всегда соответствует его мечтам, но то, что выделяет его историю, — это то, как Флэнаган переосмысливает сам смысл смерти.
Простой сюжет подкреплён обаятельной главной ролью Тома Хиддлстона, который мастерски использует свой театральный опыт, особенно в сценах, где Чак предаётся своей страсти к танцам.
«Супермен»
Одной из главных ошибок Зака Снайдера, получившего доступ к безграничным ресурсам DC, стало превращение Супермена в угрюмого, мрачного и серого воплощения гнева. Джеймс Ганн, взявший теперь творческий контроль над DC Universe, предлагает совершенно иной образ: его Супермен — безупречен.
В картине «Супермен» Ганн представляет героя, которого мы все заслуживаем: Кларк Кент (Дэвид Коренсвет) многогранен и верен комиксам. Он — человек, постоянно сталкивающийся с соблазнами использовать свою силу ради собственной выгоды в коррумпированном обществе. Его выбор никогда не идти по лёгкому пути и вызывает у зрителя симпатию и поддержку.
Технологии играют центральную роль в сюжете: Лекс Лютор (Николас Холт) применяет всё более фантастический арсенал, чтобы уничтожить Человека из стали. В то же время технологии становятся главным инструментом члена «Лиги Справедливости» мистера Террифика (Эди Гатеги) — гения, одного из лучших второстепенных персонажей фильма.
Технологии могут использовать все — вне зависимости от моральных установок.
«Микки 17»
Обладатель «Оскара» Пон Джун-хо в сотрудничестве с Робертом Паттинсоном представил в начале 2025 года фильм «Микки 17» — нестандартную научно-фантастическую сатиру, напоминающую по духу предыдущие культовые работы режиссёра, такие как «Сквозь снег» и «Окча».
Главный герой, Микки Барнс (Паттинсон), вместе со своим другом Тимо (Стивен Ён) отправляется в экспедицию в глубокий космос, чтобы сбежать от долгов. Микки соглашается участвовать в программе «расходуемых» — сотрудников, выполняющих смертельно опасные задания. Каждый раз, когда он погибает, создаётся клон с полной памятью предыдущей версии.
«Микки 17» представляет передовую технологическую концепцию и показывает, как её непременно использует бездушный капиталистический аппарат, где жадность и коррупция ведут к полному отсутствию регулирования.
Пон Джун-хо развивает эту мысль, используя космические путешествия и научные эксперименты, чтобы продемонстрировать пугающие последствия знаний и науки без этических рамок. Даже если сатира местами кажется слишком осторожной, «Микки 17» остаётся своевременным и убедительным примером исключительного мастерства Пон Джун-хо как рассказчика.
«Громовержцы»
В «Громовержцах» немало глупостей, которые нельзя игнорировать (кто-нибудь когда-нибудь объяснит, как Баки Барнс стал конгрессменом?), равно как и множество ловушек КВМ, готовых выпустить пасхалки и «подшить» сюжетные концы. Тем не менее, «Громовержцы» — один из лучших фильмов Marvel Studios за долгое время.
Картина собирает группу изгоев, обречённых на уничтожение безжалостной стратегом и политиком Валентиной Аллегрой де Фонтейн (Джулия Луи-Дрейфус).
Пытаясь выбраться из ловушки Валентины, Призрак (Ханна Джон-Кеймен), Агент США (Уайатт Расселл), Елена Белова (Флоренс Пью) и Боб (Льюис Пуллман) запускают цепь событий, привлекающих внимание Красного Стража (Дэвид Харбор) и Баки Барнса (Себастьян Стэн), который пытается добиться отставки Валентины с поста министра обороны.
Хотя выявление главного злодея требует дополнительных пояснений, глубокая эмоциональная арка Елены — фактической главной героини — полностью компенсирует этот недостаток. Фильм определённо стоит посмотреть — и даже пересмотреть пару раз — хотя бы потому, что приятно видеть серьёзных персонажей, которым позволяют быть уязвимыми и одновременно остроумными.
«Хищник: Планета смерти»
После абсолютного хита «Добыча» студия 20th Century и большинство поклонников франшизы «Хищник» с радостью передали Дэну Трахтенбергу ключи от вселенной.
Его сиквел 2025 года «Хищник: Планета смерти» нуждался в таком доверии: идея снять PG-13 фильм в далёком будущем, где сам Хищник выступает в роли главного героя и сопровождается болтливым синтетическим агентом компании «Вейланд-Ютани» в исполнении Элль Фаннинг, казалась рискованной.
Это был ещё один резкий поворот для франшизы — но именно он принёс один из её лучших эпизодов.
«Хищник: Планета смерти» визуально ослепителен и наполнен потрясающими боевыми сценами, но поднимает планку именно за счёт эмоциональной линии, которая работает даже там, где, казалось бы, не должна. Вопрос «А что, если Хищник заведёт друга?» звучит на бумаге как пародия, но в фильме это работает — во многом благодаря харизме Фаннинг.
В основе всего — уважение к жанру приключенческой научной фантастики, которой сегодня так не хватает на большом экране. Это фильм про странный инопланетный дизайн, гигантских роботов и борьбу с собственным отцом. Пусть он и больше похож на роуд-муви, чем на хоррор, он органично вписывается в установленную мифологию франшизы.
«Бегущий человек»
Если судить только по рейтингу на Rotten Tomatoes, может показаться, что в «Бегущем человеке» Эдгара Райта мало чего стоит смотреть. И, честно говоря, в этом есть основания: фильм действительно упускает множество возможностей.
Привычное для Райта сочетание эксцентричной комедии, стилизованного экшена и искренних эмоций здесь нарушено, а сам фильм упускает шанс глубоко исследовать аспекты своего мира. Так почему же он всё же попал в этот список?
Есть одна веская причина: нам нужно больше киберпанка на большом экране, и «Бегущий человек» предлагает именно эту эстетику с той же аудиовизуальной точностью, на которой построен репутация Райта.
Трущобы мегаполиса, смесь старых раздолбанных машин и блестящих хромированных авто на дорогах, жестокая и насильственная лживость корпоративных медиа — всё это создаёт цельный и убедительный научно-фантастический антураж, пусть даже временами и подтачивающийся изнутри обилием навязчивого продукт-плейсмента.
Второй козырь фильма — звезда Глен Пауэлл. Маркетинг позиционировал картину как трамплин для новой звезды Голливуда, и Пауэлл оправдал ожидания, сыграв главную роль Бена Ричардса с взрывной, неутолимой яростью.
Это достойное продолжение культового фильма 1987 года с Арнольдом Шварценеггером и куда более верная адаптация одноимённого романа Стивена Кинга.
«Франкенштейн»
Многие считают «Франкенштейна» Мэри Шелли первым крупным произведением научной фантастики. Хотя этот роман неоднократно экранизировался за более чем 200 лет, «Франкенштейн» Гильермо дель Торо стоит в одном ряду с лучшими версиями.
Здесь есть всё: от отличной актёрской игры Джейкоба Элорди в роли Существа и маниакальной игры Оскара Айзека в роли Виктора Франкенштейна до пронзительной музыки Александра Депла. Но больше всего фильм запоминается по одной причине — он визуально ошеломляет.
Практически каждый кадр картины достоин отдельного внимания, и дель Торо редко повторяется в приёмах. Длинные скользящие планы, величественные панорамы, асимметрия, яркая цветовая палитра, клаустрофобные конфронтации и напряжённые боевые сцены — всё это создаёт цельное полотно, не дающее зрителю отвлечься ни на секунду.
Дель Торо всегда славился сильной визуальной составляющей, но в «Франкенштейне» она достигает предела эффективности.
«Люби меня»
По мере стремительного развития искусственного интеллекта многие рассказчики пытаются подойти к этой теме с разных сторон. Кто-то исследует этические последствия ИИ в контексте контроля и автономии, кто-то фокусируется на его зловещих применениях, а кто-то ищет в этом потенциал для оптимизма и переосмысления смысла жизни.
«Люби меня» занимает среднюю позицию между этими подходами, и именно необычность его посылки компенсирует некоторые слабые места.
«Она» (Кристен Стюарт) — таково принятое имя искусственного интеллекта,пробуждённого спустя долгое время после вымирания человечества. Изучая воспоминания о людях, чьи жизни когда-то вращались вокруг неё, Она увлекается идеей любви и чувств.
Она устанавливает контакт с орбитальным спутником, которого называет «Он» (Стивен Ён), и вместе они отправляются в долгое эмоциональное путешествие, стремясь обрести истинную самосознательность и отдать дань красоте человеческой любви.
Это, несомненно, захватывающий фильм, который, надеемся, вдохновит других авторов на исследование границ ИИ в художественном контексте.
«Компаньон»
Тихо вышедший в начале 2025 года фильм «Компаньон» получил широкое признание за своевременность темы и эмоционально насыщенную подачу.
Картина рассказывает о молодой паре — Джоше (Джек Куэйд) и Айрис (Софи Тэтчер), которые приезжают с друзьями Джоша в уединённый дом у озера. После тревожного инцидента с владельцем дома Айрис внезапно узнаёт, что на самом деле является андроидом-компаньоном, подконтрольным приложению на телефоне Джоша.
Фильм развивается как хоррор: Айрис — «последняя девушка», сражающаяся за свою жизнь, а её противник, Джош, — монстр, скрывающийся на виду у всех.
«Компаньон» предлагает острый комментарий к этическим дилеммам, возникающим вокруг искусственного интеллекта, и при этом не теряет эмоциональной глубины.
Фильм показывает будущее, в котором технологии дают власть жестоким и привилегированным, позволяя им лишать других людей свободы воли, но в то же время он напоминает, что любовь, сострадание и доброта способны стать катализаторами перемен.
А какой фантастический фильм в этом году запомнился вам больше всего?
Надеюсь, вам понравилась эта статья. Если да — поставьте лайк и обязательно подпишитесь на мой Telegram-канал, посвященный фантастике. Там вас ждет много полезных рекомендаций и интересных обсуждения :)