Ручной тормоз, или «ручник», деталь, о которой вспоминают нечасто, как правило, когда он перестаёт держать, или машину вдруг начинает катить под уклон.
Между тем, исправный ручник, это не только про удобство парковки: это элемент безопасности вашей жизни и жизни окружающих. Представьте себе ситуацию: вы паркуетесь на склоне, не включаете передачу, и слабый ручник подводит…
Последствия могут быть неприятными вплоть до серьёзных аварий. Удерживает автомобиль на месте не только по привычке, но и по закону, за неисправность этой системы предусмотрен штраф, а в тяжёлых случаях - запрет на эксплуатацию.
Когда стоит подтянуть ручник самому?
Многие водители замечают проблему так: рычаг ручника приходится тянуть всё выше и выше, чтобы автомобиль остался на месте. Или машина всё равно медленно сползает на уклоне даже при полностью поднятом «ручнике».
Иногда индикатор на панели не загорается должным образом, это тоже звоночек. Если ваш авто не на гарантии, а навыков работы с инструментом чуть выше средних («открыть капот» не вызывает паники), многие машины позволяют подтянуть ручник своими силами буквально за час.
Но тут важно осознавать пределы своих возможностей: если что-то пойдёт не так, тормозная система, не та область, где можно экспериментировать.
Необходимые инструменты и подготовка:
Перед началом работы понадобится:
- Комплект головок и трещотка (чаще всего, на 10 и 12 мм);
- Отвёртка, плоскогубцы;
- Перчатки и ветошь;
- Домкрат и противооткатные упоры (если планируете работать под машиной);
- Фонарик (иногда регулировочный болт прячется глубоко).
Подготовьте рабочее место: автомобиль должен стоять на ровной поверхности, коробка передач, на первой передаче (или положение «P» для автомата), колёса подстрахованы упорами. Обязательно дайте остыть тормозной системе, если только приехали.
Разберем пошаговую инструкцию, как подтянуть ручник?
Шаг 1. Найти регулировочный механизм
У большинства автомобилей регулировка ручного тормоза находится либо под центральной консолью (возле рычага), либо под днищем рядом с тросами, реже
— в районе тормозных барабанов/суппортов задних колёс.
— Откройте руководство по эксплуатации: там почти всегда есть инструкция именно для вашей модели.
— Чаще всего нужно снять накладку или кофр подлокотника.
Шаг 2. Добраться до регулировочного болта
Если регулировка у рычага, откройте консоль (аккуратно подденьте пластик отвёрткой с тряпкой, чтобы не повредить). Там увидите регулировочную гайку.
Если доступ снизу, аккуратно поддомкратьте машину и найдите точку крепления троса возле днища.
Шаг 3. Подтягиваем ручник
— Используйте подходящий ключ или головку.
— Крутим гайку по часовой стрелке, небольшими оборотами, проверяя натяжение.
— Важно: после каждого оборота опустите и поднимите рычаг, чтобы почувствовать изменения.
— Рычаг должен блокировать колёса на 4–7 щелчке (у разных моделей свои рекомендации: обычно прописано в сервисном мануале).
— Не перетягивайте: слишком тугой ручник вызовет износ тросов, колодок и повышенный расход топлива.
Шаг 4. Проверяем результат
— Поднимаем рычаг: машина должна остаться на месте даже на уклоне.
— Колёса должны вращаться свободно при полностью опущенном рычаге и чётко блокироваться при поднятом. Если чувствуете подклинивание — ослабьте немного.
Шаг 5. Собираем обратно
— Прикручиваем все снятые элементы, ставим пластиковые заглушки/накладки на место.
— Пробуем ещё раз на ровной дороге и с уклоном, нейтраль, поднимаем ручник, колёса должны плотно стоять.
Важные нюансы и подводные камни:
- Регулируя ручник, оценивайте состояние троса и механизмов: троса изредка ржавеют и вытягиваются, в этом случае одной регулировки мало, нужна замена.
- Некорректно выставленный ручник может вызвать износ или даже поломку тормозной системы.
- Если ручной тормоз дисковый, больше нюансов с разбором, оцените свои силы трезво.
- Погрешности бывают и из-за «улетевших» накладок, иногда нужен более большой ремонт.
Распространённые ошибки и как их избежать?
- Перетянутый ручник, ощущается тугим, не «щёлкает» привычно, может скрипеть или даже «гореть» колодками.
- Недотянутый, требует поднятия рычага чуть ли не до потолка, машину всё равно уносит.
- Работы выполняются на незафиксированной машине, при любом откате можно получить травму: всегда подкладывайте стопоры!
Когда всё же стоит обратиться к специалисту?
- Если после регулировки авто уходит в сторону при торможении, есть посторонние шумы или запах гари, дальше экспериментировать нельзя.
- Если трос сильно заржавел, оборван, или тормозная система имеет особенности (электрический ручник, сложная конструкция), лучше доверьте вмешательство профессионалам.
Самостоятельная подтяжка ручника возможна, если у вас «классическая» конструкция и достаточный минимальный навык с инструментами. Это сэкономит время и деньги, добавит уверенности и продлит срок службы вашего авто.
Делайте всё неспешно, не забывайте о безопасности, уделяйте внимание каждому щелчку и ваш ручник будет надёжно держать, а вы, спокойно парковаться на любых склонах.
Вы согласны с доводами данной статьи? Надеюсь она была вам полезна и принесет много пользы. Делитесь личным опытом и поддержите канал лайком, подпиской и комментарием, вам е трудно, а мне приятно.