Найти в Дзене
Мастер Творцов

Густав Климт – «Поцелуй» (1907-1908 годы)

Густав Климт – «Поцелуй» Картина «Поцелуй», пожалуй, самое популярное и ясное прославление сексуальной любви у Густава Климта (годы жизни 1862-1918), и, вполне вероятно, его самая наиболее часто воспроизводимая другими художниками работа. Как и «Портрет Адели Блох-Бауэр I» (1903-1907 годы) – это одна из ключевых составляющих картин так называемой «Золотой Фазы» художника, которая длилась примерно с 1903 по 1909 годы, и часто считается ярким примером живописи в художественном стиле Модерн. Картина демонстрирует способность художника синтезировать произведение, опираясь на необычайно широкий спектр источников, хотя общая композиция при этом и остаётся довольно банальной. Тематика картины Климта очень проста: влюблённая пара, запертая в интимных объятиях на краю луга, обозначена светящимся, почти лоскутным узором цветов, который простирается прямо под ними. Построение композиции предполагает собой высокую степень знакомства с творческим движением под названием «Искусства и Ремёсла». К при
Густав Климт – «Поцелуй»
Густав Климт – «Поцелуй»

Картина «Поцелуй», пожалуй, самое популярное и ясное прославление сексуальной любви у Густава Климта (годы жизни 1862-1918), и, вполне вероятно, его самая наиболее часто воспроизводимая другими художниками работа. Как и «Портрет Адели Блох-Бауэр I» (1903-1907 годы) – это одна из ключевых составляющих картин так называемой «Золотой Фазы» художника, которая длилась примерно с 1903 по 1909 годы, и часто считается ярким примером живописи в художественном стиле Модерн. Картина демонстрирует способность художника синтезировать произведение, опираясь на необычайно широкий спектр источников, хотя общая композиция при этом и остаётся довольно банальной.

Тематика картины Климта очень проста: влюблённая пара, запертая в интимных объятиях на краю луга, обозначена светящимся, почти лоскутным узором цветов, который простирается прямо под ними. Построение композиции предполагает собой высокую степень знакомства с творческим движением под названием «Искусства и Ремёсла». К примеру, плоский рисунок луга и одежда фигур напоминают ткани, которые в конце XIX столетия производил Уильям Моррис (годы жизни 1834-1896).

Использование Климтом изысканных материалов, в частности листового золота и серебра, помогает подчеркнуть драгоценность работы и указывает на высокую степень специализированного мастерства при их использовании на холсте. Присутствие материалов конкретно здесь также напоминает сочетание цветной и золотой красок, использовавшееся в средневековых колофонах и других иллюминированных рукописях – источниках, которые также вдохновили Морриса на создание частной книгопечатни, известной как «Келмскотт-Пресс».

Однако у Климта исходный материал становится гораздо более сложным. Использование им золота можно проследить до его пристрастия к византийскому искусству, например, к золотым приискам для мозаик, которые он видел в Равенне (Италия) в 1903 году. И в то время как Моррис и средневековые источники использовали столь ценные материалы для возвеличивания текстовых тем – будь то слово Божье или же самая великая литература – Климт использует их для того, чтобы подчеркнуть священную природу человеческих взаимоотношений и связь между чувственными возлюбленными – ключевую тему, лежащую в основе большей части художественного стиля Модерн.

Связь с Модерном ещё больше подчёркивается преувеличением Климтом фигур, а также тем, как он, кажется, соединяет их образы воедино, несмотря на дихотомию квадрат-круг/мужчина-женщина. Наконец, размещение фигур на центральной полосе холста, когда их головы почти касаются верхнего края картины, напоминает приёмы, используемые в вертикальных японских ксилографиях, которые Климт жадно коллекционировал.

Учитывая все наброски Климта для этой работы, на которых изображается мужская фигура с бородой, возникает соблазн прочитать «Поцелуй» как автобиографический, с художником в качестве главного героя, а Эмилия Флёге (годы жизни 1874-1952) или Адель Блох-Бауэр (годы жизни 1881-1925), вполне возможно, послужили моделью для женщины-героини, хотя это остаётся чистой догадкой. Оставляя идентичность фигур весьма неоднозначной, Климт позволяет образу картины «Поцелуй» воплощать собой универсальное, вневременное видение романтической любви, а не просто личное и ситуативное значение, тем самым расширяя его привлекательность.

  • Художник – Густав Климт
  • Название – «Поцелуй»
  • Год создания – 1907-1908
  • Размеры – 180 х 180 сантиметров
  • Материал – Масло, листовое золото и серебро на холсте
  • Место нахождения – Галерея Бельведер (Вена, Австрия)