«Унесённые ветром» — больше чем фильм. Это настоящий кинематографический памятник, эпическая история, за которой скрывается другая, не менее драматичная — о съёмках, растянувшихся на годы, о безумном кастинге и о страстях, кипевших за кадром.
Как же создавалась культовая картина, изменившая Голливуд?
Всё началось с романа Маргарет Митчелл, опубликованного в 1936 году. Книга стала сенсацией, получила Пулитцеровскую премию и побила рекорды продаж. Продюсер Дэвид Селзник, загоревшись идеей экранизации, приобрёл права на фильм всего через месяц после выхода книги, заплатив баснословные по тем временам 50 000 долларов.
Задача казалась невыполнимой: нужно было уместить более тысячи страниц романа в фильм. Над сценарием бились 15 писателей, включая Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. Первоначальный вариант предполагал хронометраж в шесть часов, а работа над финальной версией была настолько изнурительной, что продюсер Селзник однажды потерял сознание от истощения прямо во время обсуждений. Однако главной и самой авантюрной частью подготовки стал кастинг, превратившийся в общенациональное шоу...
Это была самая масштабная охота за актрисой в истории кино. Селзник хотел найти идеальное лицо и провёл массовый кастинг, чтобы подогреть интерес публики. Было рассмотрено более 1400 актрис. Среди претенденток были звёзды первой величины! В декабре 1938 года, когда уже шли съёмки сцены пожара Атланты, брат продюсера подвёл к нему молодую британскую актрису Вивьен Ли со словами: «Я хочу, чтобы ты встретил свою Скарлетт О’Хара». Селзник был поражён: «Я никогда не оправлюсь от этого первого взгляда».
Несмотря на британское происхождение, Ли обладала нужным «огнём» и харизмой. Она сама фанатично хотела эту роль. Режиссёр Джордж Кьюкор, видевший её кинопробы, сказал, что искал актрису, «заряженную электричеством, в которой, казалось, сидит дьявол» — и нашёл её в Ли. Даже сама Маргарет Митчелл, увидев актрису, воскликнула: «Это моя Скарлетт!».
Если Скарлетт искали два года, то с Реттом Батлером ситуация была обратной: с самого начала все — от продюсера до публики — видели в этой роли только Кларка Гейбла. Но актер был под стягом студии MGM, во главе которой стоял Луис Б. Майер, тесть Селзника. Их отношения были натянутыми. В итоге стороны пошли на сделку: MGM предоставляло Гейбла и половину бюджета в обмен на 50% прибыли и права на дистрибуцию.
Ирония в том, что сам Кларк Гейбл не хотел сниматься. Он боялся не оправдать огромных ожиданий публики. Кроме него, на роль рассматривали и других актёров. Например, Гэри Купер отказался, заявив, что фильм станет «величайшим провалом в истории Голливуда».
Работу начал Джордж Кьюкор, но его уволили после нескольких недель съёмок. Официальной причиной были творческие разногласия с Селзником, но ходили слухи, что Кларк Гейбл, для которого Кьюкор был «режиссёром актрис», чувствовал себя обделённым вниманием. Его заменил Виктор Флеминг, но и он, измотанный конфликтами и тяжёлым графиком, вскоре слег с нервным истощением. Часть сцен доснял Сэм Вуд.
Отношения между Вивьен Ли и Виктором Флемингом были откровенно враждебными. Актриса демонстративно читала роман Митчелл на площадке, чтобы указать режиссёру на отклонения от книги. А её отношения с Гейблом были очень натянутыми. Непримиримые разногласия возникали в любовных сценах поцелуев. Голливудская улыбка Гейбла имела одно небольшое «но» — актер носил зубные протезы, которые ужасно пахли. Чтобы позлить партнершу по фильму дополнительно, актер ел чеснок.
Сложности поджидали картину на каждом шагу. Однажды для одной из масштабных сцен потребовалось 2500 статистов, но столько найти не удалось. Режиссёр пошёл на хитрость, использовав около 1000 манекенов, чтобы создать иллюзию огромной толпы. А для культовой сцены пожара Атланты студия не пожалела старых декораций. Были подожжены целые кварталы, оставшиеся от съёмок таких фильмов, как «Кинг-Конг» и «Последний из могикан».
Несмотря на все трудности, в декабре 1939 года фильм вышел на экраны и триумфально покорил мир. С учётом инфляции «Унесённые ветром» остаются самым кассовым фильмом в истории с предполагаемыми сборами около 3,7-4 миллиардов долларов. Картина получила 8 премий «Оскар» из 13 номинаций, включая награды за лучший фильм, лучшую режиссуру (Виктору Флемингу) и лучшую женскую роль (Вивьен Ли). Хэтти Макдэниел, сыгравшая Мамушку, стала первой афроамериканкой, получившей «Оскар» (за лучшую женскую роль второго плана).
«Унесённые ветром» навсегда остался в истории кино, но сегодня его восприятие неоднозначно. С одной стороны, это непревзойдённый образец голливудского эпика с выдающимися актёрскими работами, особенно Вивьен Ли, чья Скарлетт стала канонической. С другой — фильм критикуют за романтизированный образ рабовладельческого Юга и стереотипное изображение чернокожих персонажей. Даже в 1939 году Селзник старался смягчить некоторые моменты книги, убрав откровенно расистские выражения.
Тем не менее сила этой истории о выживании, любви и потере продолжает захватывать новые поколения зрителей. «Унесённые ветром» — это памятник амбициям, таланту и хаосу кинопроизводства, который навсегда изменил масштаб того, что мы называем большим кино.
Спасибо, что дочитали до конца! ✅
❗️МОЯ КНИГА "СВЯТЫЕ ГРЕШНИЦЫ. ЖЕНСКИЕ СУДЬБЫ В ПИСАНИИ" УЖЕ В ПРОДАЖЕ. Купить книгу можно на ВБ , ОЗОН, а также в книжных магазинах Читай-город и Буквоед ❗️
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:) Еще больше интересного про искусство простым языком в тг-канале.
Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: